Конный завод «Статус» расположен в Одесской области, в трех километрах от Белгорода-Днестровского. Это, кстати, один из древнейших городов мира, ему 2500 лет. Конюшня на 35 голов, небольшой крытый манеж, левады и 15 га пастбища. До черноморского побережья – 10 минут на машине.
Необычный Завод
Сердце конного завода – лаборатория искусственного осеменения с банком семени от топовых производителей. Нужно сразу сказать, что в своем хозяйстве Татьяна Иксанова применяет довольно непривычную для российского и украинского коннозаводства, но крайне эффективную стратегию. Во-первых, здесь совсем нет жеребцов-производителей. Отцы всех рожденных и будущих жеребят: Революшн, Фюрстенбалл, Морриконе, Сикрет, Грей Фланелль, Франклин и другие – прекрасно «помещаются» в сосудах Дьюара. Соответственно, здесь не применяется естественная случка – только искусственное осеменение. Надо сказать, что показатель зажеребляемости кобыл в 100 % указывает на высокий уровень проведения процедуры.
Вторая отличительная черта этого конного завода состоит в том, что это именно… конный завод. Не совмещающий основную деятельность с функциями конноспортивного клуба, тренировочного центра или пансиона. «Я не понимаю, как при конном заводе может быть, скажем, прокат или экскурсии, – говорит Татьяна. – Конный клуб тоже должен быть конным клубом – с отдельной инфраструктурой, правильно подобранными лошадьми. Если база практикует спорт высших достижений, значит все должно быть сосредоточенно только на этом: мощная инфраструктура, отличные грунты, профессиональные площадки. Конный завод – это «родильный дом». Вообще другая отрасль, которая столько оттягивает на себя энергии и внимания, что для того, чтобы делать все качественно, невозможно тратить время и внимание на что-то другое».
Лошадь в ипотеку
При таком подходе главным направлением работы хозяйства является продажа жеребят – практика, весьма популярная среди заводчиков в Европе. Татьяна Иксанова признает, что далеко не все всадники и тренеры готовы брать на себя риски, связанные с таким ранним выбором своего будущего спортивного партнера: «Зачастую люди предпочитают дать жеребенку подрасти, посмотреть на него, дождаться результатов первых стартов. У нас немножко другая политика – мне больше нравится продажа жеребят, а не молодых лошадей.
При такой стратегии у всадников появляется прекрасная возможность приобрести классную спортивную лошадь за гораздо меньшие деньги. Это при том, что в целом, наши цены более привлекательные, чем у европейских заводчиков.Однако не каждый спортсмен на это идет: при покупке жеребенка берешь лошадь дешевле, чем взрослую, но теряешь такой важный ресурс, как время».
Многие спортсмены не хотят ждать или не могут распознать потенциал у жеребенка, Но те, кто могут подождать и «видят» малыша, имеют возможность получить через некоторое время топовую лошадь, ценник на которую будет многократо выше, чем тот, который стоял на нее в жеребячем возрасте. «Один из многочисленных примеров такой практики в Европе, – рассказывает Татьяна, – жеребенок от Вивальди, проданный на аукционе за 22 тыс. евро. Через два года на лицензировании в Фердене он победил на керунге и был продан уже более чем за 2 млн евро на аукционе. Поэтому рынок жеребят в Европе настолько популярен. Это шанс получить очень хорошую лошадь за хорошие деньги. Дальновидность спортсменов и планирование будущего на несколько лет вперед – залог успеха».
За 10 лет в конном заводе «Статус» удалось селекционировать собственный, узнаваемый тип лошади: видный, яркий, с хорошей линией верха. На фото: Екатерина Шиварева и Бондиана (Сандроз Диамант – Беатрис – Аршин) 2014 г. р.
Нетрудно догадаться, что основные лошади конюшни – маточное поголовье. Сегодня оно составляет 15 голов. Остальные денники заполнены молодыми лошадьми: это жеребята, годовики, двухлетки, трехлетки. Половина из них уже продана, но оставлена новыми владельцами на доращивание. Татьяна предлагает собственную технологию продажи лошадей: «Например, у нас рождается жеребенок, мы обговариваем цену на него, допустим, это 20 тыс. евро. И покупатели спрашивают: "Можем ли мы ее оставить у вас после шестимесячного возраста?" Я всегда отвечаю: "Вы не только можете ее оставить у нас, но в таком случае, можете оплачивать лошадь в рассрочку – не обязательно сразу платить всю сумму". И иногда люди оставляют лошадь у нас до двух лет, и тогда 20 тысяч евро они оплачивают два года по 800 евро в месяц плюс постой. И людям комфортно, и у нас лошадь продана».
Такое приобретение лошади «в ипотеку» выгодно еще и по той причине, что постой в Одессе намного дешевле, чем в Москве, Санкт-Петербурге или в другом крупном городе. К тому же и климатические условия здесь гораздо больше подходят для молодых лошадей, чем, например, в подмосковном КСК. Сейчас около 10 голов молодняка, находящихся в «Статусе» на доращивании гуляют в полях или в больших левадах, растут в отличном климате. Пастбищный сезон здесь начинается в апреле и заканчивается в ноябре. Но и зимой лошади продолжают гулять в больших левадах. Летом, конечно, жарковато, зато совершенно нет оводов и гнуса.
Удаленный доступ
Свои первые покупки спермы топовых жеребцов Татьяна совершала на станции Пауля Шокемёле в Германии. Тогда она и выбрала для своих лошадей Ольденбургский племенной союз в качестве регистрирующей организации. Этот студбук по-прежнему вполне устраивает украинскую заводчицу, хотя для ее поголовья открыты двери и других спортивных племенных союзов Европы.
«Мы планируем в этом году закрыть конкурное направление и максимально расширить выездковое, – делится Татьяна Иксанова. – Это решение диктует сама жизнь – на данный момент в Украине нет конных заводов, профильно занимающихся выездковыми лошадьми топовой европейской селекции.
Сейчас особенные надежды я возлагаю на жеребят, которые родились в нашем хозяйстве за последние три года. За это время мы совершили настоящий прорыв в качестве выездковых лошадей. Наши две последние ставки очень прогрессивные. Думаю, эти лошади смогут конкурировать с лидерами коннозаводства».
Стоит сказать, что среди российских конников «Статус» – отнюдь не новое имя. Вплоть до 2019-2020 годов основной покупатель приезжал именно из нашей страны. «Около 80 процентов лошадей мы продавали в Россию. Но за последние пару лет активизировались украинские покупатели, они поняли, что не обязательно возить молодняк из Европы. В последние два года соотношение выровнялось: около половины лошадей продается в Россию, другая остается в Украине», – говорит Татьяна.
По ее словам, пандемия не усложнила процесс доставки лошадей в Россию. Логистика здесь, разумеется, отработана качественно и профессионально. К сожалению, из-за закрытых до сих пор границ, приехать из России и посмотреть лошадь не получается. Но современные реалии таковы, что большая часть лошадей – до 90 %, продается в формате онлайн, даже в Украине. Заводчица признается, что даже ее соотечественники, не испытывающие необходимость пересекать границу, не приезжают смотреть лошадей: людям достаточно видео.
«Удивительно, но вся эта история с коронавирусом отразилась на нас положительным образом, – констатирует Иксанова. – Продажи лошадей увеличились – активизировался внутренний рынок. Пандемия сработала не против нас, а наоборот – в нашу сторону, у нас осталась тенденция к росту и развитию. При этом цены не упали, остались на прежнем уровне.
Татьяна Иксанова и Феличита (от Фюрстенбалла), рожденная в к/з «Статус» в 2015 году
Бизнес – не основная цель
Многие покупатели приходят в «Статус» по рекомендации. Или за повторным приобретением – за второй и третьей лошадью. Откуда такое доверие? Все дело в том, что Татьяна всегда рассказывает о своих лошадях всю правду. «Тогда люди получают именно ту лошадь, которую хотели, – объясняет она. – Мое личное убеждение, что даже если лошадь имеет еще какие-то нюансы, всегда есть человек, который ищет вот именно такую. Это основополагающий момент в нашей работе.
У нас недавно был случай – продавали жеребчика, у которого был сложный характер. Была опубликована информация о том, что продается классный, но не простой конь – я описала, что он боится подходить, не дает ноги и прочее, но из-за этого готова снизить цену. В конце дня мне уже оправили аванс, через неделю забрали на одну из лучших конюшен Украины с конкурным направлением, и теперь я получаю море благодарностей за лошадь. Я сказала правду, и в результате владелец доволен, тренер доволен, а я довольна вдвойне».
Может показаться, что Татьяна как-то неправильно строит свой конный бизнес. Отчасти, это так и есть, ведь завод – это для нее вообще не коммерческое предприятие. Это ее детище, которым она живет и дышит. В которое вкладывает всю себя. Источник финансовой стабильности для Татьяны другой – отельный – бизнес, весьма логичный и обоснованный в курортной зоне на побережье Черного моря. «Моя главная цель – чтобы лошадь попала в соответствующие спортивные руки, а заработок в вопросе коннозаводства для меня отходит даже не на второй план, наверное, а еще куда-то дальше. Когда работа делается очень хорошо, деньги приходят как неизбежный результат. Я в этом убеждена».
_________________
Конный завод «Статус»: Украина, Одесская область, Бритовка, ул. Лиманская, 116А
тел: +38 067 743 50 79 (Viber, WhatsApp)