Сезон на больничном
В начале мая Энейбл, чье возвращение ожидалось с таким нетерпением, получила травму ноги. «Дело было в крохотном кровеносном сосуде, разрыв которого привел к кровоизлиянию в суставную сумку запястья, – пояснил позднее тренер кобылы Джон Госден. – К счастью, это не был перелом или травма связок. Я не хочу сказать, что решить проблему было так же легко, как остановить носовое кровотечение, но она лежала в той же плоскости». Хотя речи о завершении карьеры Энейбл не шло, тем не менее, ставки на ее соконюшенника Крэксмена в призе Триумфальной арки резко возросли.
Однако и у него сезон не задался с самого начала, правда, по другим причинам. Предполагалось, что в отсутствие главной соперницы Кубок коронации (Гр. 1, 2420 м) достанется Крэксмену без особого труда, но он едва выцарапал победу у французского аутсайдера Салуэна, лидировавшего на протяжении почти всей скачки. Фрэнки Деттори пришлось серьезно потрудиться – жеребец шел в посыле чуть ли не от половины дистанции и как будто вообще не очень торопился к финишному столбу. Госден, пожав плечами, сказал: «Ну, вот не нравится ему Эпсом, что тут поделаешь!», и выставил Крэксмена в Королевском Аскоте.
Перед стартом на приз Принца Уэльского (Гр. 1, 2004 м) жеребец был настолько расслаблен, что Деттори пришлось не только подбадривать его пятками, но даже пару раз тронуть хлыстом по плечу, чтобы пробудить к действию. Прямо со старта жокей принялся активно работать руками, однако смог добиться только второго места – повиснув на просвете в пару корпусов за Поэт'с Уордом, Крэксмен так и финишировал. После приза тренер сообщил, что жеребец «приветствовал всех кобыл, которые возвращались в конюшню после предыдущей скачки» и вообще думал о чем угодно, только не о работе. После Аскота он должен был стартовать в призе Короля Георга VI и королевы Елизаветы (Гр. 1, 2406 м), но пропустил его из-за неподходящей ему жесткой дорожки. Победа досталась все тому же пятилетнему Поэт'с Уорду, опередившему прошлогоднего второго призера Сент-Леджера Кристал Оушена, однако сильных трехлеток в поле скачки не было, и ожидаемой «битвы поколений» не случилось.
Публика и пресса перенесли свои ожидания на следующий большой приз сравнения – Джаддмонт Интернэшнл (Гр. 1, 2063 м) в Йорке, который проводится на предпоследней неделе августа. И он не разочаровал, наконец-то собрав по-настоящему яркую компанию. Семь из восьми его участников были победителями скачек 1-й группы, включая ирландского дербиста Лэтроуба и Сэксон Уорриора, который в начале сезона выиграл «2000 Гиней» в Англии. Фаворитом скачки стартовал Поэт'c Уорд, однако он остался вторым, уступив 3 ¼ корпуса трехлетнему Роаринг Лайону. Этот серый жеребец, который принадлежит катарскому шейху Фахаду аль-Тани, не выдержал дистанцию Дерби, где он занял третье место, но обрел себя в скачках на милю с четвертью, выиграв Эклипс Стейкс (Гр. 1, 2002 м), а позднее и Ирландскую Чемпион Стейкс (Гр. 1, 2012 м).
Тренировка
Впрочем, когда наступило время розыгрыша Триумфальной арки, ни Роаринг Лайон, ни Поэт'с Уорд среди ее участников не значились. Первый явно тяготеет к более коротким дистанциям, а второй, увы, получил травму. Зато, наконец-то, вернулась на скаковую дорожку Энейбл. Изначально предполагалось, что она должна восстановиться к Йоркширскому Оксу, проводящемуся в те же сроки, что и Джаддмонт Интернэшнл, но этого не произошло. Когда Энейбл была готова скакать, она уже успела пропустить все подходящие подготовительные старты по травяной дорожке, и ей оставалось выступить только по всепогодному кругу ипподрома Кемптон-Парк в Септембер Стейкс (Гр. 3, 2413 м). Несмотря на относительно низкий статус приза, у нее нашелся и достойный соперник – Кристал Оушен, который уступил только шею в призе Короля Георга VI и королевы Елизаветы. Пропустив 11 месяцев, соскучившаяся по скачкам Энейбл перед стартом выглядела слегка перевозбужденной, но на дистанции сразу же переключилась в привычный режим «суперпрофи» и с легкостью выиграла. Даже с учетом скидки на вес, которую получают кобылы, преимущество в 3 ½ корпуса над Кристал Оушеном выглядело впечатляюще. Дорога в Лоншан была открыта!
Между прочим, уже тогда в словах скакового менеджера Халида Абдуллы, владельца Энейбл, проскользнул легкий намек на то, что он не исключает возможность оставить ее в тренинге и на следующий год, раз уж нынешний так не задался. «Давайте сначала разберемся с Аркой, а там видно будет. После нее будут и другие варианты – например, Кубок коннозаводчиков», – сказал лорд Гримторп.
Скачка «для девочек»
За три дня до розыгрыша приза Триумфальной арки было объявлено, что Крэксмен все-таки пропустит его – дождей в Париже не дождались, и дорожка оставалась жесткой. Без него в итоговую заявку на приз попали 19 лошадей, включая лучшую трехлетнюю кобылу Европы Си Оф Класс, которую владельцам пришлось дозаписывать за 120 тысяч евро, так как даже в середине сезона она была еще слишком неопытна, чтобы всерьез претендовать на участие в главной скачке года. Зато с конца июля рыжая дочь победителя приза Триумфальной арки-2009 Си Те Старса в прекрасном стиле выиграла Ирландский и Йоркширский Оксы, превратившись в главного – во всяком случае на бумаге – потенциального соперника Энейбл.
В пользу двух английских кобыл громко говорила и статистика: с 2011 года приз Триумфальной арки лишь один-единственный раз выиграл жеребец – Голден Хорн в 2015 году. До некоторой степени это связано с тем, что жеребцы зачастую рано отправляются в завод, не достигнув настоящего расцвета, не говоря уже о пределе своих возможностей. Владельцы не рискуют выставлять их на скачки в старшем возрасте, чтобы не снизить коммерческую привлекательность будущих производителей в том случае, если дальнейшая карьера пойдет на спад. Четырехлетние жеребцы не выигрывали приз с 2007 года, когда победителем стал Дилан Томас – представитель Кулмора, который регулярно расщедривается, оставляя пару-тройку способных трехлеток скакать после завершения их «классического» сезона.
«Бросать вызов Энейбл – еще хуже, чем играть с «Барселоной». Хоть она иногда и проигрывает, но бороться разом с Энейбл, принцем Халидом, Джоном Госденом и самим Месси, то есть Фрэнки Деттори, это уже, скорее, как встречаться разом и с «Барсой», и с «Манчестер Сити», – сказал Андре Фабр. Впрочем, с учетом того, что Энейбл подходила к призу Триумфальной арки после урезанной подготовки, имея за плечами единственный старт по синтетическому покрытию, создавалось ощущение, что месье Фабр несколько сгущает краски.
Похоже, именно так считала и Крикетт Хед-Маарек, несколько лет назад тренировавшая двукратную победительницу приза Трев. Во всяком случае, перед нынешней скачкой она отдавала предпочтение не английским кобылам, а Вальдгейсту из конюшни самого Фабра. Этот четырехлетний жеребец в нынешнем сезоне выиграл Гран-при де Сен-Клу (Гр. 1) и «пробный» приз Фуа (Гр. 2), опередив своего соконюшенника и еще одного участника приза Триумфальной арки, пятилетнего Талисманика, год назад ставшего неожиданным победителем Бридерс Кап Турф. Третьей лошадью Фабра, имевшей хорошие шансы на платное место, был прошлогодний второй призер скачки Клот Оф Старт, который, так же как и Талисманик, выступает в цветах «Годолфина».
Нумерология стартовых боксов
Когда «первая леди британских скачек» прибыла во Францию за два дня до приза, ее разместили не в конюшнях при ипподроме, а в Шантильи, где обстановка была поспокойней. Она и так немало пережила за минувшие месяцы, когда была вынуждена наблюдать, как других лошадей выводят на работу и на скачки, не имея возможности к ним присоединиться. По словам Джона Госдена, Энейбл не просто нервничала, а откровенно злилась из-за своего вынужденного простоя, и не стоило снова подвергать ее подобным переживаниям накануне важнейшего старта.
После жеребьевки, во время которой фаворитке достался удачный 6-й номер, букмекерские конторы срезали ее котировки до минимума – большинство предлагало 2.0 (evens) или 2.10 (11/10). Си Оф Класс повезло гораздо меньше – ей предстояло стартовать из дальнего 15-го бокса.
Насколько в действительности важен стартовый номер в призе Триумфальной арки? Казалось бы, на дистанции 2400 метров при отсутствии крутых виражей, как на овальной дорожке, его роль должна нивелироваться. И тем не менее, если состояние турфа хорошее, он оказывается очень важен. Это наглядно показывает следующая статистика: 13 из 20 последних розыгрышей приза проходили по достаточно плотной дорожке, и 11 из 13 победителей стартовали из первых 6 боксов, а Синндар – из бокса номер 7. Единственной лошадью, сумевшей выиграть, имея на старте двузначный номер, был уже упомянутый Голден Хорн. При этом не стоит забывать, что выступавший на нем Деттори применил оригинальную тактику, первые 800 метров дистанции удерживая свою лошадь в поле наравне с лидерами, а потом переложившись к бровке и заняв удобную вторую позицию сразу за пейсмейкером.
У жокеев, получивших дальние номера, только два варианта ведения скачки: либо большую часть дистанции держаться полем, растрачивая силы лошади на прохождение поворотов, либо сразу занять позицию в глубоких тылах, рискуя не успеть пробиться вперед на финишной прямой. Есть, конечно, и третий способ, действенность которого три года назад продемонстрировал Деттори, однако для того, чтобы взять его на вооружение, нужно располагать не только классной, но и очень управляемой лошадью, способной спокойно перенести перемену привычной по предыдущим стартам тактики.
Тренер Си Оф Класс Уильям Хаггас, жена которого Морин Пиггот – дочь легендарного жокея, трижды становившегося победителем приза Триумфальной арки в 1970 годах, сказал перед скачкой: «Стартовый номер мне не нравится, но это уже проблема Джеймса Дойла. На лошади скачет он, и я не должен сбивать его с толку инструкциями. Что бы он ни сделал, и что бы не случилось, мы будем на его стороне». В свою очередь, лорд Гримторп невозмутимо заметил: «Хороший ли у нас номер, узнаем вечером в воскресенье. Я всегда думал, что мы тратим слишком много времени, обсуждая жеребьевку и состояние дорожки – те две вещи, на которые мы никак не можем повлиять».
Место встречи изменить можно
Прославленный ипподром Лоншан, отсчитывающий свою историю с 1857 года, проводил приз Триумфальной арки впервые после двухлетнего перерыва на реконструкцию, обошедшуюся, по разным источникам, в сумму от 140 до 145 млн евро. Центральным элементом проекта стала новая трибуна, возведенная по проекту Доминика Перро, которому доверено создание Олимпийской деревни для летних Игр 2024 года во Франции. Самая оригинальная деталь здания, выстроенного в духе довольно безликого и во всех смыслах прямолинейного модернизма – его цветовая гамма, выдержанная в золотистых тонах, которые должны перекликаться с осенними красками окружающего ипподром Булонского леса. Правда, в пасмурный день, когда состоялась скачка, от высокохудожественного эффекта не осталось и следа, а цвет трибуны вызвал у одного из британских телекомментаторов лишь предельно прозаическую ассоциацию с горчицей.
Вместимость новой трибуны меньше, чем у предыдущей – она рассчитана всего на 22 тысячи зрителей. Зато ощутимо возросла стоимость билетов, которая составила 75 евро. Только по сравнению с 2017 годом, когда приз проводился в Шантильи, она увеличилась больше чем в два раза, а три года назад за вход нужно было отдать и того меньше – всего 20 евро.
По меркам предыдущих лет в Лоншане собралось очень немного зрителей – лишь 35 тысяч против привычных 50-55. Впрочем, судя по отзывам иностранных гостей, это, возможно, было только к лучшему, потому что инфраструктура реконструированного ипподрома оказалась категорически не готова даже к такому наплыву публики. Особенно много неудобств доставляли бесконечные очереди, которые приходилось отстаивать буквально повсюду – за едой, «заоблачно дорогими» напитками, к терминалам тотализатора и в туалет.
Впрочем, владельцы лошадей и тренеры созданными для них условиями остались довольны. Их волновал другой вопрос – состояние скаковой дорожки, уход за которой, судя по всему, администрация полностью упустила из виду, сосредоточившись на самом строительстве. После весеннего скандала, когда ирландская лошадь споткнулась и чуть не упала во время розыгрыша классического приза Пуль д'Эссе де Пулен, траву перезасеяли, но еще в середине сентября целая группа жокеев подвергла качество дорожки критике, отметив, что состояние дерна сильно разнится от одного участка к другому. К счастью, руководство ипподрома догадалось приберечь до розыгрыша Триумфальной арки нетронутую полосу травы шириной более 10 метров, по которой и провели приз.
И все-таки Энейбл
Со старта скачку водил пейсмейкер Эйдена О'Брайена Нельсон, за ним держались его соконюшенник Капри (Сент-Леджер-2017) и серый Дефо под Андреа Атцени, который попытался воспользоваться тактикой Голден Хорна, то есть пройти начало дистанции полем, а перед поворотом переложиться к лидерам. Энейбл пристроилась в спину Капри рядом с шедшей по бровке японской лошадью, а Си Оф Класс, как и ожидалось, заняла позицию в самом хвосте рядом с ирландской Мэджикал. На фальшпрямой, которая выводит лошадей к финишному отрезку перед трибуной, Дефо начал отпадать, тогда как Энейбл, напротив, приблизилась к возглавлявшим скачку лошадям. За 300 метров до столба она отвернула в поле, поравнялась с лидерами и очень быстро отделилась на небольшой просвет.
Победа, казалось, была у Фрэнки Деттори уже в кармане, однако из плотной группы преследователей вдруг возникла рыжая легкая фигурка Си Оф Класс, которая буквально налетела на Энейбл финишем и едва не вырвала у нее победу, уступив меньше шеи. В корпусе за победительницей подошел прошлогодний второй призер скачки Клот Оф Старс, на ¾ корпуса опередивший своего соконюшенника Вальдгейста. Как и положено стайеру, Капри удержал за собой 5-е место, оставив позади одного из аутсайдеров Салуэна.
«Я был просто убит», – прямо признался в интервью жокей Си Оф Класс, которого безжалостные журналисты попросили описать свои ощущения в тот момент, когда его лошадь пересекла финишную черту. Позже Джеймс Дойл рассказал, что Киерен Фэллон и другие известные жокеи, чьим мнением он интересовался, в один голос поддержали его решение не менять привычную для Си Оф Класс тактику езды.
Энейбл стала первой в истории английской двукратной победительницей приза Триумфальной арки – и восьмой за все время проведения скачки (первым в 1921-22 годах был Ксар, последней в 2013-14 – Трев). Уже после финиша Джон Госден открыл карты, сообщив, что последние недели до приза тоже прошли не совсем гладко – был момент, когда кобыла затемпературила и пропустила работу. «Это был кошмарный год», – признался он. «Сейчас я испытываю только глубокое облегчение – радость придет позднее… Последние 100 метров стали вечностью для меня, для жокея и для лошади».
Сам Деттори, который выиграл рекордный шестой приз Триумфальной арки в карьере, оторвавшись уже на две победы от своего ближайшего преследователя Оливье Пелье, сообщил журналистам, что поначалу все шло точно по плану. «Я знал, что лошади О'Брайена будут задавать пейс для своих стайеров. Так оно и случилось. У меня была фантастически удобная позиция. Во время первой половины скачки с Энейбл все было неплохо, но и только, зато потом, на фальшпрямой, старушка ожила, лидеры оказались уже совсем близко, и я понял, что мы в игре. Я ждал так долго, как только мог – и за 300 метров до столба она включила свое фирменное ускорение. Я оглянулся, увидел, что мы на 3 корпуса впереди, и сказал себе – «да я выиграл!». Но восторг быстро сменился паникой. Когда она начала уставать, я убрал хлыст и постарался выжать из нее всю энергию до последней капли, чтобы только успеть добраться до финиша. Она не была такой же Энейбл, как в прошлом году, но она сделала свое дело, и это единственное, что имеет значение», – подытожил Фрэнки.
Не исключено, что владелец кобылы, принц Халид Абдулла, который уже более трех десятилетий остается одним из ведущих заводчиков Европы и всего мира, действительно пойдет на то, чтобы оставить ее в тренинге. Деттори уже успел намекнуть, что если все будет в порядке, то Энейбл сначала отправится за океан на Кубок коннозаводчиков, а вот потом… «До встречи в будущем году – на том же месте, в то же время!».