Ветры Аравийского полуострова древние, как сам мир. Они мчатся над пустыней, поднимают в воздух бурый песок, затмевают линию горизонта. Реальность в окружении песка становится другой – ветры пустыни срывают все поверхностное и открывают сокровенные глубины у всех и вся. Кажется, здесь нет ничего, кроме ветра, песка и мечты.
Пиратский берег или Бриллиант в короне чистокровного коннозаводства
«Джазират аль-араб» – «остров арабов», так называют Аравийский полуостров сами его жители. Царство зноя и песка делят между собой 7 арабских государств, одно из которых – Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), раскинувшиеся на побережье Персидского залива. История эмиратов насчитывает не одно столетие. Двести лет назад побережье Персидского залива называли «пиратским берегом» из-за процветания вышеназванного промысла, что очень раздражало Европу, а в особенности Британию. С целью защиты своих торговых путей в Индию от разграбления англичане основали на берегах залива федеративное государство, которое не имело конкретного названия, и держали его под своим протекторатом. После того как англичане нашли в бездонных песках «черное золото» – нефть, между двумя этими странами окончательно укрепился экономический союз. Любовь к скачкам и гольфу, идеально подстриженные газоны и культура цветоводства, всем этим арабы обязаны своим учителям – англичанам. Британия тоже в свою очередь не осталась в накладе, вмиг разбогатевшие арабы оптом скупали самую дорогую недвижимость не только в Лондоне, но и по всей Великобритании.
Только 2 декабря 1971 году страна получила полную независимость и свое современное название, Объединенные Арабские Эмираты. В федеративное государство входят семь эмиратов: Абу-Даби - столица, (самый крупный эмират), Дубай (второй по величине, занимает 5,5% территории ОАЭ), Шарджа, Эль-Фуйджара, Умм эль-Кайвайн, Аджман, Рас эль-Хайма.
Общая площадь эмирата 3885 кв.км., население 8.500.000 человек. Климат: субтропический, влажный, в ноябре и декабре – самое холодное время года, температура днем поднимается до 26 C и опускается до 15 C ночью. Из-за безумной жары с мая по ноябрь скачки не проводятся, и это время года считается мертвым сезоном даже для туристов.
Пустынная династия
Во главе эмирата Дубаи стоит династия Аль Мактум. Начало экономического подъема связывают с именем Шейха Рашида бин Саида Аль Мактума. Во время пика нефтяного бума 1972 года Арабские Эмираты стремительно ворвались в современный мир. Шейх Рашид успешно балансировал между ценностями исламской культуры и западным путем развития. Небоскребы росли в пустыне, как грибы после дождя, но для того чтобы окончательно укрепить свои позиции на мировой арене не хватало самого главного – имиджа. И гениальное решение было найдено. Единственное, чем можно было завлечь элиту мирового бизнеса это скачками на чистокровных лошадях. Оставалось только одно - построить самый современный ипподром и определиться с датой проведения самого элитарного приза.
Все четыре сына Шейха Рашида бин Саида аль Мактума – Мактум, Мохаммед, Хамдан и Ахмед – безумно любят лошадей и занимаются скачками, но именно благодаря новаторским идеям Шейха Мохаммеда Аль Мактума, наследного принца и министра обороны, чистокровное мировое коневодство претерпело значительные изменения. Смелое решение шейха Мохаммеда учредить Дубайский Мировой Кубок в марте, когда основной скаковой сезон в Европе открывается только в мае, повергло коннозаводчиков в легкий шок. Для того чтобы выиграть этот приз, необходимо кардинально менять весь режим тренировок лошадей, установленный столетиями. $60000 стартовых, неплохая цена за искушение завледеть несколькими миллионами за одну минуту. Призовой фонд главной скачки $6.000.000 привлекает в Дубаи самых известных коневладельцев со всех континентов. Еще одна неоценимая заслуга шейха Мохаммеда заключается в грандиозном проекте самого современного госпиталя для лошадей. Не жалея сил и времени, шейх исколесил всю Европу, знакомясь с современными технологиями медицины и ветеринарии, чтобы в конечном счете построить у себя дома ветеринарный комплекс, оснащенный по последнему слову техники. Помимо клиники Шейх Мохаммед основывает синдикат Годольфин, под эгидой которого приобретаются лучшие чистокровные лошади, которые потом становятся производителями. На сегодняшний день Шейх Мохаммед считается крупнейшим в мире владельцем скаковых лошадей. Сын Шейха Мохаммеда – Рашид Аль Мактум – с успехом принимает участие в дистанционных конных пробегах, причем в прошлом чемпионате Европы он занял первое место в командном зачете. Отец поддерживает стремление сына связать свою жизнь с лошадьми, несмотря на то, что это довольно рискованный вид конного спорта.
Старший брат Шейха Мохаммеда – Шейх Мактум бин Рашид Аль Мактум вице-президент и премьер министр ОАЭ, также внес неоценимый вклад в развитие конной индустрии в Дубае, но его вотчина – строительство нового фешенебельного ипподрома. В своей семье он первый проложил дорожку на европейские ипподромы, выиграв в 1982 году Сент-Леджер
Строительство мечты
Несмотря на то, что традиция держать первоклассных лошадей у арабов уходит в «преисламские» времена, ипподромный бизнес начал развиваться только с восьмидесятых годов нашего столетия. В конце 60-х был построен ипподром Аль Хуссейс, на котором разыгрывались скачки в основном местного масштаба, скаковая дорожка была пыльная и не отвечала запросам капризных европейцев, привыкших к идеальным грунтам Аскота или Лоншана. В 1984 году семья Мактумов принимает решение ипподром снести, а на его месте построить новый международный аэропорт, который смог бы разгрузить возрастающий поток туристов и бизнесменов. К тому времени у Шейха Мактума был готов новый проект современного комплекса в Над Аль Шебе, около бухты Дубай, который обещал стать нечто большим, чем просто частный ипподром. В 1992 году мечта семьи Мактумов сбылась, ипподром был готов принять своих первых посетителей. Европа не сразу приняла новичка, но достоинство комплекса трудно было недооценить. Великолепный вид с трибун завораживал с первого взгляда, идеальные поля для гольфа и конного поло в центре ипподрома соседствовали с небольшими бассейнами, скаковые дорожки как травяные, так и грунтовые отвечают самым современным требованиям. Кругом изумрудно зеленая трава и обилие цветов и пальм, и только внимательно приглядевшись, понимаешь каким трудом отвоевывается у пустыни кусочек жизни. Около любой растительности, будь то клумба или дерево, заботливо вмонтирована система дренажа, из которой после захода солнца осуществляется централизованный полив. Страшно подумать сколько стоит это удовольствие.
Прошло время, и о скачках в Дубае заговорил весь мир. Это фантастика! Безжизненная пустыня превратилась в Мекку чистокровного коннозаводства. Взлет был неправдоподобно стремителен, учитывая отрезок времени, за который он произошел - менее четверти века. За 20 лет семья Аль Мактум заняла ключевые позиции в скаковом мире. Авторитет их настолько возрос, что стал влиять на глобальную индустрию мирового бизнеса.
Всемирный Кубок Дубая: история
26 марта 1996 года сбылась еще одна заветная мечта правящей семьи Мактум – учрежден ежегодный Всемирный Кубок Дубая для лошадей 4 лет и старше. Несмотря на то, что кубку всего семь лет, он уже по праву занимает почетное место среди таких корифеев как Эпсомское Дерби, Кубок Японии, Кубок Мельбурна, Приз Триумфальной Арки. Традиционным местом проведения этого приза стал ипподром Над Аль Шеба. Первый старт собрал 11 лошадей: из Великобритании, США, Японии и Австралии. Призовой фонд с самого начала был фантастическим $4.000.000 (первое место оценивалось в $2.400.000). Золотой список победителей открыл 6-летний гнедой жеребец Сигар под управлением американского жокея Джерри Бэйли, который прошел дистанцию 2000 м с резвостью 2.03,84. Следующий розыгрыш самой дорогой скачки в мире не обошелся без скандалов. За несколько часов до старта на ипподром обрушилась такая невиданная гроза и ветер, что скаковые дорожки годились скорее для заплыва, чем для скачек. Соревнования отложили, но, благодаря усилием семьи Аль Мактум, через несколько дней грунт на дорожках был восстановлен до идеального состояния, и соревнования были проведены, правда, без основного фаворита Хелессио, которого сняли перед стартом по ветеринарным причинам. Всемирный кубок Дубая 1997 года опять выиграл Джерри Бэйли на жеребце Сингспелел причем резвость уже была гораздо лучше 2.01,91. Третий по счету Кубок Дубая разыграли на редкость очень тихо, с резвостью 2.04,29 пришел к финишу серый жеребец Сильвер Чарм. В 1999 году стоимость приза повысилась до $5 000 000 и резвость приза улучшил Альматавакель, до 2.00, 65. Но рекорд приза 1.59,50, установленный Дубай Миллениумом под седлом Франки Деттори в 2000 году, до сих пор не побит, тренер этого жеребца – тонкий знаток чистокровных лошадей Саид Бин Сурор. 2001 год ознаменовался третьим выигрышем Джерри Бейли на Капитане Стиве, скачка также прошла довольно резво 2.00,47.
Саид бин Сурор
Он родился в Дубае и, до того как связать свою жизнь с лошадьми, работал простым полицейским, но внутренняя интуиция не подвела его, и в один прекрасный день Саид решил кардинально поменять свою судьбу и заняться тренерской работой. Удивительно, но факт, не имея специального образования, Саид прекрасно зарекомендовал себя как истинный профессионал. Начав свою стремительную карьеру в 1994 году в конном заводе Дезерт Стейблз, в апреле 1995 года его приглашают в качестве тренера на конюшню Шейха Мохаммеда. В настоящее время Саид Бин Сурор занимает верхние строчки по мировому рейтингу среди тренеров чистокровных лошадей. На его счету 14 призеров I группы. Его воспитанники: Ламмтарра (проданный в Японию за 30 млн.), Фантастик Лайт, Сахи, и т.д.
Всемирный кубок Дубая 2002 года
После того как ЗМ стал регулярно писать о скачках, не посетить и не увидеть воочию самую экстравагантную, самую захватывающую скачку мира было бы непростительно.
Организаторы соревнований уделяли работе с прессой первостепенное значение, шутка ли аккредитовать и оформить визы более чем тысяче корреспондентов из 37 стран, каждого встретить и доставить до отеля. В основном всю прессу размещали в 5-звездочном отеле «Эмират Тауэрс» (Башни Эмирата), там же работал пресс-центр. Программа фестиваля была рассчитана на несколько дней и была невероятно насыщенной, благодаря чему пишущей братии не приходилось скучать. Но главной темой, конечно же, оставалась интрига Всемирного Кубка.
Первая скачка, открывающая фестиваль (по традиции она проводится на арабских лошадях) начиналась в три часа, но уже с утра из города потянулась вереница автомобилей и автобусов. Ипподром Над Аль Шеба находится в 10 минутах от центра, но в этот день мы добирались больше двух часов. «Пробка в пустыне» – зрелище не для слабонервных. И хотя весь транспорт оснащен кондиционерами, любоваться на безжизненное пространство довольно утомительно. Но праздник стоил всех наших мучений, бесподобная церемония открытия фестиваля завораживала даже самых искушенных зрителей. В этот день разыгрывается семь скачек, но главная – последняя, она проходит, когда солнце уже скрывается за горизонтом, и мучительная жара уступает место приятной ночной прохладе.
Бесспорным фаворитом считался Сахи (внук Садлер Уэлса) под седлом Франки Деттори, принадлежащий Шейху Хамдану, победитель Триумфальной Арки, второй призер Бридер’с Кап, второй призер Эпсомского Дерби, но он, к сожалению, не оправдал надежд и пришел только третьим, отстав от лидера на восемь корпусов, тем не менее трибуны ликовали – новый призер Всемирного Дубайского Кубка также принадлежит великой семье, а точнее синдикату Годольфин. Стрит Край, 4-летний жеребец от Макиавеллиана и Хелен Стрит (от Троя), под седлом Джерри Бэйли пересек первым финишный столб, и хотя его послужной список не велик, он выиграл 2000 Гиней на ипподроме Над Аль Шеба и в прошлом году в рамках Дубайской серии занял второе место в Дерби ОАЭ. Сразу после скачек еще не отдышавшийся Джерри сказал журналистам: «Это замечательно выиграть в четвертый раз, но за свои победы я, прежде всего, благодарен лошадям, которые доверяют мне беспрекословно». Получив по жеребьевке девятый стартовый номер, Стрит Край имел преимущество перед Сахи стартовавшим под номером 6, так как держался ближе к бровке, и ему не так тяжело было проходить повороты. Когда Деттори на старте вырвался вперед, Джерри хладнокровно держался за ним, выжидая удобный момент, и на финишной прямой, как не старался из-за всех сил Сахи сохранить преимущество, Стрит Край его легко обошел, а за ним и Сей Ми (единственная лошадь аргентинского происхождения), который до этого замыкал скачку.
Таким образом, успех Стрит Края принес четвертую победу американскому жокею Джерри Бейли и третью победу синдикату Годольфин, с неплохим денежным вознаграждением за первое место $2.000.000.
Приятная новость
Впервые в этом году ипподром Над Аль Шеба в рамках официального визита посетил директор ЦМИ В.И.Жуковский. Цель поездки заключалась в налаживании отношений между ипподромами и коннозаводчиками из России и Арабских Эмиратов. Возм ожно в будущем на Московском ипподроме будут проходить не только рысиситые «Дни Франции», но и розыгрыш призов для лошадей арабской породы с участием гостей из ОАЭ. По предварительной договоренности уже на церемонии открытия скакового сезона на ЦМИ будут присутствовать официальные представители ипподрома Над Аль Шеба.
Арабские лошади русского происхождения по-прежнему пользуются популярностью в странах Ближнего Востока и не исключено, что развитие отношений принесет не мало приятных сюрпризов российским коннозаводчикам.
Елена ЕРШОВА
Сильный и решительный любимый сын шейха Рашида бин Саида Аль Мактума – Мохаммед Аль Мактум больше всех похож на своего знаменитого отца, вокруг него в Эмиратах вырос настоящий культ личности.
За несколько минут до розыгрыша главной скачки, мне удалось поговорить с Шейхом Мохаммедом, и не смотря на то что интервью было не запланированным, шейх Мохаммед обстоятельно ответил на все мои вопросы. Его величество был приятно удивлен листая наш журнал, в котором мы писали о прошлогоднем Золотом кубке Дубая. «Я очень рад, что в далекой России интересуются нашими скачками, все наши усилия направлены на то, чтобы привлечь на Всемирный Кубок Дубая как можно больше зрителей и участников из самых разных стран. Мы ждем вас в следующем году», – сказал в завершении беседы великий коннозаводчик и реформатор чистокровного коннозаводства.