Привет от О'Брайена
Ирландские 2000 Гиней в последнее время проводятся через три недели после аналогичной английской скачки, что позволяет лучшим трехлеткам принять участие в обоих призах. На сегодняшний день дубль «Ньюмаркет–Каррэг» удалось сделать восьми лошадям, первым из которых стал Райт Тэк (1969), а последним – Хенритенавигейтор (2008) из конюшни Эйдена О’Брайена. Всего на счету этого тренера рекордное число побед в ирландских «Гинеях» – 10, причем за последние пять лет его гегемонию смог нарушить только англичанин Джон Госден, год назад добившийся успеха с Кингменом из конного завода Халида Абдуллы.
На сей раз О’Брайен выставил трех лошадей во главе с главным фаворитом приза Глениглзом, ранее одержавшим легкую победу в Ньюмаркете. Среди его соконюшенников не было ярко выраженного пейсмейкера, чью роль неожиданно взял на себя третий призер английских «Гиней» Айвавуд, попытавшийся пролидировать со старта до финиша. И он был не так уж далек от того, чтобы преуспеть, так как еще за 400 м до финиша Глениглз сидел в «коробочке», будучи плотно прикрыт с поля другими лошадьми. К счастью, опыт жокея Райана Мура взял свое – как только перед ним открылся просвет, он молниеносно воспользовался возникшей возможностью и вывел фаворита на 1-е место. В конечном итоге Айвавуд проиграл Глениглзу меньше 1½ корпуса и вновь финишировал третьим, пропустив на финише еще и малоизвестного Эндлесс Драма, для которого «Гинеи» вообще стали первым выступлением в скачке группового уровня.
После приза О’Брайен не скупился на похвалы в адрес жеребца, отозвавшись о нем как о «лучшем майлере, который у нас когда-либо был». Нельзя не признать, что это очень весомая рекомендация со стороны человека, в чьей конюшне ранее стояли и Рок Оф Гибралтар, и Джордж Вашингтон, и тот же Хенритенавигейтор.
Если не считать неудачи в самой первой скачке для новичков и дисквалификации за помеху в 2-летнем призе Жана-Люка Лагардера, Глениглз практически не знал поражений в своей ипподромной карьере. Все остальные семь стартов он выиграл, уже после ирландских «Гиней» одержав победу в скачке Сент-Джеймс Пэлес Стейкс (Гр. 1), которая проводится в рамках Королевского Аскота. Именно здесь, как правило, впервые в сезоне встречаются лучшие 3-летние майлеры Британских островов и континентальной Европы. Нынешний год не стал исключением, и Глениглз оставил в побитом поле Мэйк Билива, выигравшего французский аналог 2000 Гиней – приз Пуль д’Эссе де Пулен. Правда, Мэйк Билив прошел явно ниже своих возможностей, а других серьезных соперников у питомца Эйдена О’Брайена в Аскоте не было, однако его собственных достоинств это никоим образом не умаляет.
Происхождение Глениглза можно назвать практически безупречным: он рожден от Галилео, который уже в обозримом будущем может отобрать неофициальный титул «короля производителей» у своего отца Сэдлер’с Уэллса, и Юар’сотриллинг, родной сестры «железного» Джайант’с Козуэя, в 2000 году выигравшего подряд 5 скачек 1-й группы. Эта кобыла не только неплохо скакала сама, выиграв две групповые скачки, но и блистательно дебютировала в заводе как матка: ее первым жеребенком стала прошлогодняя победительница ирландских «Гиней» Марвеллос, а вторым – Глениглз.
Сам себе заводчик
Рекорд по числу побед в ирландском призе 1000 Гиней принадлежит, как ни странно, вовсе не О'Брайену, а Хьюберту Хартигану, одержавшему 7 побед в период с 1928 по 1954 год, тогда как на счету хозяина Бэллидойла их «всего» 6. Не был он и единоличным лидером по числу участниц, заявленных для участия в скачке, – ровно столько же, то есть три, выставил и Джим Болджер, причем две из них должны были задавать пейс для Плейшкок, победительницы Блю Уинд Стейкс (Гр. 1) и одной из главных фавориток.
В итоге все сложилось для этой кобылы почти идеально – она спокойно следовала за своими «оруженосцами», а на финишной прямой вышла вперед и одержала победу с преимуществом в ½ корпуса над кулморовской Фаунд, которая пыталась навязать ей борьбу на финише. Десятой из 18 участниц финишировала Куолифай – никто и подумать не мог, что через две недели после такого бесцветного выступления она возьмет и выиграет Эпсомский Окс.
Вскоре после «Гиней» Плейшкок была куплена «Годольфином», оставившим ее в тренинге у Болджера, который является также и заводчиком кобылы. Он получил ее от чемпиона двухлеток Теофило и рожденной в США матки Торньех, дочери Уондеринг Лэйс, внучкой которой приходится классная Спэйн, победительница Бридерс Кап Дистафф. Как говорит сам Болджер, мысль о том, чтобы самому выращивать для себя скаковых лошадей пришла ему в голову еще в 1980-х годах, когда он тренировал ирландскую оксистку Гив Тэнкс, 2-летнюю чемпионку Ирландии Парк Эппил и Парк Экспресс, выигравшую ирландский Чемпион Стейкс. «Мне было не по карману покупать потомство этих кобыл, но как тренеру мне нужен был постоянный приток хороших лошадей, так что я решил взять дело в свои руки и разводить их сам».
Конечно, эта стратегия потребовала времени и удачи, которую принес Болджеру никто иной, как Галилео. Джим разглядел в нем будущего хорошего производителя, еще когда тот был новичком-двухлеткой, и не стал дожидаться, пока другие заводчики проверят это предположение на своих кобылах. С первого же сезона заводского использования Галилео он направил на случку с ним большую группу своих маток, и риск с лихвой оправдал себя, так как ему практически сразу удалось получить Теофило и ирландского дербиста Солджер Оф Форчуна. Несколько лет спустя Болджер точно так же возложил свои надежды на еще одного непроверенного производителя Нью Эппроуча, среди первых жеребят которого оказался Дон Эппроуч, ставший чемпионом среди двухлеток и выигравший 2000 Гиней в 2012 году. Продавая Теофило, Солджер Оф Форчуна и Дон Эппроуча шейху Мохаммеду, тренер не забывал всякий раз оставить за собой часть прав на случку с ними, так что теперь он имеет возможность каждый год крыть этими жеребцами около 65 кобыл. С другой стороны, соглашаясь на предложение о продаже Плейшкок, он благоразумно сохранил в своем заводе и ее мать, и младшую родную сестру.
Джек из Англии
Ирландское Дерби формально может претендовать на то, чтобы считаться одним из старейших в Европе – скачка под названием О’Дарби Стейкс проводилась еще в 1817-1824 годах, однако в своем современном виде приз был учрежден значительно позднее. Его отцами-основателями стали три ирландских аристократа: граф Хоут, маркиз Дрохида и граф Шарлемон, в 1866 году устроившие на равнине Каррэг, которой еще только предстояло стать ипподромом, скачку для 3-летних лошадей на довольно странную дистанцию 2819 м. Еще через несколько лет условия розыгрыша приза были приведены в соответствие с уже устоявшимися британскими традициями, и в нем стали время от времени стартовать иностранные лошади – так, в 1907 году Орби стал первым, кому удалось выиграть Дерби и в Англии, и в Ирландии.
Тем не менее до 1962 года, когда призовой фонд скачки значительно вырос благодаря отчислениям от национальной больничной лотереи, лучшие английские трехлетки редко принимали в ней участие. С тех пор ситуация изменилась и звание двукратных дербистов завоевали еще 16 лошадей – правда, в последние годы это все чаще были представители ирландских конюшен, которые добивались успеха в Британии, а не наоборот. Неудивительно, что рекордсменом по числу побед в Ирландском Дерби среди тренеров является Эйден О’Брайен – на его счету их уже 11.
В нынешнем Дерби конюшня Бэллидойл была представлена четырьмя лошадьми, которые составили ровно половину от всего поля. Помимо участников эпсом- ской скачки Джованни Каналетто и Килиманджаро, а также оксистки Куолифай, на старт вышел Хайленд Рил, который ранее занял 2-е место в призе Жокей-клуба под седлом Джозефа О’Брайена, сына Эйдена. Теперь же скакать на нем доверили Райану Муру, а это означало, что именно он рассматривается как главная «ударная сила» Кулмора. Однако главным фаворитом Ирландского Дерби считался все-таки не Хайленд Рил, а гастролер из Британии – годольфиновский Джек Хоббс, который занял в Эпсоме 2-е место за Голден Хорном.
Водивший со старта Сторм Те Старс продержался во главе скачки вплоть до заключительного фарлонга, где его обошел Джек Хоббс, быстро увеличивший свое преимущество до 5 корпусов. Третьим с таким же просветом подошел Джованни Каналетто, на полкорпуса опередивший Килиманджаро. Ни Хайленд Рил, ни Куолифай роли в распределении призовых мест не сыграли.
Джеку Хоббсу удалось прервать 22-летний период сплошных неудач для английских участников Ирландского Дерби – последним из них, кто смог одержать победу, до питомца Джона Госдена стал Коммандер Ин Чиф еще в 1993 году. Жеребец был куплен «Годольфином» в начале нынешнего сезона после двух запоминающихся выступлений – победы в гандикапе и второго места в призе Данте за Голден Хорном. До этого он принадлежал синдикату, одним из членов которого является жена Госдена, присмотревшего Джека Хоббса на аукционе годовиков, где он выложил за него не самые большие деньги – 60 тыс. гиней.
Отец Джека Хоббса – Холлинг, который в середине 1990-х по два раза становился победителем Эклипса и приза Джаддмонт Интернэшнл. На протяжении всей 17-летней заводской карьеры он использовался в принадлежащем шейху Мохаммеду аль-Мактуму конном заводе Далэм Холл Стейкс, а теперь доживает там свой век на заслуженной пенсии. Всего от Холлинга было получено более 50 победителей групповых скачек, хотя действительно выдающимся классом из них обладали лишь несколько голов, лучшим из которых, безусловно, стал Джек Хоббс.
Материнская сторона родословной ирландского дербиста в ближайших поколениях не блещет россыпью знаменитых имен – можно отметить разве что его бабку Голден Понд, которая выиграла три традиционных приза в США и Франции. При этом стоит отметить, что как сам Джек Хоббс, так и его родители вообще не имеют инбридинга в первых пяти рядах педигри – уникальный случай в современном чистокровном коннозаводстве, где нормой являются неоднократные повторения кличек Нотерн Дансера и Мистера Проспектора через их многочисленных потомков.
«Русский» след в судьбе ирландской оксистки
Несмотря на свой статус, Ирландский Окс – довольно молодая по меркам европейских классических призов скачка. Она была учреждена лишь в 1895 году, да и то первые 20 лет проводилась на «неправильную» дистанцию в 1 милю. Отметим для сравнения, что история французского приза Дианы насчитывает на 52 года больше, немецкого аналога – на 38 лет, да и российский Трехгорный приз был впервые разыгран еще в 1886 году. Тем не менее уже с середины ХХ века в Ирландском Оксе регулярно участвовали классные кобылы из других стран, так что среди списка его победительниц можно видеть таких звезд мирового турфа, как Далия (1973), Уиджа Борд (2004) и Сноу Фэйри (2010). Английские и французские тренеры выигрывали этот приз гораздо чаще, чем Дерби, а достижение одержавшего 6 побед сэра Майкла Стаута пока не может превзойти сам Эйден О'Брайен.
Перед стартом нынешнего розыгрыша создавалось впечатление, что «команда хозяев» имеет больше шансов на успех – местные конюшни были представлены такими лошадьми, как Керви, победительница Коронейшен Стейкс в Королевском Аскоте, и четвертый призер «Гиней» Джек Нэйлор. Однако результат вновь принес ирландцам разочарование – первой у финишного столба оказалась английская Коверт Лав, на 1¾ корпуса опередившая Джек Нэйлор, которая, в свою очередь, выиграла голову у Керви. Слабым утешением для собравшейся в Каррэге публики могло послужить разве лишь то, что на победительнице скакал известный ирландский жокей Пэт Смуллен, шестикратный национальный чемпион по числу побед за сезон.
Успех в Ирландском Оксе – самое большое достижение в карьере 34-летнего тренера Хьюго Палмера, в 2011 году купившего исторические конюшни завода Кремлин Стад в Ньюмаркете. Его «русское» название отнюдь не случайно – завод был выстроен в 1874 году князем Дмитрием Салтыковым, который вскоре после Крымской войны перебрался в Британию и со временем стал видной фигурой английского турфа, несколько лет подряд занимая пост одного из стюардов Жокей-клуба. Удивляться тому, что у молодого человека хватило средств на приобретение такой дорогой недвижимости, не стоит. Палмер происходит из старинной семьи промышленников, создавших знаменитую фирму Huntley & Palmers, которая в начале минувшего столетия являлась крупнейшим мировым производителем печенья.
В отличие от подавляющего большинства соперниц, гнедая Коверт Лав принадлежит не одной из коннозаводческих империй наподобие Кулмора или Дарли, а скаковому синдикату Fomo. Она была куплена на ирландском аукционе годовиков Goffs за скромную сумму в 26 тыс. евро. Отец кобылы Азамур, представляющий линию Нотерн Дансера через его не самого известного сына Найт Шифта, родился в конном заводе Ага Хана. Он выступал в лучших компаниях и выиграл четыре скачки 1-й группы, включая приз Короля Георга VI и королевы Елизаветы. Одним из постоянных соперников Азамура был ирландский дербист-2004 Грей Суоллоу – внук той же самой матки Бубинки, правнучкой которой приходится Коверт Лав. Правда, ее более близкие родственники с материнской стороны не отличались особо высоким классом, что отчасти и объясняет цену на торгах, далекую от ажиотажной.
Скаковая карьера Коверт Лав начиналась в скромных призах по всепогодной дорожке, но после убедительной победы в ограничительной скачке Хоппингс Стейкс тренер убедил членов синдиката не поскупиться и выложить 40 тыс. евро, чтобы дозаявить кобылу на Ирландский Окс. Теперь она, скорее всего, примет участие либо в Йоркширском Оксе, который проводится в конце августа, либо в сентябрьском Сент-Леджере. GM