Среди любителей лошадей вряд ли найдется хотя бы один человек, который ни разу не слышал об ахалтекинской породе. Специфические климатические условия пустынь и оазисов Средней Азии и столетия селекции, направленной на получение идеального боевого товарища, сделали ахалтекинца непохожим на других: экстерьер прекрасной верховой лошади с выраженной восточной «изюминкой», яркие, часто с металлическим блеском, масти, удобные для всадника аллюры, ум и преданность хозяину. Спутать этих лошадей с представителями других пород совершенно невозможно.
Подарок другу
Сегодня поклонники этой древнейшей породы ведут работу с ней далеко за пределами ее «исторической родины», в том числе и в Подмосковье. Несмотря на то, что климат средней полосы России совершенно не похож на туркменский, здесь также есть успешные коневодческие хозяйства, занимающиеся разведением лошадей ахалтекинской породы. Одно из них – племенная коневодческая ферма «Шах-Теке», расположенная в Шаховском районе Московской области. И именно здесь родился буланый жеребец, благородный и в то же время мощный красавец Гуджур-Шах (Галалы – Акыллы).
Об этом жеребце можно рассказать многое. Любители скачек знают его по ярким выступлениям на Пятигорском, Краснодарском и Московском ипподромах. Но мало кому известна история становления этой лошади как мощного ипподромного бойца. Гуджур-Шах родился в середине марта 2011 года в хозяйстве «Шах-Теке», принадлежащем Евгению Кишенько. В это время у Евгения Владимировича гостил его друг и деловой партнер Исраил Осканов вместе с супругой. Жеребенок понравился Исраилу Магомедовичу, и Евгений решил подарить Гуджур-Шаха другу. Тот с радостью принял подарок, несмотря на то, что от коневодства и конного спорта был далек.
Конечно, к новому владельцу Гуджур-Шах переехал далеко не сразу. До полуторалетнего возраста он жил «в родительском доме» и лишь затем попал на Пятигорский ипподром в отделение к мастеру-тренеру Юрию Соколовскому.
(фото: Артем Макеев)
Путь к победе
Скаковую карьеру буланый Гуджур-Шах, представляющий цвета нового владельца, начал в двухлетнем возрасте, соответственно, на пятигорской дорожке. Серьезных успехов в свой первый сезон он не добился – из пяти стартов выиграл один гандикап и еще раз был вторым. Впрочем, главных результатов от него ждали в старшем возрасте.
В три года Гуджур-Шах выходил на старт семь раз, и вновь в его активе оказалась лишь одна победа. Правда, платных мест стало больше. Оставшись пятым в призе Открытия скакового сезона и выиграв именной приз, Гуджур-Шах затем финишировал вторым в Спринтерском призе. Став седьмым в призе Абсента, он три недели спустя финишировал четвертым в Ахалтекинском Дерби, а затем – третьим в призах им. С. М. Буденного и Закрытия скакового сезона.
В четырехлетнем возрасте Гуджур-Шах имел четыре старта на Пятигорском ипподроме. В первой скачке сезона – призе Мелекуша он финишировал пятым. Тремя неделями позже стал третьим в призе Элиты, а еще через месяц – четвертым в призе Юлдуза. Следующая скачка прозвучала мажорным финальным аккордом сезона. В дистанционном призе Российской Федерации (3200 м), где он опередил своего главного соперника, дербиста Рахмана (Пиастр – Рапсодия).
Вернувшись на дорожку Пятигорского ипподрома в 2016 году, Гуджур-Шах был настроен решительно. Забегая вперед, скажем, что прогнозы заводчика Евгения Кишенько оправдались в полной мере – с возрастом Гуджур-Шах становился только лучше. Это наглядно подтверждают его результаты. В возрасте пяти лет жеребец стартовал шесть раз. В первой скачке сезона, Вступительном призе, он занял третье место, после чего выиграл приз Элиты. В том же году он впервые был записан на самую дорогую скачку для лошадей ахалтекинской породы – приз Русский Аргамак, который проводится ежегодно в день розыгрыша приза Президента на ЦМИ. К сожалению, участие в скачке сорвалось. По дороге из Пятигорска в Москву Гуджур-Шах сильно простыл, и команда приняла решение снять его. Оправившись от болезни и вернувшись на родной ипподром, жеребец занял еще одно третье место – в призе ВНИИ коневодства. Лишь один раз за этот сезон Гуджур-Шах остался без платного места – в призе Юлдуза, но после этого он еще дважды приходил вторым – в призах Сравнения и Прощальном.
Специалисты, внимательно следящие за карьерой жеребца, начали поговаривать, что Гуджур-Шах – «лошадь одной победы». Дескать, он может выигрывать только единожды за сезон. Но в следующем году жеребец доказал, что это не так. В скаковом сезоне-2017 из шести стартов он выиграл три: призы Вступительный, ВНИИ коневодства и, наконец, Юлдуза. В этом же году он вновь попробовал побороться за Русский Аргамак. И не просто попробовал, а едва не выиграл, уступив всего лишь полголовы своему бывшему соконюшеннику Полат-Гирею (Гарант – Пандора).
На сегодняшний день в копилке жеребца 28 стартов, 7 побед, 10 платных мест и 676 550 рублей призовых. Гуджур-Шах – едва ли не единственный ахалтекинец, представляющий Республику Ингушетию на ипподромах страны и уж точно – одна из лучших скаковых лошадей региона.
После победы в призе Сравнения на Краснодарском ипподроме (фото: Наталья Будычева)
Истоки работоспособности
Конечно, скаковой класс лошади, как и другие ее качества, складывается из ряда факторов. Но в основе, безусловно, лежит происхождение и выгодная комбинация генов. Именно на родословную лошади всегда обращают пристальное внимание.
Родители Гуджур-Шаха выведены в Туркменистане. Его отец, светло-буланый Галалы (Сункар (Сагат) – Ялкым 2-я), рожденный в 2000 году в колхозе «Мир», был в числе первых лошадей ПКФ «Шах-Теке». Он был куплен в Россию в двухлетнем возрасте и не выступал на ипподромах. Вместо скакового тренинга Галалы был заезжен под седло и стал хорошей охотничьей лошадью.
Галалы принадлежит к линии Совхоза II, известного своей выносливостью. Совхоз II (Гиндукуш – Окись) был участником трех дистанционных конных пробегов, среди которых знаменитый переход Ашхабад – Москва 1935 года. Родословная Галалы представляет собой кросс линий Совхоза II и Скака. Галалы практически свободен от инбридинга – в его педигри повторяется только кличка Алмаза, и то – лишь в пятом ряду. При этом его родословная богата именами выдающихся производителей: Перен, Кир-Сакар, Гундогар, Карлавач. Дед Галалы, гнедой Сакланма (Совхоз II – Сабырли) дважды становился призером породных рингов.
Мать Гуджур-Шаха, гнедая Акыллы (Гарадил – Айлар), рожденная в туркменском хозяйстве «Сак» неплохо выступала на скаковой дорожке. Она выиграла лишь одну из десяти скачек в карьере, но остальные девять раз была в призах. Ее родословная построена на кроссе линий Кир-Сакара и Каплана. Акыллы имеет весьма дальний инбридинг на жеребцов Ангара, Качкыра, Кеймира и кобылу Кельте.
Дед Акыллы по прямой мужской линии, вороной Карадер (Кервен – Ельсона), прекрасно скакал до девяти лет. Он выиграл целый ряд традиционных призов, в числе которых призы Гелишикли (Большой Спринтерский), Элиты, имени Верховного Совета Туркменской ССР, Главконупра МСХ СССР, Дружбы народов, что говорит о широчайшем дистанционном диапазоне. Равных Карадеру на скаковой дорожке в то время фактически не было.
Далеко идущие планы
Зима – период затишья на скаковых ипподромах. Однако именно зимой проходит основная подготовка к грядущему скаковому сезону. Сейчас Гуджур-Шах, успевший отдохнуть после интенсивного скакового лета, проходит тренинг в Ставропольском крае под руководством своего бессменного тренера Юрия Соколовского. Трудно загадывать вперед, но планы у команды грандиозные – как минимум в третий раз попытать счастья и постараться все-таки выиграть главную ахалтекинскую скачку, приз Русский Аргамак. В этом году ее розыгрыш состоится 10 июня на ЦМИ.
До начала скакового сезона в Пятигорске остается два месяца. Первые старты будут даны 2 мая. Мы будем следить за успехами Гуджур-Шаха и непременно поделимся ими с вами.