Начинать шейху Мохаммеду пришлось буквально с самого начала, поскольку в стране, до конца ХХ века знавшей только скачки верблюдов, не было ни инфраструктуры, ни организационной системы, ни квалифицированного персонала, ни даже энтузиастов на местах, кроме, собственно, самих Аль-Мактумов. Зато у последних было очень много денег, и они могли ими совершенно свободно распоряжаться. В 1992 году шейх Мохаммед позвал в Дубай лорда Джона Фитцджеральда – наследника одной из старейших аристократических фамилий Ирландии, который после окончания службы в армии занимался тренингом скаковых лошадей. Дела на этом поприще у него шли неплохо, однако суммы выигранных призовых никак не могли угнаться за ростом банковских процентных ставок, и он охотно согласился принять щедрое предложение дубайского шейха. Под руководством Фитцджеральда, имевшего большие связи в британском Жокей-клубе, была создана Скаковая Ассоциация Эмиратов и приведены в соответствие с мировыми стандартами первые ипподромы страны.
Путешествие из Абу-Даби в Аль-Айн
Самым старым из них являлся Абу-Даби, расположенный в так называемом «посольском» квартале столицы. Изначально он был основан президентом страны как клуб верховой езды, а в 1980 году на его территории проложили травяную дорожку длиной 2000 м. На три года моложе ипподром в эмирате Шарджа, который также расположился на месте бывшего конного клуба. Там дорожка с самого начала была песчаной – она имеет овал длиной 1600 метров, но спринтерские скачки на 1000–1200 метров проходят по прямой, стартуя из «рукава». В 1995 году ипподром прошел масштабную реконструкцию, которая включала в себя строительство новой трибуны.
Схема дорожки ипподромв Абу-Даби
Схема дорожки ипподрома Шарджа
В 1993 году число ипподромов в Эмиратах пополнил Джебель-Али с песчаным кругом длиной 2200 м. Здесь главной движущей силой строительства был шейх Ахмед аль-Мактум, младший брат наследника престола. Образцом, которым он вдохновлялся, служил английский Эскот с его крутым виражом Таттенхем Корнер и сложнейшим профилем финишной прямой. Именно поэтому Джебель-Али имеет форму подковы и завершается длинным затяжным подъемом. «В этой части света больше нет другого такого ипподрома. На Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии практически все дорожки – резвые равнинные овалы», – говорит Дхруба Селваратнам, которого Ахмед Аль-Мактум переманил из конюшни легендарного ирландца Винсента О’Брайена, где тот работал помощником. В Дубае ему было поручено сразу две задачи: тренировать лошадей амбициозного шейха и курировать строительство ипподрома в Джебель-Али.
Схема дорожки ипподрома Джебель-Али
Скачки здесь обычно проходят по пятницам и субботам, собирая около 3000 зрителей, которых особенно привлекает непринужденная атмосфера – пожалуй, это единственный ипподром в Эмиратах, где можно устроить настоящий семейный пикник, расположившись на газоне, за которым тщательно ухаживают. Не забывают в Джебель-Али и про покрытие самой скаковой дорожки – перед сезоном 2020–21 годов его перестелили, чтобы смягчить эффект от кикбэка.
На протяжении многих лет флагманским ипподромом Эмиратов оставался Над-Аль-Шиба, расположенный в 5 км к востоку от Дубая. Он был основан по распоряжению шейха Мохаммеда после того, как в 1991 году скачки в ОАЭ получили официальный статус – до этого времени регулярных призовых состязаний в стране не существовало. Первым крупным международным скаковым турниром, устроенным в Над-Аль-Шибе, стал чемпионат жокеев в 1993 году, а с 1996 года там ежегодно проводился Мировой Кубок. Ипподром имел две дорожки: внутреннюю травяную длиной 2121 м и внешнюю грунтовую 2254 м с покрытием из смеси дюнного песка и глины. Они служили на протяжении полутора десятилетий, но мириться с их недостатками становилось все сложнее. Травяной круг был слишком узким для скачек с большими полями, а грунтовый имел чрезмерно обильный и жесткий кикбэк.
В 2007 году было объявлено, что на смену морально устаревшей Над-Аль-Шибе вскоре придет новый суперсовременный ипподром, и уже в 2010 году глазам восхищенной публики предстал грандиозный Мейдан, который и по сей день производит впечатление не только своими гигантскими размерами, но и футуристическим дизайном крыши, похожей на раскинутые в полете крылья сокола.
Панорама ипподрома «Мейдан» в Дубае (макет)
В наружный травяной овал Мейдана протяженностью 2400 метров вписана другая дорожка длиной 1750 м – та самая, по которой проводится Дубайский Кубок мира. Изначально она была выстлана ультрасовременным, как считалось на тот момент, искусственным материалом «тапета», в первое время получившим очень высокие оценки конников. Однако век синтетики на Мейдане оказался очень краток – «тапета» не продержалась и пяти сезонов, как уже весной 2014 было принято решение к 20‑летию Мирового Кубка вернуть «натуральное покрытие», то есть песок. Замену активно поддержали прежде всего ветераны эмиратского тренерского цеха: Сатиш Симар, Даг Уотсон и Эрван Шарпи. По мнению последнего, синтетика непредсказуемо вела себя в жарком климате, резко изменяя свои характеристики в зависимости от температурных условий. «Мы находимся в пустыне, и для нас песок – естественное покрытие. А вот дюну из тапеты я никогда не видел!», – иронично заметил Шарпи, который работает в Дубае с 1994 года.
Схема дорожки ипподрома Мейдан
Его коллега Сатиш Симар прямо сказал, что возвращение к скачкам по песку «повышает шансы американских лошадей», которые за первые десять лет розыгрыша одержали в Мировом Кубке пять побед, а после появления «тапеты» почти перестали приезжать на Мейдан. Устроителей скачек это никоим образом не устраивало, и они предприняли ход с заменой покрытия в расчете на возвращение ведущих заокеанских конюшен (а также импорт лошадей с «песчаными» родословными). План сработал – американцы вновь стали регулярно появляться на Мейдане, больше не ограничиваясь скачками Кубка. Например, лошади Дага О’Нила в последние годы постоянно принимают участие в призах по ходу сезона – год назад его Хот Род Чарли вышел победителем второго раунда Аль-Мактум Чэллендж (Гр.1), а в минувшем сезоне Толл Бой выиграл 2000 Гиней ОАЭ.
Особое значение для ОАЭ всегда имели скачки на лошадях арабской чистокровной породы. Самой престижной из них по-прежнему остается Дубай Кахайла Классик, призовой фонд которой с начала 2000‑х вырос в четыре раза: с 250 тысяч до 1 млн долларов. К настоящему моменту на проведении арабских скачек специализируются три ипподрома из пяти: Абу-Даби, Шарджа и новейший из всех Аль-Айн, открытый в январе 2014 года. Он располагает овальной дорожкой протяженностью 2500 метров (самый длинный круг в ОАЭ), которая имеет покрытие из смеси песка и стекловолокна. Фишкой программы этого ипподрома является так называемая Марафонская серия: три стайерских гандикапа на 3200, 4100 и 5100 метров для арабских лошадей.
Схема дорожки ипподрома Аль-Айн
Сезон наоборот
Скаковой сезон в Эмиратах продолжается с конца октября по начало апреля – пока позволяют климатические условия. Двадцать лет назад за этот период было проведено 55 митингов, тогда как в сезоне 2022–23 их стало уже 68. Он стартовал 28 октября на Аль-Айне и завершился там же 31 марта (всего там прошло 14 скаковых дней). Если не считать Мейдан, где в разгар сезона проводится по два митинга каждую неделю, самым загруженным из ипподромов ОАЭ является Абу-Даби, где разыгрываются все главные арабские призы по травяному покрытию. Там в нынешнем сезоне прошло 15 скаковых дней, а закрылся на летний перерыв ипподром лишь 30 марта – уже после того, как состоялись скачки Мирового Кубка, которые в этом году были впервые проведены во время священного месяца Рамадан.
С момента своего учреждения на протяжении двух десятилетий Дубайский Мировой Кубок оставался самой дорогой скачкой в мире. В 1999 году призовые в ней достигли 5 миллионов долларов, а с 2001 уже превышали 6 миллионов, из которых на долю победителя приходилось 3 миллиона 600 тысяч. Со временем перевалили за миллионную отметку и другие призы этого скакового дня: Шима Классик (6 млн), Дьюти Фри (5 млн), Голден Шахин (2 млн), Аль-Куоз Спринт (1,5 млн).
В конце 2010‑х годов канадский магнат Фрэнк Стронак и его Кубок Пегаса спровоцировали непродолжительную «гонку вооружений», включившись в которую, шейх Мохаммед довел стоимость своей главной скачки до 12 млн долларов. Фрэнк Стронак перебил эту ставку, пообещав 18 миллионов (большая часть которых, как мы помним, должна была поступить от потенциальных участников, оплачивавших места на старте из собственного кармана), но гнаться за ним и дальше в Дубае не стали. Сам Кубок и сопутствующие ему призы общей стоимостью 30,5 млн долларов уже достигли настолько высокого статуса, что ему больше не угрожали никакие выскочки с самыми туго набитыми кошельками.
В этот период максимальное внимание уделялось развитию остального скакового календаря Эмиратов, парадной витриной которого служит так называемый Дубайский Карнавал. В нынешнем сезоне он был проведен уже в 20‑й раз, а его суммарный призовой фонд превысил 7,5 млн долларов. За два месяца: с первой недели января по Суперсубботу в начале марта – на Мейдане разыграли 22 групповые скачки для чистокровных верховых лошадей и еще 4 для представителей арабской породы.
Программа Карнавала постоянно расширяется и видоизменяется в соответствии с запросами тренеров и коневладельцев. Так, в 2022 году впервые появилась серия Джумейра Турф для трехлетних лошадей, выступающих по травяному покрытию, где принимают участие лошади, которые затем продолжают карьеру на европейских ипподромах. Например, победительница последних Гиней Джумейры, годолфиновская Модж в дальнейшем будет выступать либо в английской, либо во французской «классике».
Финишная прямая ипподрома Джебель-Али имеет сложный подъем
Страна возможностей
О том, какой путь удалось преодолеть дубайским скачкам за тридцать лет своего существования, лучше других могут рассказать те, кто стоял у самых истоков. До переезда в Дубай француз Эрван Шарпи успел поработать тренером троеборных лошадей в Англии, помощником в калифорнийской скаковой конюшне и самостоятельно в Шантильи. Прибыв в Эмираты, он сменил некоего американского «специалиста», который гонял всех лошадей без разбора в спринтерских скачках. «Из 30 голов годились в тренинг не больше 15–20. Я просто определил для них правильные дистанции, и все решили, что я гений, потому что лошади стали выигрывать», – вспоминает Шарпи, который впоследствии успешно перешел на работу с арабским поголовьем.
Другим представителем старой тренерской гвардии в Эмиратах является уроженец Индии Сатиш Симар, которого шейх Мохаммед призвал под свои знамена еще в 1990 году – уже после того, как он успел набраться опыта в качестве менеджера ведущего конного завода Тэйлор Мэйд в Кентукки. В последние два года Сатиш передал непосредственное руководство конюшней Забил Рэйсинг племяннику Бупату, но от дел не отошел. «Скачек в Дубае попросту не существовало бы без первоначальных инвестиций семьи Мактум, но шейх Мохаммед всегда заявлял, что в конечном итоге это будет нация частных коневладельцев. И сейчас 99 % лошадей в нашей конюшне принадлежат именно частным владельцам – представителям всех слоев общества, начиная от джентльмена, которому принадлежит стоматологический кабинет, и заканчивая совсем новыми людьми, недавно приехавшими из Ливии, – говорил Сатиш в 2020 году. – У нас в конюшне, если считать вместе с работниками, сейчас представлено почти столько же стран, сколько в ООН!».
Экономическая польза от формирования «нации частных владельцев», конечно, выходит далеко за пределы собственно скаковой индустрии ОАЭ, оборот средств в которой, по оценкам 2021 года, составил 570 млн долларов. В неразрывную цепь выгодоприобретателей входят едва ли не все области бизнеса, начиная от авиакомпании, рейсами которой прибывают на скачки хозяева лошадей, и заканчивая отелями, ресторанами и предприятиями сферы развлечений, чьими услугами они пользуются.
Участник скачки для лошадей арабской породы на Sheikh Mansoor bin Zayed Al Nahyan’s Racing Festival в Абу-Даби
Конечно, в некоторых отношениях содержание лошади в ОАЭ затратнее и сложнее, чем в Европе или других странах с развитым скаковым бизнесом. Пустынный климат означает, что естественных пастбищ в стране не существует, а сено приходится импортировать из самых отдаленных регионов планеты, включая Канаду. Кроме того, в этих условиях у лошадей быстрее отрастает копытный рог, поэтому приглашать коваля приходится каждые пять недель – на неделю или на две чаще, чем в той же Англии. С другой стороны, очень дешево стоит рабочая сила, постоянный приток которой обеспечивают, в частности, Индия и Пакистан. В среднем каждая лошадь обходится коневладельцу примерно в 30 тысяч долларов в год – сумму, почти эквивалентную затратам на содержание в Британии (28,5 тысяч долларов).
Зато призовые суммы, которые разыгрываются для сравнительно ограниченного пула участников, выглядят гораздо более привлекательно. Минимальная стоимость «карнавального» гандикапа составляет 75 тысяч долларов, хотя в эти призы, конечно, еще нужно попасть, заработав рейтинг в более слабых компаниях. Призовой фонд обычной гандикапной скачки на ипподромах Шарджа, Абу-Даби и Аль-Айн колеблется в пределах от 11 до 22 тысяч долларов (победитель получает соответственно от 6,5 до 12,5 тысяч). Рядовые скачки на втором по значимости ипподроме страны Джебель-Али имеют стоимость от 16,5 до 23 тысяч, тогда как в ограничительных призах разыгрывается уже от 54,5 до 68 тысяч (от 32,7 до 41 тыс долларов за победу). Таким образом, при наличии некоторого класса и удачи лошади может хватить даже одной победы в регулярном сезоне, чтобы оплатить свое годичное пребывание в тренировочной конюшне.
Есть, куда расти
При этом, как говорит тот же Сатиш Симар, многие даже не представляют себе, какого прогресса достигли дубайские скачки буквально за последние несколько лет. «В прежние времена Годолфин привозил своих лошадей и распределял их среди тренеров. Конечно, нам это было очень удобно, но одновременно и поощряло всеобщую лень, потому что не приходилось прикладывать никаких усилий, чтобы заполучить новых лошадей». Симар утверждает, что в глубине души всегда был против подобной практики, так что только приветствовал решение шейха Мохаммеда от нее отойти.
Участницы шоу-программы
С 2015 года годолфиновские «отказники» продаются частным владельцам на аукционе ERA Racing, который проходит в сентябре (иногда устраиваются дополнительные торги в апреле). Согласно правилам, все лошади, купленные на этих аукционах, должны в обязательном порядке провести следующий скаковой сезон в Дубае и могут поменять «прописку» только через год. Это вполне логичное ограничение принято для того, чтобы обеспечить внутренний рынок пригодным для скачек поголовьем, не давая ему утекать за пределы страны. На аукционах ERA было продано множество способных скакунов, из числа которых вышли даже победители призов первой группы. Такие, например, как Норт Америка, много лет успешно выступавший в Дубае в цветах Рамзана Кадырова. Происхождение всех этих лошадей, конечно, не оставляет желать ничего лучшего, но стоит иметь в виду, что Годолфин крайне редко выставляет на продажу жеребцов – с осенних торгов 2022 года продали 43 лота, из которых 41 оказались меринами. Впрочем, с учетом того, что лошадей там покупают исключительно для скачек (собственно, чистокровное верховое коннозаводство в Эмиратах практически отсутствует), это даже избавляет новых владельцев от лишних хлопот.
Вместе с тем потенциал развития скачек в ОАЭ еще далеко не исчерпан. Многие тренеры хотели бы добиться дальнейшего расширения программы скачек по травяному покрытию – в том числе за пределами Карнавала. Этому есть очень простое объяснение: американских лошадей дольше везти и они сложнее акклиматизируются в Дубае, затрачивая на этот процесс до целого года и даже более. А вот лошади с европейскими «травяными» родословными, как правило, могут выступать на ипподромах Эмиратов уже спустя несколько месяцев после переезда из Англии. Те же Симары в идеале вообще хотели бы отправлять своих лошадей на летний сезон в Европу – например, с прицелом на участие в Королевском Эскоте.
Хозяева многих скаковых конюшен ратуют и за удлинение сезона, который они считают слишком коротким даже с учетом погодных условий. Если лошадь получает травму, то зачастую оказывается лишена возможности стартовать до следующей осени, а то и дольше. Поэтому в интересах коневладельцев раздвинуть рамки сезона так, чтобы он захватывал весь октябрь и весь апрель, а, быть может, даже начало мая. Стремятся они также и к увеличению числа скачек на чистокровных верховых лошадях за пределами Мейдана и Джебель-Али – одного приза в день на Абу-Даби, Шардже и Аль-Айне явно недостаточно с учетом роста числа частных владельцев и местных тренеров.
Какие из этих инициатив получат дальнейшее развитие, мы узнаем уже следующей осенью, когда будет опубликован календарь нового скакового сезона. Точно ожидать не стоит лишь одного – отклонений от взятого Эмиратами тридцать лет назад курса на завоевание лидерских позиций в мировой скаковой индустрии.