Ипподромы, обагренные кровью

Ипподром: Ипподромы, обагренные кровью

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №1(137)2014

Платок императора еще не коснулся земли, но квадриги уже рванули вперед, увлекая за собой легкие деревянные колесницы, которые на время грядущего ристания станут крепостями для возниц. Десятки тысяч голосов слились в один клокочущий рев, и трибуны превратились в обезумевшее от волн море. Пыль из-под копыт и колес застилает глаза, а от шума наездники не слышат соб­ственных криков. Их пальцы впиваются в вожжи, а сердца разрываются на части. Гонка началась…

Наряду с классическим искусством, философией, методами земледелия и системой государственного устройства, Римское государство позаимствовало у греков и ипподромы, а гонки на колесницах очень скоро, по историческим меркам, стали любимым зрелищем, наравне с боями гладиаторов.

Сегодня, к сожалению, не представляется возможным определить точное время возникновения этих соревнований. Вероятно, гонки начали проводиться, как только появились и сами колесницы, однако, первое письменное подтверждение мы видим лишь в бессмертной «Илиаде» Гомера (написанной в 850-х годах до н.э.), где он описывает игры в честь похорон Патрокла, родственника и соратника знаменитого Ахилла.

Скорее всего, гонки колесниц зародились в Микенах – одном из древнейших греческих городов, расположенном в 90 км к югу от Афин. Конечно, в те годы подобные состязания являлись неотъемлемой частью религиозных празднеств, однако зрелищная составляющая уже тогда имела огромное значение. Наряду с другими спортивными мероприятиями, гонки приобретали все большую популярность в Греции, для их проведения стали возводиться специальные сооружения – гипподромы.

Квадрига. Античная амфора, 540 год до н.э.

Олимпийская дисциплина

Древнюю Гре­цию невозможно представить себе без мифов и легенд. И, конечно, такое грандиозное событие, как учреждение Олимпийских игр, не могло не быть воспетым в народном эпосе. Согласно одной из легенд именно благодаря гонкам колесниц и берет свое начало величайший спортивный праздник в истории человечества. У жестокого царя Эллады (Греции) Эномая была прекрасная дочь Гипподамия. Каждому, кто сватался к дочери, Эномай предлагал состязаться в гонках на колесницах, обещая, в случае победы жениха, отдать ему в жены дочь. Однако еще ни один юноша не выжил после гонки с коварным Эномаем. Однажды претендентом на сердце Гипподамии стал Пелопс, сын малоазийского царя Тантала. Пелопс принял условия, перехитрил царя и выиграл, а сам Эномай разбился насмерть. Пелопс же после свадьбы в память о своей победе решил устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования. 

Гонки на колесницах были единственным видом спорта на Олимпийских играх, где атлеты выступали в одежде

Официальной датой возникновения Олимпийских игр считается 776 год до н.э. Конные состязания, несмотря на красивую легенду, долгое время не входили в их программу. Лишь в 680 году до н.э. на 25-й Олимпиаде впервые среди «олимпийских видов» оказались и гонки на колесницах. Сначала допускались только «тетрипоны» – четверики из взрослых лошадей, запряженных параллельно, затем в программу вошли соревнования на «синорисах» – пароконных колесницах. Впоследствии «иппические» олимпийские виды дополнились гонками колесниц, запряженных молодыми лошадьми, мулами, комбинированными конно-беговыми соревнованиями (вместе с возничими в колесницах ехали атлеты, которые на определенном этапе гонки спрыгивали и продолжали состязание бегом – наподобие современного триатлона), а также скачками верхом. Однако наиболее престижными и зрелищными оставались гонки на тетрипонах.

Религиозным центром Греции было поселение Олимпия, расположенное в северо-западной части полуострова Пелопоннеса. Здесь находилось святилище самого Зевса, в честь которого, собственно, и проводились Игры. Гипподром Олимпии имел размеры 600 х 200 м, а на «трибуне», роль которой выполнял склон большого холма, могли поместиться до 10 тыс. зрителей. Длина одного круга составляла около 770 м (4 стадии).

Кроме Олимпии, гипподромы в Греции находились в таких городах, как Делос, Дельфы, Истм, Ликеи, Немея и Афины. В этих городах гонки на колесницах проводились и вне Олимпиад и в середине первого тысячелетия до н.э. стали излюбленным зрелищем среди всех классов населения.

Большой цирк
 
"Два круга преодолены. Целых два. На удивление, почти все колесницы еще целы, лишь одному уча­стнику не повезло — ему не хватило места на входе в разворот, и лошади на бешеном галопе вдребезги разбили его повозку о каменный уступ столба. Но, кажется, он остался жив. Никто никогда не узнает теперь, произошло ли это крушение по умыслу противников, или просто боги за что-то так сильно прогневались на несчастного раба."
 
Центром ипподромной индустрии в Римской империи была арена Циркус Максимус (Circus Maximus), или Большой цирк. Сохранились данные, что соревнования здесь проводил еще царь Луций Тарквиний Приск примерно в 500 году до н.э., однако расцвет гонок на колесницах в Риме наступил после покорения Греции в 146 году до н.э. Ипподром многократно перестраивался разными императорами. В I веке до н.э. при Юлии Цезаре вместимость трибун по разным данным составляла от 145 до 250 тыс. человек (для сравнения – Колизей вмещал в себя около 50 тыс. зрителей)! Цезарь первым повелел построить из мрамора часть ступеней для сидения (до этого они были деревянными). Август продолжил расширение ипподрома и установил на разделительном барьере, спине, первый обелиск (второй установил Констанций II в IV веке н.э.). При императоре Траяне (I век н.э.) ипподром был выстроен полностью из камня, бетоноподобного материала и кирпичей. Кроме того, при Траяне была пристроена монументальная императорская ложа. К IV веку н.э. сооружение достигло своих максимальных размеров, за зрелищем могли наблюдать около 385 тыс. человек.
 
Графическая реконструкция римского ипподрома Циркус Максимус
 
Кроме конных соревнований, на арене Большого цирка проводились также гладиаторские бои, соревнования атлетов, массовые религиозные церемонии с грандиозными процессиями. Во времена гонений на христиан многие мученики приняли здесь свою смерть на глазах у многотысячной толпы.
 
Начиная с VI века ипподром в Риме начал разрушаться. Большая свободная площадь частично использовалась в сельскохозяй­ственных целях. В восточной части, в Септизодии, была построена церковь Святой Луции. Для постройки собора Святого Петра было демонтировано большинство мраморных ступеней для сидения. 
 
Сегодня ипподром Циркус Максимус представляет собой травяную площадку, на которой все еще различима прежняя форма. Сооружение продолжает жить и в настоящее время, на огромном пространстве бывшей арены проводятся концерты популярных звезд и другие массовые мероприятия. Например, 10 июля 2006 года здесь состоялся прием футбольной сборной Италии, выигравшей чемпионат мира. 
 
Эволюция правил
 
"Пыль и рев трибун… Чувства притуплены. Безумцы, стоящие в колесницах, не чувствуют ни жары, ни страха, ни боли в сведенных от тряски коленях. Толпа в экстазе — уже четверых возничих унесли с ристалища, на песке еще остались обломки и колеса от разбившихся колесниц, и теперь оставшимся участникам стало еще сложнее, ведь приходится их постоянно объезжать, чтобы избежать крушения и не отправиться вслед за выбывшими. Однако финал уже близко — остался последний круг."
 
Заезды на колесницах стали предтечей всех современных гоночных соревнований с использованием транспортных средств – от рысистых бегов и драйвинга до всевозможных автомобильных ралли. За более чем тысячелетнюю историю этих состязаний правила существенно варьировались, но основные принципы оставались неизменными. Ипподромы имели вытянутую подковообразную форму. Дорожка представляла собой две широкие прямые, разделенные барьером, или спиной, как его называли, по краям которого располагались разворотные столбы, меты. От умения колесничего правильно проходить этот разворот, как правило, и зависел успех в гонке. Именно возле мет чаще всего происходили аварии, которые очень любили и ждали зрители.
 
В греческом варианте ипподрома старт проходил обычно последовательно: стартовые ворота, из которых выпускались колесницы, были расположены уступом: чем ближе к центру, тем сильнее они были выдвинуты вперед. Открывались ворота попарно, соответственно, от крайних к центральным. Таким образом, когда последние колесницы еще только набирали скорость, первые уже мчались в полную силу, но и те, и другие находились примерно на одной линии. Число участников варьировалось, стандартная длина дистанции составляла 12 кругов по 4 стадии (около 9200 м). Лошади могли двигаться любым аллюром – по большей части, конечно, они скакали резвым галопом.
 
На заре возникновения гонок в роли колесничих выступали сами владельцы, однако уже в Олимпийских играх они стали все чаще ставить в колесницы рабов. Тем более что в Греции победителем считался именно владелец повозки, а не возница. Кстати, таким образом, лавры могли получать и женщины, хотя до участия в Играх и даже на зрительские трибуны  представительницы слабого пола, как известно, не допускались. В отличие от других олимпийских видов, в гонках колесниц участники выступали в одежде,  вероятнее всего, с точки зрения безопасности.
Соревнования колесниц проводились за счет государства, и, как уже было сказано выше, обычно являлись частью больших и многодневных религиозных праздников. В Греции «призовые» победитель получал в виде амфор с маслом, которые затем чаще всего перепродавались. 
В Риме победителю гонки полагалось денежное вознаграждение, поднакопив которое, возничий-раб мог выкупить себе свободу. К слову, самым высокооплачиваемым спортсменом в истории является колесничий Гай Аппулей Диокл, живший во II веке н.э. За свою феноменально длинную карьеру (с 18 до 42 лет) он одержал 1462 победы, а участвовал в 4257 гонках! На памятнике, который ему воздвигли благодарные болельщики после смерти, была выбита общая сумма выигранных денег – 35 863 120 сестерциев. Сегодня это значение эквивалентно 15 млрд долл. США. На эти деньги он мог бы два месяца содержать всю римскую армию. 
 
В отличие от колесничих-эллинов, римляне весьма серьезно подходили к вопросу о своей безопасности и тщательно продумывали «защитную экипировку». Вот как пишет об этом советский историк античности Мария Сергеенко: «Возница как-то старался предохранить себя: на голову надевал круглую кожаную шапку с клапанами, напоминающую шлем танки­стов; тунику плотно до самых подмышек обматывал ремнями, чтобы она не развевалась и не могла за что-либо зацепиться (поэтому и хвосты лошадям подвязывали очень коротко); за ремни затыкал короткий острый нож без ножен, чтобы в случае падения перерезать вожжи, которые он закидывал себе за спину. Ременные обмотки покрывали ноги до колен; иногда возница надевал еще гетры, которые почти целиком закрывали ему бедра».  
 
В течение одного дня проводилось до 24 заездов. Чтобы увеличить количество гонок, на римских ипподромах каждое состязание состояло из 7 кругов (в отличие от 12 в Греции). В более поздний период и эта дистанция была сокращена до 5 кругов.
 
Вильям ТРЕГО. Гонка колесниц Бен Гура, 1908 год
 
Византийская прописка
 
"Перед последним разворотом две квадриги в одно мгновение налетели друг на друга — беснующиеся трибуны разразились восторженным ревом (и откуда только взялась в человеческом голосе такая сила), и кровь снова окропила песок ипподрома, перемешавшись с пылью. Возницам уже наплевать на свои жизни — цель каждого из них сейчас — во что бы то ни стало первым пересечь финишную черту."
 
Во II-III веках н.э. Римская империя достигла пика своего могущества. Ипподромы появлялись во многих крупных городах. В столице, кроме упомянутого Циркуса Максимуса, были и другие, меньшего размера ипподромы, такие как Фламиния, Нерона и Максенция. По образцу Большого цирка строились ристалища и в других городах: Антиохии, Кейсарии, Иерихоне, Александрии и даже в Иерусалиме. Особенного внимание заслуживает ипподром Константинополя.
 
В 324 году Константин I Великий, вошедший в историю как первый император-христианин, прославленный в лике святых, перенес свою резиденцию из Рима в восточный город Византий, переименованный после этого в Константинополь. Одним из первых сооружений, построенных (точнее перестроенных) в новой столице, стал ипподром, вплотную к которому примыкал императорский дворец. Эта арена, без преувеличения, стала центром общественной и политической жизни города, а гонки проводились здесь вплоть до четвертого Крестового похода в 1204 году. Длина сооружения составляла почти 470 м, ширина – 117,5, спина, расположенная слегка наискосок, имела длину 269 м и была очень богато украшена.
 
В 394 году император Феодосий I, ревностный христианин, запретил Олимпийские игры как пережиток языческого культа. Еще через 10 лет были прекращены и гладиаторские бои. Фактически гонки на колесницах остались единственным разрешенным зрелищем.
После разорения Константи­нополя крестоносцами гонки перестали проводиться, а после падения города в войне против Османской империи в 1453 году ипподром пришел в запустение: турки были абсолютно равнодушны к соревнованиям. Сооружение было превращено в каменоломню. Его камни и колонны использовались для строительства мечети Мехмета Завоевателя и других построек. Территория сооружения, постепенно приходящего в запустение, периодически использовалась турками для проведений празд­ничных шествий, парадов и смотров, казней или как место сборищ янычар, выдвигавших требования к верховной власти. Сегодня на территории бывшей арены расположена главная площадь Стамбула Султанахмет.
 
(кадры из фильма «Бен Гур»)
 
Партии сказали: «надо!», ипподром ответил: «Есть!»
 
За многовековую историю гонок на колесницах определенные традиции этого действа сложились не только на арене, но и на трибунах ипподромов. Можно сказать, что со времени правления императора Нерона берет свое начало и иппо­дромная индустрия. В Риме начали формироваться организованные спортивные общества, которые занимались покупкой, содержанием, тренингом как возничих, так и лошадей, а также выставления их для участия в гонках. Изначально команд было две, различались они по цветам колесниц и формы возничих – красные и белые. Первое упоминание о возникновении таких фракций, как они назывались, относится к 70 году до н.э. Позднее появились еще две фракции: зеленых и синих.
 
Появление таких команд, есте­ственно, привело и к разделению в предпочтениях среди болельщиков. Современные «войны» между футбольными фанатами – «игры в песочнице» по сравнению с тем, что творилось в античном Риме вокруг гонок на колесницах.
С перемещением столицы в Константинополь партии ипподрома (в историю такие объединения вошли под этим термином) превратились из спортивных обществ в политические, а ипподром стал своего рода площадкой для волеизъявления народных масс. Нередко такие собрания перерастали в масштабные народные волнения. Самый крупный бунт объединившихся венетов (синих) и прасинов (зеленых), который получил название восстание «Ника», произошел при правлении императора Юстиниана в 532 году. В результате Констан­тинополь был существенно разрушен, и при подавлении восстания было убито более 35 тыс. человек.
 
Собственно, с VI века популярность конных соревнований начала постепенно снижаться, но гонки на колесницах продолжались вплоть до XIII века. Европа погрузилась в унылое Средне­вековье, и ипподромные зрелища были преданы забвению до тех пор, пока в XVII веке в английском Ньюмаркете не зародилась новая традиция проведения скачек. Но, впрочем, это уже совсем другая история…
 
"Победитель едва держится на ногах. Спины его лошадей исполосованы от ударов кнута, их ноздри жадно глотают раскаленный и пыльный воздух, а в глазах лишь смесь страха и изнеможения. Бесконечная гонка позади. Победителю осталось подняться к императору, чтобы получить заветный лавровый венок, а толпа искупала его в волнах заслуженной славы. Этот молодой возничий — раб, он понимает, что когда-нибудь он наверняка погибнет на этом ристалище. Вопрос лишь в том, сумеет ли он перед этим выкупить свою свободу за те сестерции, что ему положены за победы, или нет? Но до тех пор его сердце еще не раз захочет вырваться из груди, когда резвая квадрига отправит его в очередное состязание со скоростью и смертью на потеху великого и безумного Рима."