Большинство людей скорее решатся отправиться вплавь через Тихий океан, чем наймут на ответственную работу, требующую специальной квалификации, человека «с улицы», то есть без рекомендаций и соответствующего послужного списка. Они ни за что не доверят свою машину первому встречному, который объявит им, что сидит за баранкой с детства. И эти же самые люди легко позволяют любому обаятельному человеку, который представится им в ипподромном баре как тренер, распоряжаться шестизначными суммами, приобретая лошадей и готовя их скачкам…
Как правило, подобная линия поведения очень быстро приводит к жестокому разочарованию, а иногда – и к финансовому краху. Доверяй эти люди своим агентам – при условии, что они отнеслись бы к их выбору с надлежащей серьезностью – недальновидных решений и их малоприятных последствий можно было бы избежать. Даже ведущие игроки чистокровного бизнеса, такие, как группа «Кулмор», не обходятся без помощи целой команды экспертов. Когда Джон Магна или его партнер Майкл Табор посещают аукционы, их неизменно сопровождают тренеры, бладсток-агенты, менеджеры и ветеринары, каждый из которых оказывает профессиональное содействие при выборе и покупке лошадей. Вести дело в одиночку, опираясь лишь на собственные силы, сейчас просто бессмысленно. Скорее всего, вам, как и «Кулмору», на своем уровне понадобятся услуги нескольких специалистов, один из которых станет вашим главным советником.
Липовые специалисты
Но остерегайтесь людей, которые будут уверять вас, что они способны в одиночку справиться со всеми делами и проблемами. В наши дни специалисты широкого профиля не встречаются даже среди прислуги, а в таком сложном бизнесе их нет и подавно. Иначе не успеешь оглянуться, как окажешься в незавидном положении одного дельца из расхожего скакового анекдота. Некий миллионер явился в Кентукки, чтобы попытать счастья в конном деле. «Деньги у меня есть, – говорил он. – Что мне нужно, так это человек с опытом в этом бизнесе». Не прошло и пары лет, как бывший миллионер рассказывал про найденного им агента: «Что ж, теперь у него есть деньги, а у меня – опыт».
Есть и другие типажи, которых следует избегать, а от некоторых из них – и вовсе бежать как от огня. «Мистер всезнайка» сведет вас с ума уже в первую же неделю знакомства. По его мнению, в скаковом бизнесе вообще нет ни одного достойного уважения человека – все тренеры продажны, менеджеры конных заводов патентованные идиоты, а ветеринары глупы и не заслуживают даже половины денег, которых получают. Единственный, кто действительно знает, как нужно вести дело – это он сам, но мир скачек настолько погряз в своем невежестве, что ему не дают развернуться, и только поэтому он еще до сих пор не преуспел настолько, чтобы занять место в списках богачей журнала «Форбс».
Другой вариант ни на что не годного умника-теоретика – это так называемый знаток родословных. У этого человека энциклопедическая память, вмещающая в себя уйму ненужных сведений, и он сходу может назвать вам прапрабабку победителя Албанского Дерби в 1958 году, но в практическом смысле от него столько же толку, сколько и от любого другого витающего в облаках начетчика. Такие люди почти что в буквальном смысле не знают, какой конец у лошади кусается, а который лягается, и к тому же способны уморить любого клиента одними разговорами.
Среди тех, кто причисляет себя к бладсток-агентам, следует особенно опасаться тех, кто зациклен на одном-единственном способе оценки и выбора молодых лошадей. Некоторые из них опираются исключительно на промеры, другие – на прослушивание тонов сердца, а третьи и вовсе обращают внимание только на ширину ганаша, пренебрегая при этом всеми остальными характеристиками. В каждом из этих методов есть свое здравое зерно и разумное основание, но использовать их стоит лишь как один из многочисленных инструментов общей стратегии, а никак не единственный показатель того, выйдет ли из жеребенка толк на скаковой дорожке или нет. Если бы такой универсальный индикатор существовал, все лучшие лошади мира давно бы уже принадлежали «нефтяным шейхам», а все остальные боролись бы только за объедки с их стола.
Как сделать жеребца из мерина?
За последнее время «процент добросовестности» в мире скакового спорта значительно вырос, однако, как и в любом бизнесе, где вертятся огромные деньги, здесь по-прежнему существует опасность столкнуться с прямым мошенничеством. Доходит порой до ситуаций анекдотических. В феврале не такого уж и далекого 1982 года некий джентльмен из штата Луизиана заплатил 750 тысяч за трехлетнюю лошадь, которая была одним из фаворитов на Дерби – но не в Кентукки и даже не во Флориде или Индиане, а всего лишь в небольшой традиционной скачке под названием Хитс Пэрейд Инвитейшенл, для участия в которой приглашались только «выпускники» местного аукциона под таким же названием.
Удивительнее всего было то, что новый владелец не пожалел выложить такую крупную сумму за мерина, пусть и проявившего определенные скаковые способности, которые позволили ему выиграть около 140 тысяч долларов в двухлетнем возрасте, а затем и пресловутое «Дерби», стоившее 60 тысяч. Когда один дотошный корреспондент спросил этого человека, что сподвигло его на такой необычный шаг, полученный ответ оказался поразительно несуразным. Выяснилось, что агент убедил кредитоспособного простофилю купить мерина под предлогом того, что в Калифорнии якобы практикует ветеринар-уролог, который возвращает кастрированным животным их пол! По его словам, «вся генетика заключена в простате, а яички только производят сперму», и их можно пересадить от какого угодно другого жеребца. Надо полагать, любой человек, имеющий по биологии хотя бы тройку с минусом, не способен поверить в столь вопиющий бред, однако доверчивость некоторых людей по отношению к тем, кого они склонны считать знатоками, бывает настолько велика, что полностью лишает их способности мыслить здраво.
Естественно, мерин по кличке Риэл Дэр так и остался мерином, и за несколько лет своей скаковой карьеры сумел окупить лишь около 1/7 своей стоимости. Жуликоватый агент же отсидел незначительный срок – и продолжал время от времени работать по основной специальности, предусмотрительно воздерживаясь, впрочем, от мошенничества в особо крупных размерах.
Портрет агента
Ум, знания и опыт должны быть присущи вашему агенту в той мере, которая позволит ему уверенно справляться с огромным потоком разнообразной информации, верно интерпретировать ее, имея в виду ваши интересы, и если не предугадывать рыночные тенденции, то, во всяком случае, распознавать их на самой ранней стадии. Немаловажными качествами являются также способность к общению и личная совместимость – ведь вы неизбежно будете проводить вместе много времени. Известно, что покойный Чарли Уиттингем, тренировавший чемпионов Фердинанда и Санди Сайленса, придерживался мнения, что с клиентами нужно обращаться как с грибами, то есть «держать их в постоянной темноте и по уши в навозе». Эта порода тренеров и агентов до сих пор существует, но постепенно выводится – и это к лучшему для вас, ведь вы едва ли захотите узнавать, что ваша лошадь заявлена на скачку, только из газет, или догадываться о том, что она получила травму, по сумме счета за услуги ветеринара. Всегда помните, что ваша лошадь принадлежит именно вам, а не тренеру и не менеджеру конефермы, где она содержится, и вы имеете полное право знать все, что имеет к ней отношение. Даже если вы являетесь владельцем заводской матки, которая просто вынашивает жеребенка, вам обязаны предоставлять регулярные отчеты о том, как протекает ее беременность. Вы должны быть в курсе всего происходящего, а вовсе «не в темноте и не по уши в навозе».
Помощь профессионала
Особенно важную роль на протяжении последних десятилетий стали играть бладсток-агенты. Независимо от того, покупаете вы лошадь на аукционе или, напротив, продаете, без помощи опытного профессионала вам просто не обойтись. Хотя аукционные компании стремятся предоставлять равные возможности всем своим клиентам, в действительности преимущество всегда получают те крупные конные заводы, которые ежегодно поставляют на торги большие партии годовиков проверенного годами качества. Один-два лота из небольшого хозяйства могут рассчитывать на выгодную позицию в каталоге и в просмотровых конюшнях только в том случае, если ими занимается уважаемый в своей среде специалист. Более того, он даже может напрямую обратиться к директору аукциона примерно с такими словами: «Я совершенно уверен в этом годовике. За него дадут больше, чем можно предположить, так что лучше всего будет передвинуть его на пару дней ближе к началу торгов». Если вы думаете, что это не имеет значения, загляните на крупный многодневный аукцион незадолго до его закрытия, и сравните уровень спроса с тем, который был за неделю до этого.
Кроме того, опытный бладсток-агент всегда даст хороший совет относительно того, в каком штате лошадь выгодней выставить на торги – иная принесет продавцу больше денег, если пойдет с молотка в Калифорнии или Мэриленде, а не в Кентукки. Помощь профессионала необходима также и для того, чтобы определить реалистичную резервированную цену, дешевле которой лот не может быть продан. Пристрастность объяснима и вполне простительна в частной жизни, но не в бизнесе, где она может дорого обойтись вам в самом прямом смысле слова. Ну, и, конечно же, хороший агент, знающий желания и предпочтения всех своих клиентов, всегда укажет одному из них подходящую лошадь, которую выставил на торги другой. Это тем более в его интересах, что по существующим правилам посредник получает 5% от суммы каждой заключенной сделки. И, как показывает практика, затраты на его услуги вполне себя оправдывают.
Какого именно агента вы изберете для себя, будет зависеть от вашего опыта, масштаба инвестиций и степени вашей личной вовлеченности в дело, а также, естественно, от того, на что окажется сориентирован ваш бизнес – скачки, продажа жеребят от собственных кобыл или «пинхукинг» (покупка лошадей с целью перепродажи). Для новичка в бизнесе надежней всего опираться на консультанта по общим вопросам, который поможет разработать план инвестиций, а впоследствии подберет всех необходимых для его осуществления специалистов и скоординирует их действия, то есть фактически станет персональным менеджером вашего дела. Услуги такого уровня, конечно, будут стоить дороже, чем услуги конкретного тренера или бладсток-агента, но в конечном итоге они должны окупиться. Ведь, как известно, в чистокровном бизнесе нет места мелочной экономии на качестве – будь то качество родословной или получаемых советов. ЗМ