В 1994 году France Galop – организация, управляющая ипподромной индустрией Франции, – собиралась закрыть ипподром в Шантильи. В окрестностях французской столицы достаточно крупных конных центров: на память сразу приходят Лоншан, Венсенн или Фонтенбло, – поэтому трагедии не случилось, если бы к тому времени устаревший, тесный и занимающий слишком много места ипподром отправился на страницы истории. Так считали в France Galop. К счастью, такое мнение разделяли не все. На защиту Шантильи поднялась инициативная группа, которая смогла привлечь состоятельных инвесторов и сохранить дорожку. Более того, ипподром был реконструирован, увеличились трибуны и парковка, а позже еще и уложена всепогодная скаковая дорожка.
Сегодня Шантильи носит неофициальный титул конной столицы Франции: кроме ипподрома, здесь работает крупнейший как минимум в стране центр тренинга лошадей, Живой музей лошади, поло-клуб и ежегодно проходят этапы самой престижной конкурной серии турниров Longines Global Champions Tour. А все потому, что однажды люди, от которых зависит судьба исторического места, поняли: прошлое должно стать основой, а не препятствием для будущего. Нужно лишь взглянуть на него немножко по-новому.
История верных решений
В 95-летней истории Московского конного завода №1 бывали времена, когда угроза прекращения деятельности (то есть выращивания лошадей орловской рысистой породы) могла стать реальностью. Однако руководство всегда находило спасительное решение.
Когда Никита Сергеевич Хрущев собирался «железным конем заменить крестьянскую лошадку», именно директор МКЗ № 1 Завильгельский донес до генсека мысль, что племенное коннозаводство – важная отрасль народного хозяйства, способная приносить валютную прибыль. Это было не пророчество, а здравый смысл: с 1970 года в специально построенном манеже с трибунами здесь стали проводиться аукционы лошадей для иностранных покупателей.
Со своей ролью образцово-показательного коневодческого хозяйства, расположенного в 40 километрах от Кремля, кстати, завод всегда справлялся прекрасно. Гостями МКЗ № 1 были десятки знаменитостей, в том числе Максим Горький, Герберт Уэллс, Ромен Роллан, маршал Буденный, Анастас Микоян, Леонид Брежнев, Лучано Паваротти, Ричард Никсон, Фидель и Рауль Кастро, Джина Лоллобриджида, Борис Ельцин.
После распада СССР МКЗ № 1 чудом продержался еще десять лет, избежав банкротства и «распила» территории в эпоху разгула криминальных сил. Трагедия того времени заключалась в том, что государство прекратило финансирование предприятия, которое прежде не имело опыта свободного экономического плавания. Этот вызов далеко не все коневодческие предприятия нашей страны смогли тогда принять. Многие конные заводы стали стремительно угасать. Первому московскому нужен был новый надежный инвестор. Спасение пришло в 2001 году в лице акционеров ПАО «Акрон». С тех пор хозяйству уже ничто не угрожало.
Живое наследие
И все же главное сокровище, которое так бережно хранит и умножает Московский конный завод № 1, – это, конечно, орловский рысак.
Фраза «национальное достояние» в связке с орловской рысистой породой уже, пожалуй, превратилась в клише, от которого все чаще веет пафосно-патриотичной приторностью. Но от частоты употребления этого определения, пусть часто и в популистских целях, оно не утрачивает своего значения. Орловец по-прежнему остается частью нашего исторического наследия. Среди универсальных «маркеров» русской культуры для иностранцев, вроде Dostoevsky, Tchaikovsky, Mendeleev table, Matryoshka или Bolshoi Theatre, непременно окажется и Orlov trotter. Наша страна подарила миру многое, за что другие народы нам благодарны. Орловский рысак, безусловно, есть в этом списке.
Свежее подтверждение этому – слова австралийского спортсмена и тренера Гэри Ролланса во время недавнего посещения МКЗ № 1: «Орловские рысаки – очень стильные лошади, с хорошим характером и темпераментом. Важно было увидеть лошадей вживую и убедиться, таковы ли они, какими я себе их представлял. Они производят большое впечатление своим стилем, темпераментом и типом. Полагаю, такой тип лошадей подошел бы для многих спортивных дисциплин в Европе и во всем мире, конечно. Я думаю, у этой породы есть большой потенциал».
Ядро породы
В развитии породы роль Московского конного завода в ХХ веке, пожалуй, соизмерима с ролью Хреновского – в веке XIX. Здесь было выращено 24 рекордиста, установивших 36 всесоюзных и всероссийских рекордов. 12 раз питомцы МКЗ № 1 выигрывали приз Барса. 14 раз лошади завода признавались лучшими в породе среди сверстников по типу и экстерьеру.
Трехкратный чемпион Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (в 1954, 1957 и 1961 году), победитель большинства орловских и открытых традиционных призов на ЦМИ, первый представитель породы, победивший и в зимнем, и в летнем дерби как для орловцев, так и в открытом. Все это – Квадрат. Легендарный жеребец, ставший в буквальном смысле символом МКЗ № 1 – изображение его памятника, установленного на заводе, сегодня лежит в основе логотипа хозяйства.
Легендарный КВАДРАТ (Пролив – Керамика) 1946 г. р. – гордость МКЗ № 1
Многие жеребцы, рожденные в Московском конном заводе, с успехом использовались в других хозяйствах: Помпей, Блокпост, Фант, Крикун и другие. На заводе ведется работа с 7 маточными семействами – это, без преувеличения, золотой фонд породы, определяющий состояние ее генетического потенциала.
Кроме этого, несколько лет назад Московский конный завод № 1 выступал одним из инициаторов включения орловского рысака в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Если бы позиция государства была тогда более активной, возможно, сейчас порода имела бы этот заслуженный статус. Еще одной важной заслугой завода стало активное участие в популяризации русской тройки в XXI веке. Знаменитая серая тройка ПАО «Акрон» с коренником Александритом долгое время украшала заставку программы «Вести».
Тройка ПАО «Акрон»
Новая реальность
Орловский рысак – сегодня одна из наиболее распространенных в российском коннозаводстве пород, хотя за два с половиной столетия своей истории как минимум дважды ее состояние приближалось к «точке невозврата».
Но орловец победил и метизацию в начале ХХ века, и постперестроечную разруху в его конце. Но говоря о судьбе породы, мы, конечно, имеем в виду не столько лошадей, сколько людей, преданных любимому делу, работающих в племенных хозяйствах, которых сегодня осталось совсем немного. А печальный пример расформированного Пермского конного завода красноречиво указывает нам на то, что в современных реалиях главная отечественная порода все еще находится в зоне риска.
Орловский рысак предназначен, в первую очередь, для беговых испытаний. Конечно, на наших ипподромах все еще проводятся традиционные закрытые призы, но хронические проблемы ипподромной индустрии в целом создают серьезную угрозу для рынка рысистых лошадей. Оборот тотализатора, к сожалению, все еще не дает достаточно отчислений в призовой фонд испытаний, чтобы стабильно стимулировать коневладельцев приобретать рысаков, оплачивать труд наездников и записывать лошадей на призы. Современные владельцы рысистых лошадей – это энтузиасты, не получающие финансовых бонусов от своих питомцев.
Законы рынка – как и законы физики – работают, независимо от того, нравятся они нам или нет. Поэтому в условиях отсутствия спроса реализовывать лошадей орловской рысистой породы по более-менее приличным ценам сегодня крайне тяжело. Сейчас уже никто не скрывает, что племенное коннозаводство само по себе, без дополнительных видов деятельности, убыточно. И это очередной вызов.
Но Московский конный завод № 1 справится и с ним. Руководство и собственники МКЗ всегда любой ценой сохраняли возможность племенной работы с орловской рысистой породой. Решение о выборе ПАО «Акрон», очевидно, было совершенно правильным – хозяйство не только удержалось на плаву, но и отметилось очередными достижениями. В новейшее время в МКЗ № 1 были рождены лошади, ставшие достоянием породы: Флористика, Белизна, Гильза, Кавычка, Финист. С 2013 по 2017 год МКЗ № 1 признавался лучшим в нашей стране заводом по разведению орловской рысистой породы.
Последние годы МКЗ выходит и на международные рынки, проводя активную работу по популяризации орловских рысаков во всем мире. Год назад завод посетил чемпион мира по драйвингу Брам Шардон. В ходе визита прошли переговоры, в рамках которых были обсуждены возможности продвижения орловской рысистой породы в Европе, а также требования к современным лошадям для спортивного драйвинга: особенности строения, темперамента, заездки и первичной подготовки. Гость высказал уверенность в том, что орловская рысистая порода заслуживает международного признания. Лошади Московского конного завода № 1, отличающиеся особым типом, сочетающим в себе великолепный экстерьер, крепкое здоровье и хорошую резвость, могут быть востребованы за рубежом в качестве новой перспективной породы для спортивного драйвинга.
Каждый год осенью МКЗ проводит аукцион по продаже лошадей. Благодаря им несколько орловских рысаков теперь живут в Финляндии, Германии, Канаде, Китае и других странах. На последнем осеннем аукционе продано три лошади в США. Стоит отметить, что это еще и уникальный случай, так как на американском рынке представлена своя, стандардбредная, порода, которой орловской рысак конкурент по красоте, но не по резвости.
Уже этой весной орловского рысака выбрал себе известный австралийский спортсмен и тренер Гэри Ролланс. Он отметил, что у породы огромный потенциал в традиционной экипажной езде и экипажном конном туризме.
Сегодня руководство предприятия снова стоит на пороге важного решения, которое способно обеспечить заводу будущее.
Конноспортивный клуб
В 2002 году в МКЗ № 1 была открыта детская конноспортивная школа (ДКСШ). На открытии присутствовал сам Президент Владимир Путин, который подарил школе гнедого арабского жеребца Альбатроса. Этот благородный жест имел большое значение для укрепления статуса Московского конного завода. С тех пор спортивное направление здесь стало развиваться наравне с племенным.
Бесплатная детская спортивная школа на Рублевке – согласитесь – удивительное явление. ДКСШ – это своеобразный социальный объект, который способствует гармоничному социальному и эстетическому развитию детей.
Воспитанники Детской конноспортивной школы МКЗ № 1
Сегодня в школе занимаются порядка 80 мальчиков и девочек из Москвы и Подмосковья в возрасте от 10 до 18 лет из семей разных социальных групп. Занятия проводят опытные тренеры, которые имеют индивидуальный подход к каждому ученику, составляют программы занятий и внедряют новые методики тренировок.
Ребята учатся правилам обращения с лошадьми и их содержания, осваивают азы верховой езды, вольтижировки, посещают занятия по общей физической подготовке. C первого дня работы школы занятия абсолютно бесплатные, спортсмены обеспечиваются всей необходимой экипировкой.
Сегодня все объекты инфраструктуры находятся в прекрасном состоянии и отвечают стандартам ведущих конноспортивных комплексов. Конный завод располагает двумя манежами, просторной открытой площадкой (и будет построена еще одна) – все с профессиональным еврогрунтом.
Ежегодно здесь проводятся муниципальные соревнования на Кубок памяти Н. М. Шурыгина, Кубок МКЗ по конкуру и выездке и другие старты. После реконструкции в соответствии с проектом «Всюду жизнь» конноспортивная инфраструктура завода будет способна принимать турниры самого высокого – международного – уровня.
«Всюду жизнь»
Вплоть до недавнего времени основная часть территорий, принадлежащих ОАО «Московский конный завод № 1», использовалась на нужды молочного скотоводства. Сейчас принято решение отказаться от этого направления деятельности – все-таки надо признать, что заниматься сельским хозяйством на земле, включенной в состав «Новой Москвы», в 20 километрах от МКАД, экономически нецелесообразно. Кроме того, необходимо было устранить попадание существующей жилой застройки в санитарно-защитную зону молочных ферм в соответствии с законодательством. Спасительной для сохранения хозяйства мерой может стать девелопмент – комплексное развитие территории.
Конный завод станет частью жилого кластера с искусственным и натуральным ландшафтом, открытым общественным пространством и дозированной малоэтажной жилой застройкой с развитой социально-культурной инфраструктурой.
Концепция проекта «Всюду жизнь» получила первое место в номинации «Развитие не застроенных территорий» в конкурсе «Лучшие архитектурно-градостроительные концепции на международном архитектурном фестивале «Зодчество». В отличие от надоевших районов, облепивших Москву, с гигантскими домами-муравейниками, большим скоплением автомобилей и вечно переполненными мусорными баками, концепция «Всюду жизнь» предполагает не перекраивание ландшафта, а естественное включение в него. Тем более, что эта местность – один из самых живописных уголков Подмосковья.
Из 1284 га территории под жилую, общественную, инженерно-транспортную инфраструктуру предусмотрено всего 336 га. Все остальное – то есть более 60 % – будет использовано для природных, рекреационных целей. Кроме сохранения всей инфраструктуры конного завода и детской спортивной школы, предусматривается строительство горнолыжной базы, агротуристического комплекста, гольф-центра, охотничьего и рыболовного клуба, системы парков, бульваров и аллей, спортивных и детских площадок, церкви, обустройство набережной и сохранение природной притягательности реки.
Макет проекта «Всюду жизнь», включающего конный завод в современный жилой кластер «Новой Москвы»
Проект предусматривает строительство малоэтажного жилья со всей социальной инфраструктурой, с акцентом на сохранение природной и коннозаводческой составляющей. При этом, будет создано более 8 тысяч рабочих мест, что сократит нагрузку на транспортную систему.
В рамках проекта «Всюду жизнь» большая реконструкция ожидает и здания завода. Например, уже в нынешнем году будет полностью обновлен конноспортивный манеж детской спортивной школы.
Этот проект откроет перед хозяйством новые возможности, сделает одним из ведущих центров не только рысистого коннозаводства, но и конного спорта. А главное – позволит, несмотря на все экономические проблемы, сохранить самое ценное – племенное ядро орловской рысистой породы.
Может быть, где-то и бывает так, что ради будущего приходится отказаться от прошлого. Но только не в случае Первого московского конного завода. Его прошлое слишком бесценно, чтобы от него отказываться.