Появление современных скачек связано с именем Короля Англии Чарльзом II, который в 1666 году организовал первые скаковые испытания по установленным правилам в специально отведенном для этого месте (Ньюмаркет). В сущности, он выступил и первым в истории спонсором скачек. Вслед за монаршими особами вкладывать средства в проведение призов стали коммерческие компании и частные лица. В ХХ веке такой вид инвестиций стал весьма прибыльным и, что немаловажно, престижным.
Скачки проводятся регулярно, сохраняя многолетние традиции, имеют хорошую репутацию и широкую известность благодаря собственной рекламной кампании и медиа-плану. Название спонсирующей компании зачастую прибавляется к официальному названию приза. Один из наиболее ярких примеров – знаменитый приз Триумфальной арки, который разыгрывается на ипподроме Longchamp во Франции. Полное название этой скачки сегодня в оригинале звучит Qatar Prix de l'Arc de Triomphe. И, скорее всего, оно сохранится таковым как минимум до 2022 года. Ведь именно на такой срок Клуб скачек и конного спорта Катара (Qatar racing & equestrian club) заключил спонсорское соглашение с организаторами приза (France Galop). В свою очередь, сам клуб поддерживают такие гиганты, как нефтяная компания Qatar Petroleum, Национальный банк Катара (QNB), строительная компания Al Emadi Enterprises, а также энергетические корпорации Total и ExxonMobil. Словом, неудивительно, что призовой фонд Триумфальной арки в 6,5 млн долл. является самым крупным в Европе.
Спонсор – не благодетель
Спонсорство – не меценатство, а инструмент продвижения какой-либо компании или бренда посредством участия в затратах на проведение массового мероприятия. То есть, по сути, взаимовыгодное сотрудничество с его организаторами. Главные цели спонсорства – это обеспечение информированности общества о своей продукции или услугах и ассоциирование собственного имиджа с участниками поддерживаемого события.
На трибунах собирается элитная публика. Это гарантирует наличие на мероприятии целевой аудитории. Все посетители ипподромов покупают программы скачек, в которых обязательно присутствуют логотипы спонсоров, а иногда и информационные статьи о них. А рекламные баннеры видят миллионы зрителей и сотни миллионов телезрителей, так как они располагаются вдоль финишной прямой. Название и логотип спонсора может быть на вальтрапах лошадей, наградных попонах, куртках конюхов, выводящих лошадей, стартовых боксах и даже на бриджах жокеев.
На сайтах организаторов крупнейших мировых скачек всегда предоставляется информация о количестве зрителей на трибунах, о медиаподдержке мероприятия, о его истории и традициях, о способах размещения рекламы, а также все прочие данные, которые могли бы привлечь потенциальных спонсоров. Подробности же всегда обсуждаются с менеджерами по развитию, и каждый более-менее крупный контракт имеет конфеденциальный характер.
Дальновидная политика
Прежде всего, скачки, конечно же, спонсируют те компании, чей бизнес непосредственно связан с ипподромами и лошадьми. Помимо одномоментной отдачи от рекламы, они заинтересованы в развитии скаковой индустрии и коннозаводства в целом. Поэтому скачки поддерживают крупные букмекерские конторы, аукционные дома, конные заводы, скаковые и спортивные СМИ. Английский приз 1 группы Эклипс Стейкс букмекерская контора Coral спонсирует с 1976 года. Эти два названия давно слились воедино. Эклипс Стейкс разыгрывается с 1886 года. Это скачка на 2000 м для лошадей 3-х лет и старше. Она проходит в начале июля на ипподроме Сандаун. В Эклипс Стейкс стартуют лучшие 3-летние лошади – победители и призеры главных классических призов, которые впервые встречаются с крэками старшего возраста. Спонсорская поддержка скачки позволяет привлекать сильных лошадей и собирать очень интересные компании. Вообще, очень многие букмекерские конторы спонсируют скачки: William Hill, Ladbrores, Bet 365, Totescoop6, Xpressbet, Тотеpool, Toteplacepot и многие другие.
Ведущий в Европе аукционный дом по продаже чистокровных лошадей Tattersalls с 1985 года спонсирует Золотой Кубок. Это скачка 1 группы для лошадей 4-х лет и старше на дистанцию 2112 м, учрежденная в 1962 году. Она проходит в конце мая на ипподроме Карра в Ирландии. В 2014 году призовая сумма Золотого Кубка Tattersalls составила 210 тыс. евро. С 2013 года аукционный дом принял решение поддерживать еще более престижный приз – ирландские 2000 гиней. Он был учрежден в 1921 году и никогда не страдал от отсутствия спонсоров. Это первый ирландский «классик» в сезоне. Разыгрываются оба приза в дни весеннего фестиваля на ипподроме Карра.
Комментируя решение спонсировать эти два приза, глава аукционного дома Tattersalls Эдмонд Махони сказал: «Наше спонсорство – это демонстрация стремления постоянно поддерживать скаковую индустрию нашей страны. А также дань уважения и признательности всем, кто работает в ней. Мы высоко ценим наших постоянных клиентов: заводчиков, коневладельцев, тренеров, агентов, представителей прессы, работников ипподрома – и хотим быть для них максимально полезными». Такая позиция демонстрирует понимание руководством аукционного дома очевидной истины: чем популярнее будут скачки в Англии и Ирландии, тем больше будет желающих купить лошадей на их аукционе. Впрочем, руководители всех предприятий и компаний, обслуживающих скаковую индустрию в цивилизованных странах, прекрасно понимает, что, спонсируя скачки, они поддерживают, прежде всего, самих себя. Потому что чем лучше будет развиваться чистокровное коннозаводство и ипподромное дело, тем более востребован будет их основной бизнес.
К слову, руководство упомянутого ирландского ипподромма Карра разработало гибкую программу по привлечению спонсоров. Так, минимальная стоимость пакета составляет всего 1,5 тыс. евро. Неудивительно, что в список партнеров этого ипподрома входят 46 компаний.
Повышение спроса
Самым крупным спонсором скачек в Европе является Европейский фонд коннозаводчиков (European Breeder’s Fund). Он основан в 1983 году специально для поддержания скаковых испытаний в европейских странах. За это время фонд вложил в европейскую скаковую индустрию 100 млн евро. Средства фонда формируются за счет коннозаводчиков, в основном владельцев племенных жеребцов, которые делают отчисления от прибыли, полученной за случку с их жеребцами. Ежегодно на спонсорскую поддержку фонд расходует более 5 млн евро. Причем, он выделяет деньги в основном на рядовые скачки для 2-летних лошадей, которые считаются менее привлекательными для коммерческих компаний. Организация не нуждается в рекламе и саморекламе, ее цель – обеспечить как можно больше участников в скачках лошадей, только начинающих свою карьеру. Поскольку деятельность фонда диктуется интересами коннозаводчиков, она направлена на повышение спроса на лошадей и популярности скачек. Чем больше двухлеток можно будет испытать на ипподромах, тем более эффективным станет племенной отбор по скаковому классу, а следовательно, и качество получаемого поголовья. Понимают это и отдельные коннозаводчики, поэтому многие из них тоже финансируют скачки. Будь то небольшая ферма по разведению скаковых лошадей или всемирно известный конный завод Coolmore, расходы на спонсирование ипподромных испытаний в их бюджет закладываются обязательно.
медийные спонсоры
В Великобритании, стране, пожалуй, с самой развитой скаковой индустрией, сформировалась обширная медиасреда вокруг скачек и чистокровного коннозаводства. Здесь имеет место финансовая поддержка отдельных крупных призов различными СМИ.
Например, знаменитое английское издание Racing Post спонсирует один из самых крупных призов для лошадей 2-х лет. Это скачка первой группы на 1600 м. Она проходит в Донкастере в конце октября и называется Рейсинг Пост Трофи. Выиграв этот приз, жеребец автоматически становится «зимним фаворитом»: за последние 15 лет 4 победителя Рейсинг Пост Трофи выиграли Эпсомское Дерби. У этой скачки богатая история. Приз был учрежден еще в 1961 году по инициативе Фила Булла. Он был главой и основателем скакового издания Timeform. Поэтому и скачку назвали Таймформ Голд Кап. С 1965 года приз финансировала воскресная английская газета Observer, и Золотой Кубок носил ее имя. А в 1976 году эстафету приняла известнейшая букмекерская контора William Hill, и приз получил новое название Фьючерти Стейкс. Это название принесло удачу призу. Среди его победителей появился первый эпсомский дербист – Референс Поинт. Racing Post поддерживает скачку с 1989 года. Соответственно, с этого времени Рейсинг Пост Трофи и носит свое название.
Однако скачки поддерживают не только спортивно-скаковые издания. Англоязычная газета Gulf News издается в Дубае в формате таблоида. Она поддерживает культурные и спортивные мероприятия в ОАЭ, а также форумы и конференции по вопросам бизнеса и политики. В день розыгрыша знаменитого Дубайского Кубка мира Gulf News выбрала для спонсорской поддержки спринтерский приз на 1200 м Дубай Голден Шахин.
От авиакомпаний до ювелирных фирм
В странах с развитой скаковой индустрией в нее вовлечены многие компании, деятельность которых лишь косвенно связана со скаковой индустрией. Тем не менее они успешно продвигают в ней свой основной бизнес. Это банковская деятельность, логистика, ресторанный бизнес, связь и многое другое. Например, швейцарский часовой дом компания Longines не только спонсирует практически все крупнейшие скаковые события по всему миру, но и сотрудничает с Международной федерацией скаковых организаций (IFHA). И взаимная заинтересованность здесь понятна. Скачки нуждаются в точнейшем хронометраже, а фирма – в заказах на оборудование для определения резвости лошадей.
Проведение скачек всегда связано с перемещениями людей и лошадей как внутри одной страны, так и за ее пределы. На крупные международные призы туристы и болельщики съезжаются со всего мира. Поэтому многие авиаперевозчики с удовольствием спонсируют такие мероприятия. Авиакомпания Emirates Airlines много лет выступает основным спонсором Дубайского Кубка мира. Кроме нее, в спонсорской программе участвуют еще две дочерние компании: Emirates Skywards, Emirates SkyCargo – грузовой авиаперевозчик, предоставляющий услуги по квалифицированной транспортировке лошадей и других животных.
Спонсорские портфели авиакомпаний Lufthansa и Pan American World Airways тоже включают планы поддержки скаковых мероприятий. Lufthansa, например, поддерживала международный чемпионат жокеев в ЮАР. Частная американская авиакомпания Sentient Jet не такая крупная, как две предыдущие. Она работает с 1999 года и занимает на рынке авиаперевозок сегмент чартерных рейсов для небольших групп пассажиров. Этот авиаперевозчик спонсировал очень интересный и значимый приз для 2-летних лошадей – Бридерс Кап Джувенайл Спринт.
Многочисленные туристы, приезжающие на скачки в качестве зрителей, обычно хотят еще и с комфортом отдохнуть, приятно и интересно провести свободное время, посмотреть местные достопримечательности, вкусно поесть в хороших ресторанах. Естественно, компании, предоставляющие услуги по организации досуга и развлечений, имеют дополнительный доход в дни розыгрыша крупных призов, поэтому многие считают целесообразным поддерживать скачки. В качестве примера можно назвать туристические компании Emirates Holidays и Arabian Adventures.
Спонсорами скачек бывают и производители брендовых продуктов. 6 апреля, в день розыгрыша Австралийского Дерби, чайная компания Dilmah Tea финансировала приз P J Bell Stakes, а само Дерби поддерживал автоконцерн BMW. 4 апреля в США были разыграны три трайла Кентакки Дерби. Спонсором одного из них, Блю Грасс Стейкс, выступила Toyota.
По скачке и спонсор
Естественно, чем престижнее скачка, тем более крупный и известный у нее спонсор. Приз 1000 Гиней в ОАЭ получил поддержку от государственной корпорации IPIC (Международная нефтяная инвестиционная компания), а 2000 Гиней от Al Tayer Motors – торгового холдинга, продвигающего на рынки стран Среднего востока автомобили и товары премиум-класса. Берлинский банк Sparda финансировал Дерби в Германии, а спонсором Эпсомского Дерби с 2009 года стала банковская компания Investic. С 1984 года по 1994 год этот легендарный английский «классик» спонсировала компания Ever Ready, которая господствовала в то время на рынке источников электропитания и радиостанций. Когда Ever Ready была поглощена конкурентом – компанией Henson trust, ее место занял еще более именитый спонсор – крупнейший мобильный оператор Vodafone. Он поддерживал Эпсомское Дерби с 1995 по 2007 год. Два других английских «классика» – 1000 Гиней и 2000 Гиней – спонсирует финансовый гигант ОАЭ – инвестиционный холдинг Qipco.
Знаменитый ювелирный и часовой дом Cartier занимает особое место в списке спонсоров скаковых мероприятий. В 1991 году он учредил премию для лучших лошадей по итогам года. Она присуждается в 8 номинациях: «Лучшая лошадь старшего возраста», «Лучший спринтер», «Лучший стайер» и 4 номинации для лучших лошадей 2-х и 3-х лет, для жеребцов и кобыл отдельно. Из этих 7 лошадей выбирают «Лошадь года». Кроме этого, вручают премию за лучшие достижения в области чистокровного коннозаводства. Ее может получить тренер, заводчик, коневладелец или даже целый коллектив. Премия называется Cartier Racing Award.
В компании Cartier на постоянной основе работает специальная комиссия, которая обеспечивает подготовку и проведение этого торжественного мероприятия.
Эти примеры наглядно показывают, что основной смысл спонсирования скачек состоит в том, что инвестиции, направленные на повышение их популярности и привлекательности для широкой публики, позволяют спонсорам расширять собственный рынок и открывают им дорогу в новые сегменты. Именно это взаимовлияние и обеспечивает устойчивое развитие чистокровного коннозаводства в развитых странах.