«Нецелевое» использование

Ипподром: «Нецелевое» использование

Автор: к. с-х. н. Алена АКИМОВА
Номер журнала: GM №4(219)2023
Фото: Михаил ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

Для российского коннозаводства Центральный Московский ипподром служит системообразующим предприятием. Здесь проводились бега и скачки на призы членов Императорской семьи, Всесоюзные, а позднее и Всероссийские призы. Начавшаяся в 2023 году реконструкция ЦМИ вызвала огромное количество вопросов к авторам проекта. Одну из ключевых претензий вызвало запланированное строительство нового конноспортивного манежа. Конники опасаются, что первоначальная функция ипподрома – проведение бегов и скачек – утратится или, по крайней мере, пострадает в пользу конного спорта. Но так уж ли верно противопоставлять одно другому в контексте работы Московского ипподрома?

Построенный по указу Сената на Ходынском поле в 1831–1834 гг. ипподром стал центром бегового дела в стране. Существовавший рядом скаковой ипподром также был одним из самых популярных мест досуга горожан. Там разыгрывались самые дорогостоящие призы Российской империи, сопоставимые по размеру призовых сумм с королевскими скачками в Великобритании. Однако не стоит думать, что конный спорт на Московском ипподроме ни разу не появлялся.
 
Читатели журнала, наверняка, хорошо помнят важную сцену в бессмертном произведении Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», действие которой разворачивается на Царскосельском ипподроме. Один из главных персонажей романа Алексей Вронский участвовал в офицерской скачке – по сути барьерной скачке для любителей – поинт-ту-поинт, как ее называют в англоязычных странах. Такие скачки были очень популярны в 1880‑х годах и часто проводились на Московском ипподроме. Для скачек с препятствиями была даже оборудована отдельная прямая, пересекавшая скаковой круг по диагонали. В это же время стали очень популярными и конкур-иппики – соревнования по преодолению препятствий. Сегодня мы называем это собственно конкуром. Участие в них принимали офицеры. Команда русских всадников трижды, в 1912–1914 годах, завоевывала главный приз соревнований по конкуру в Лондоне – золотой кубок короля Эдуарда VII.
Кавалерия на ипподроме
 
После революции и гражданской войны конный спорт продолжал оставаться армейской дисциплиной. В 1925 году по инициативе К. Е. Ворошилова и С. М. Буденного на Московском ипподроме прошли первые Всеармейские конноспортивные соревнования. Их программа была обширной и включала в себя как конные, так и военные прикладные дисциплины. Конная часть включала в себя состязания на первенство спортивной лошади – прообраз современного конного троеборья, стипль-чез на дистанции 3000 и 4000 м, пробег на 50 км и конкур с препятствиями среднего и трудного классов.
 
К 1927 году программа соревнований была еще расширена, в нее вошли высшая школа верховой езды, а также высотные и широтные прыжки.
 
С 1927 года конный спорт перестал быть исключительно военной дисциплиной. Во Всеармейских соревнованиях 1931 года уже принимали участие спорт­смены клубов Осоавиахима. В 1935 году была создана Всесоюзная секция конного спорта (впоследствии – Федерация конного спорта СССР), задача которой состояла в том, чтобы координировать всю работу по развитию конного спорта в стране.
 
В сентябре 1938 года в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по конному спорту. Программа включала все существовавшие тогда дисциплины, поэтому мест проведения было несколько. В том числе – ипподром. Там, помимо гладких скачек, проходили соревнования по конкуру.
 
Весной 1947 года на Московском ипподроме был разыгран конкур в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне. Препятствия были установлены прямо на скаковой дорожке, напротив трибун. Победу в этих соревнованиях, кстати, одержала легендарная советская конница Нина Громова, выступавшая на чистокровном верховом жеребце Фиделио.
 
На Московском ипподроме побывали все легенды советского спорта. На фото: Елена ПЕТУШКОВА с тренером Григорием АНАСТАСЬЕВЫМ. 1972 год (фото: Валентин КУЗЬМИН, Валерий ХРИСТОФОРОВ/ТАСС)
 
Всесоюзные игры
 
После упразднения кавалерии в середине 1950‑х годов большое влияние на вектор развития коневодства стали оказывать различные конноспортивные соревнования. В частности, Всесоюзные соревнования конников колхозов, совхозов и конных заводов. Они служили не только для смотра достижений и обмена опытом между специалистами, но и помогали привлечь в отрасль новые кадры. Показательно, что проводились они всегда на ипподромах.
 
XV Всесоюзные соревнования конников колхозов, совхозов и конных заводов. Инсценировка национальной игры «Догони девушку». 1972 год (фото: Николай СИТНИКОВ, Валентин ЧЕРЕДИНЦЕВ/ТАСС)
 
Первые Всесоюзные игры конников прошли в мае 1958 года на Центральном Московском ипподроме. Помимо бегов и скачек, программа включала конкур и национальные конные игры. Со временем в программу добавились барьерные скачки, стипль-чезы, бега троек и тачанок. Следующие три года (1959–1961) Всесоюзные игры также проводились на ЦМИ и лишь затем впервые переехали на Пятигорский ипподром. Впоследствии Московский ипподром принимал эту своеобразную спартакиаду еще несколько раз. В 1967 году в соревнованиях приняло участие 800 спорт­сменов на 700 лошадях.
 
Стипль-чез на ЦМИ. На фото: Владимир ПРАХОВ (фото: архив ЦСКА)
 
Помимо Всесоюзных игр, Московский ипподром неоднократно становился одной из площадок для проведения соревнований Летней Спартакиады народов СССР. В 1956, 1959, 1963, 1967 и 1979 на открытом плацу в центре скакового круга проходили финальные соревнования по конкуру и выездке. И лишь после Олимпийских игр 1980 года конная часть программы Спартакиады была перенесена в «Битцу».
 
II летняя Спартакиада народов СССР, Центральный Московский ипподром, соревнования по преодолению препятствий. Борис ЛИЛОВ на ДИАГРАММЕ. 1959 год (фото: Николай КУЛЕШОВ/ТАСС)
 
От ШВЕ к Кубку Президента
 
Отдельного упоминания заслуживает легендарная ШВЕ – Школа верховой езды при Центральном Московском ипподроме. Школа была организована в начале 1960‑х годов и стала проводником в мир конного спорта для тысяч москвичей. ШВЕ была не просто прокатом, в ней работали легендарные советские конники: Г. Т. Рогалев, Т. Л. Куликовская, А. З. Белецкий. В 1973‑м школа обзавелась манежем (тем самым, где сейчас расположен БМКК «PRADAR»), а в начале 1980‑х при ШВЕ была открыта детская спортивная секция. Разумеется, все время существования ШВЕ при ЦМИ на ипподроме проводились соревнования по классическим видам конного спорта, хоть, конечно, и не всесоюзного масштаба.
 
Не стоит, однако, думать, что крупные соревнования проводились на ЦМИ лишь в советское время. В 2002 году зеленое поле в центре скакового круга преобразилось до неузнаваемости. Специально для проведелия Кубка Президента РФ по выездке в центре Московского ипподрома были оборудованы два плаца: разминочное и боевое поля. Соревнования проводились по инициативе руководителя БМКК «PRADAR» Виты Козловой при поддержке Министерства сельского хозяйства и под патронажем Президента и имели международный статус. Для участия в них в Москву прибыли выездковые звезды первой величины во главе с голландской всадницей Анке ван Грюнсвен. Позднее, правда, выездковый «президентский» турнир преобразовался в «президентские» скачки.
 
Кубок Президента РФ по выездке. Елена КАЛИНИНА и МАНХЭТТЕН. 2002 год (фото: Виталий БЕЛОУСОВ/ТАСС)
 
Наличие крытого конноспортивного манежа на ипподроме – не редкость. Большинство российских ипподромов, построенных в 1960–1970 годах, имеют манежи. Школы верховой езды есть и на некоторых ипподромах мира. Конечно, скачки/бега и классический конный спорт находятся на разных полюсах конного мира. Однако, как показывает история, они могут жить в мире и даже без ущерба друг для друга делить общее ипподромное пространство.