Национальное достояние России, гордость страны и даже символ русской души. Мы не стесняемся осыпать метафорами орловскую рысистую породу, потому что уверены, что сегодня ей ничто не угрожает. Говорить о ней можно с радостью и гордостью. Поголовье увеличивается с каждым годом, улучшаются результаты орловцев на ипподромах. Мы уже успели к этому привыкнуть, хотя в конце 1990-х положение дел было катастрофическим – орловские рысаки были на грани исчезновения. Порода восстановилась за 20 лет.
А еще с 1999 года на Московском ипподроме ежегодно проводились международные чемпионаты наездников, которых завсегдатаи ипподрома и просто любители рысистых бегов хорошо знают как «Дни Франции» в России. Что объединяет два этих факта? Это любовь. Чистая, высокая и настоящая. Между французским графом Домиником де Беллегом и орловской рысистой породой.
Душа России
Президент Французской рысистой ассоциации (SECF) Доминик де Беллег – потомственный конник. Причем можно сказать, что симпатия именно к орловцам – это у него семейное.
В конце XIX века во Францию были ввезены 40 орловских рысаков, оказавшие в дальнейшем существенное влияние на формирование французской рысистой породы. Не остался в стороне и заводчик-рысачник Антуан де Серна-Майард, дедушка Доминика. Он в 1884 году приобрел вороного жеребца Козыря, которого широко использовал в своем конном заводе – Флерель, колыбели французского рысака. Позже Антуан писал, что кровь орловцев принесла французскому рысаку больше, чем кровь американского. Уважение к породе и любовь к орловцам передалась и отцу Доминика Гийому, который продолжил дело Антуана. Затем управление заводом перешло к Доминику.
По мнению графа Де Беллега, орловцы – это душа России. Впервые он познакомился с родиной столь полюбившихся ему рысаков в 1990 году, когда тогдашний президент SECF Пьер де Монтенссон направил делегацию посмотреть состояние дел в рысистом коннозаводстве России. Приехав в нашу страну, французы увидели лошадей хорошего качества, познакомились с людьми, которые беззаветно преданы своему делу, но работавшими в тяжелых условиях. В тот первый визит были налажены связи с пятью ипподромами. Однако со временем из этих дружественных программ сохранилась только одна – матчевая встреча «Приз Москвы» на Венсеннском ипподроме и ответная встреча на столичном ипподроме России.
Впервые наши наездники посетили Францию в 1991 году. Тогда же ответный визит на ЦМИ сделали французы. С тех пор эти матчи стали ежегодными. А семь лет спустя по инициативе нового президента SEСF Доминика де Беллега, генерального секретаря Европейского рысистого союза, директора Венсеннского ипподрома Жака Шатье и президента нашего Содружества рысистого коневодства Аллы Ползуновой была разработана программа по поддержке и развитию орловского рысака. Как признался Де Беллег, эта идея возникла из-за того, что французы отметили острую нехватку финансирования орловского коневодства в России. «Спасение и возрождение орловского рысака – это сохранение мирового богатства конских пород. Если мы допустим исчезновение этой лошади, то косвенно навредим и французскому рысаку, и рысистым породам Скандинавии. Дать исчезнуть орловцу – это все равно, что уничтожить произведение искусства», – говорил Доминик.
Совместная работа
К сожалению, первая попытка демонстрации орловских рысаков на Венсеннском ипподроме в 1998 году закончилась неудачей. Прибывшие на ипподром Амьен лошади не прошли ветеринарный контроль и вернулись в Россию. Тогда было принято решение начать совместную программу с «Дней Франции» в Москве. Большой праздник по этому случаю прошел в июне 1999 года. Французская сторона во главе с Де Беллегом, посетившая ЦМИ, спонсировала три заезда для орловских рысаков и заезды для русских троек. Многие тогда не могли в это поверить и не верят до сих пор, что французская ассоциация вот так просто выделила деньги на проведение призов в России для российских лошадей. Первым чемпионом «Дней Франции» в Москве стал наездник Ованес Никогосян.
Обязательным условием «Дней Франции» в России стало проведение ринг-выводок. Это связано с тем, что, в отличие от всех остальных рысаков, экстерьер всегда был селекционируемым признаком в орловской породе. Поэтому – пусть и в ущерб резвости – настоящие орловцы сохранили свой прекрасный облик. Французы, задавшиеся целью восстановить породу, выделили также денежное поощрение чемпионам и призерам выводки.
Спустя год, впервые за сто лет, орловские рысаки выступили на дорожке Венсенна. Помимо необычных заездов, удивленная французская публика увидела потрясающие русские тройки, которые продемонстрировали фигурную езду и езду на резвость. Наши экипажи пользовались неизменным успехом у посетителей ипподрома и стали лучшим украшением «Дней России» в Париже. За 20 лет проведения русского праздника в Венсенне перед зрителями выступили более 30 троек из Ярославля, Костромы, Вологды, Тамбова, Липецка, Подмосковья, Рязани и Череповца. Кроме того, свое мастерство продемонстрировали наездники из многих уголков нашей страны.
Кроме поддержки орловских рысаков, французской и российской сторонами была разработана программа и по внедрению лошадей французской породы в Россию. В 2008 году по инициативе Ассоциации «Содружество рысистого коневодства России» французский рысак был включен в список селекционных достижений Министерства сельского хозяйства. С этого года представители этой породы могли испытываться на ипподромах России и разводиться в конных заводах. В 2012 году Россия присоединилась к международной программе «Французский рысак», которая сегодня успешно функционирует в 30 странах мира.
Эпоха возрождения
В 2018 году на юбилейной международной встрече на Центральном московском ипподроме граф Домник де Беллег признался, что гордится тем, какой вклад ему удалось внести в развитие и поддержание орловских рысаков в России. Это не просто слова. Если в начале, когда программа только запускалась, орловские лошади находились на грани исчезновения, а на ипподромах страны испытывалось не более 400 голов, то сейчас ежегодно на дорожках страны стартует более 1500 орловцев! За 20 лет увеличилось не только количество лошадей, но и значительно улучшилась резвость. Например, в 1994 году был выявлен только один орловский рысак класса 2.05 и 14 голов класса 2.10. В 2016 году все главные призы на столичном ипподроме разыграли резвее 2.05, а в призе Пиона три лошади показали результаты резвее 2.02. На сегодняшний день орловская порода лошадей – самая многочисленная среди рысаков в России.
За 20 лет программы сотрудничества запряжка русской тройки, которая уже казалось утраченной, вслед за орловской породой, тоже вновь обрела популярность. Ежегодно проводятся многоэтапные чемпионаты русских троек, собирая с каждым годом все больше и больше участников.
Начиная с 1999 года, «Дни Франции» в России проводились за счет SECF. Без личного участия Доминика де Беллега и его кураторства этой программы такое долгосрочное финансирование стало бы невозможным. В 2018 году французская сторона прекратила выделение средств на это мероприятие, несмотря на все усилия Де Беллега. Но это совершенно не означает, что такая прекрасная традиция канула в лету.
20 мая 2018 года впервые «Дни Франции» прошли за счет спонсоров из России. На поддержку проекта откликнулись Федерация конного спорта России, Международная ассоциация исламского бизнеса, ПАО «Акрон», конный клуб «Измайлово», Екатерина Забегина и другие неравнодушные к рысистому делу люди и компании.
Кроме матчевой встречи наездников из России и Франции, в этот день был разыгран приз в честь 75-летия президента SECF Доминика де Беллега. Конечно, он проводился для лошадей орловской рысистой породы, для кобыл 2014 года рождения. Это стало для него самым лучшим подарком на юбилей. Всего в этот день было испытано более 40 орловцев в 4 призах, не считая лошадей, участвовавших в чемпионате наездников и в заезде троек. Уже сам этот факт наиболее красноречиво говорит о том, что за 20 лет, проведенных в тесном российско-французском сотрудничестве, главная порода нашей страны восстановилась и сегодня продолжает динамично развиваться.
Любовь французского графа не осталась неразделенной. Орловская рысистая порода ответила ему взаимностью.