Пусковой механизм

Ипподром: Пусковой механизм

Автор: к. с-х. н. Алена АКИМОВА
Номер журнала: GM №5(207)2021
Фото: photographer Sasha

Участники скачки парадом проходят перед трибунами и направляются в сторону старта, где уже установлена старт-машина – причудливый агрегат, состоящий из соединенных между собой боксов с воротами спереди и сзади. Лошадь заводится в доставшийся ей по жребию стартовый бокс, за ней закрываются двери. А затем судья-стартер дает команду на старт, и одновременно открывает все боксы. Дан старт скачке! Впрочем, так было не всегда. Как и большинство современных спортивных приспособлений, стартовые боксы появились относительно недавно. Но не в Великобритании, как можно было бы подумать, а совсем в противоположной части света...

Прообраз стартовых боксов – гис­плекс (Hysplex) – существовал в Древней Греции. Его использовали как в соревнованиях по бегу, так и в гонках колесниц. Гисплекс представлял собой деревянную перекладину, установленную на основание таким образом, что она перекрывала участникам выход на дорожку ипподрома. В движение поперечная перекладина гисплекса приводилась при помощи лески.
 
Эволюция стартов
 
Как и многие изобретения античности, гисплекс до наших дней не дошел и вплоть до конца XIX века внимательный взгляд стюардов на старте был единственным способом узнать, действительно ли все лошади приняли старт одновременно. При этом в старте скачки оказываются задействованными несколько человек. Судья-стартер стоит у бровки напротив выстроившихся в линию лошадей и взмахом флага дает старт. Через сто метров стоит помощник стартера, который следит за тем, чтобы не было фальстарта и взмахом флага дает сигнал главному судье уже о начале скачки. Эта схема была предложена адмиралом Генри Джоном Раусом, гандикапером и судьей Жокей-клуба в начале XIX века и до сих пор используется в барьерных скачках и стипль-чезах.
 
Шаги к упрощению процедуры старта предпринимались неоднократно. До изобретения механических стартовых боксов самым действенным был старт из-за каната. Толстая веревка натягивалась поперек дорожки и отпускалась вместе со взмахом флага судьи-стартера. Эта методика получила широкое распространение и на ипподромах СССР просуществовала до второй половины XX века. И все еще используется как дополнительный инструмент обеспечения справедливого старта в стипль-чезах. Единственное отличие заключается в том, что сейчас веревку заменила резинка.
 
Первые автоматические стартовые боксы появились в Австралии. Автором идеи стал инженер Александр Грэй. Его сын Рубен, профессиональный жокей, заработал денежный штраф за то, что допустил фальстарт. Это произошло из-за того, что лошадь Грэя-младшего испугалась хлопающего на ветру флага. Разработанная Александром Грэем стартовая машина впервые была опробована в 1894 году на ипподроме Кэнтербёри Парк. Конструкция боков была простой: вместо привычных нам ворот переднюю часть боксов перегораживал канат, натянутый на уровне головы лошади. Один из концов веревки крепился к пружине. При нажатии на рычаг пружина распрямлялась и веревка отстегивалась.
 
Модель стартовых боксов, разработанная и усовершенствованная Александром и Рубеном Грэями, использовалась на всех ипподромах Австралии и в США с 1894 по 1932 год. На ее основе в 1920-х годах американские инженеры Джонстон и Глисон заменили один заградительный канат на состоящую из пять рядов систему. Такие «ворота» внешне напоминали эспандер для фитнеса.
 
Американская скаковая общественность отреагировала на появление стартовых боксов всеобщим воодушевлением. Уравнивание шансов лошадей при старте привлекло как новых коневладельцев, так и игроков тотализатора. ...
 
Продолжение читайте в GM №5(207)2021