Исторический скандал Кентукки

Ипподром: Исторический скандал Кентукки

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №4(189)/2019

После того, как в прошлом сезоне американская публика увидела уже вто-рого «трижды венчанного» за последние четыре года, казалось, что более увлека-тельного сюжета скачки предложить не смогут. Однако жизнь доказала обратное – и это, увы, оказался тот самый сорт рекламы, которого здравомыслящие люди предпочитают избегать.

Без фаворита
 
Кентукки Дерби 2019 года было, что называется, очень «открытым» – реальные шансы на успех имела едва ли не добрая половина участников. Фаворитом считался Омаха Бич из конюшни Ричарда Манделлы. В середине апреля Омаха Бич выиграл Дерби Арканзаса, уверенно взяв верх над тремя другими лошадьми, заработавшими право стартовать в Черчилл-Даунсе. Он на один корпус обыграл Импробабла, которого тренирует специалист по «трижды венчанным» Боб Бафферт, на пять с половиной – Кантри Хауса и оставил очень далеко в побитом поле Лонг Рэйндж Тодди. 
 
К сожалению, выступить в «Скачке за розами» Омаха Бичу так и не удалось. Когда за три дня до приза тренер обратил внимание на легкий кашель у лошади, обследование показало, что дело в западении надгортанника. Эта проблема решается только хирургическим путем, и Омаха Бич был снят со скачки. Владелец жеребца Рик Портер, два года назад победивший рак, отнесся к новостям философски. «Знаете ли, в последние годы со мной происходили вещи и похуже. Мы будем двигаться дальше. Надеюсь, что он сможет стартовать уже в конце июня или начале июля», – сказал Портер, которому в 2008 году довелось пережить гибель своей кобылы Эйт Беллз, сломавшейся на финише Дерби.
 
Хроника событий
 
В день «Скачки за розами», призовой фонд которой вырос до 3 млн долларов, вновь, как и год назад, шел дождь. Дорожка размокла, гарантируя особенно беспощадный кикбэк, поэтому роль хорошего старта возросла с просто исключительно важной до критической, и лошади приняли в характерном для такой погоды стиле «пленных не берем». Стартовавший из седьмого бокса Максимум Секьюрити выиграл битву за бровку и повел скачку, сделав первые 400 метров в очень резвые для таких условий секунды – 23,66. С поля от него держались 18-й номер Лонг Рэйндж Тодди и 21-й номер Бодэкспресс, который «просочился» в число участников Дерби после снятия Омаха Бича. На четвертом месте в спину за лидерами шел Уор Оф Уилл, ставший невольным виновником дальнейших событий. 
 
Перед выходом на финишную прямую его жокей Тайлер Гаффалионе двинул лошадь в поле, опасаясь оказаться в коробке. Внезапно Максимум Секьюрити резко сместился в сторону и перекрыл дорогу Уор Оф Уиллу, заставив Гаффалионе взять на себя. Произошла цепная реакция – Уор Оф Уилл столкнулся с Лонг Рэйндж Тодди, а тот, в свою очередь, полностью сбился с хода и помешал Бодэкспрессу. Выровнявшись, Максимум Секьюрти вернул себе лидерство, которое на несколько секунд перехватил прошедший по бровке Коуд Оф Онор, и пересек финишную черту первым, на 1 ¾ корпуса опередив Кантри Хауса. Его преимущество над вторым призером было совершенно бесспорным, однако сразу же стало очевидно, что без расследования инцидента в повороте дело не обойдется.
 
Стюарды ипподрома потратили на это 21 минуту 57 секунд – время, которое тянулось невыносимо долго даже для зрителей у телеэкранов, а для команд Максимум Секьюрити и Кантри Хауса вовсе показалось вечностью. «Мы единогласно приняли решение лишить 7-й номер победы и передвинуть его на место за номером 18 (Лонг Рэйндж Тодди – прим. ред.), поскольку номер 18 финишировал дальше всех из числа лошадей, которых затронул этот инцидент», – таков был вердикт судей. 
 
Впервые за 144 года победитель Кентукки Дерби был дисквалицифирован за помеху. Даже с призерами скачки такое раньше случалось лишь однажды – в 1984 году, когда занявший четвертое место Гейт Дансер был смещен на строчку ниже из-за того, что помешал лошади, финишировавшей сразу за ним. Скандал с дисквалификацией победителя случился в 1968 году, но тогда Дансер'с Имидж пал жертвой положительной допинг-пробы на фенилбутазон. 
 
«Я испытываю смешанные чувства. Я бы солгал, если бы утверждал обратное. Очень рад, что не был на месте стюардов, и что мне не пришлось принимать решение на глазах у сотни тысяч людей на ипподроме и миллионов, смот­ревших телетрансляцию по всему миру… Но, само собой, я доволен тем, что в конечном итоге на табло загорелся наш номер», – сказал Уильям Мотт, тренер Кантри Хауса. 
 
Обмен мнениями
 
Ни публике, ни прессе так и не удалось прийти к единому мнению по поводу того, что именно произошло в повороте перед финишной прямой. Жокей Луис Саэс решительно заявил, что Максимум Секьюрити чего-то испугался, и он не имел никакой физической возможности справиться с ним быстрее, чем удалось это сделать. Однако аргументы панамца не произвели впечатления на Комиссию по скачкам штата Кентукки, которая присудила ему 15-дневную дисквалификацию за «неспособность контролировать свою лошадь и предпринять правильные меры для того, чтобы удержать ее на прямой траектории». 
 
По мнению Уильяма Мотта, который мог позволить себе быть великодушным, Саэс действительно сделал все правильно и не заслужил столь сурового наказания. Скорее всего, Максимум Секьюрити напугал шум толпы внутри скакового круга, а, может быть, и какая-то особенно неудачно попавшая в его поле зрения лужа. Любопытно, что уже спустя довольно много времени после скачки тренер второго призера Шаг Макгой рассказал, что его лошадь, находившаяся на внутреннем радиусе перед финишной прямой, также увидела что-то одновременно с Максимум Секьюрити. «Джонни Веласкес сказал мне, что Коуд Оф Онор дернулся в сторону – он явно заметил то же самое, и это было что-то такое, что ему не понравилось».  
 
В горячее обсуждение итогов скачки ввязался даже Дональд Трамп, который у себя в твиттере написал, что во всем виновата политкорректность, однако забыл пояснить, каким образом он умудрился додуматься до столь парадоксального вывода: «Решение по Кентукки Дерби не было хорошим. Это была жесткая и суматошная скачка по мокрой и грязной дорожке – на самом деле, красивое зрелище. Подобная отмена результата возможна только в наши дни политкорректности». Твит, как и многие другие необдуманные онлайн-излияния президента, вскоре удалили.
 
Поначалу владелец Максимум Секьюрити демонстрировал завидную выдержку и готовность примириться со сложившимися против него обстоятельствами, вызвав немало одобрительных откликов в прессе. «Это скачки. Иногда вы побеждаете, иногда – проигрываете. Иногда вы побеждаете и проигрываете в одной скачке», – сказал Гэри Уэст вскоре после того, как было объявлено о дисквалификации его лошади. Однако надолго его благоразумия, увы, не хватило. Уже через пару дней он начал выступать на телевидении, обвиняя в произошедшем всех подряд, начиная с жокея Уор Оф Уилла, который якобы наскочил на его лошадь сзади, и заканчивая «алчным руководством» Черчилл-Даунса, которое в целях наживы допускает до старта в Кентукки Дерби два десятка лошадей. 
 
Как показало дальнейшее развитие событий, одними словами Уэст не ограничился. Поскольку решения стюардов на американских ипподромах являются окончательными и не подлежат пересмотру, он обратился напрямую в федеральный суд первой инстанции. Ответчиками по иску, в котором дисквалификация Максимум Секьюрити называется «противоестественным и неконституционным процессом», названы Комиссия по скачкам штата Кентукки и стюарды ипподрома Черчилл-Даунс. Косвенным подтверждением своей правоты Уэст считал тот факт, что онлайн-платформа TwinSpires и другие компании, которые базируются в Черчилл-Даунсе, приняли решение выплатить игрокам выигрыши по ставкам, сделанным на Максимум Секьюрити. «Это обстоятельство можно рассматривать как признание того, что сам Черчилл-Даунс не согласен с решением стюардов», – говорится в иске. 
 
Пикантность ситуации заключается в том, что расследование дела в суде может продлиться буквально годы. Достаточно сказать, что решение об упомянутой выше дисквалификации Дансер'c Имиджа было вынесено лишь спустя пять лет после скачки – в 1973 году. Таким образом, скандал с нынешним Кентукки Дерби будет всплывать на страницах прессы еще много раз и едва ли будет окончательно исчерпан в обозримом будущем.
 
Прикнесс готовится к новоселью
 
На фоне произошедшего в Кентукки Дерби поначалу ушло в тень обсуждение планов на следующую скачку «Тройной короны». А ведь возможно, что Пимлико в последний раз принимал Прикнесс Стейкс – самый старый приз серии, который впервые состоялся на ипподроме в штате Мериленд в 1873 году, за два года до того, как появилось Кентукки Дерби. К сожалению, в настоящее время исторический ипподром, старше которого в Соединенных Штатах только Саратога, находится в откровенном упадке. Часть его главной трибуны, пережившей Великий пожар Балтимора в 1904 году, была закрыта для публики в день проведения Прикнесса, поскольку конструкция здания могла не выдержать наплыва публики. 
 
По оценкам экспертов, ипподрому требуется дорогостоящая реконструкция, в которую потребуется инвестировать до 424 млн долларов. Компания Stronach Group, которой принадлежит Пимлико, не очень рвется вкладываться в этот проект, предпочитая развивать другой мерилендский ипподром – Лорел-Парк. Ни для кого не секрет, что с точки зрения Стронаков, Прикнесс Стейкс необходимо перенести именно туда, а территорию ипподрома в Балтиморе целесообразней всего отдать под застройку, не подразумевающую сохранения скаковой дорожки и конюшен.
 
Впервые с 1996 года, когда дербист Грайндстоун был вынужден завершить карьеру из-за травмы, во втором этапе «Тройной короны» не участвовал победитель первого. Для Максимум Секьюрити, лишенного возможности попытаться завоевать титул «трижды венчанного», старт в Прикнессе был лишен смысла, а Кантри Хаус простудился. Более того, еще ни разу с 1951 года не случалось такого, что на старте Прикнесса не оказалось ни одной из лошадей, которые были в первой четверке на финише Кентукки Дерби. Тем не менее, это обстоятельство нисколько не отразилось на интересе публики к призу. Возможно, громкий скандал, вышедший за пределы специализированной прессы и спортивных разделов газет, даже помог подогреть интерес к Прикнессу. Во всяком случае, ипподромный тотализатор зафиксировал рекордную выручку – на скачки этого дня в Пимлико было поставлено 99,85 млн долларов. 
 
Фаворитом Прикнесса в отсутствие главных героев Кентукки Дерби стал Импробабл, который финишировал в Черчилл-Даунсе пятым, но был передвинут на четвертое место после дисквалификации Максимум Секьюрити. Внимание к нему было вызвано в том числе и тем, что Бобу Бафферту принадлежит рекорд по числу побед в призе. Он одержал их уже семь (столько же первых мест на счету Уиндема Уолдена, но его достижение относится еще к позапрошлому веку). К тому же на жеребьевке Импробабл получил удобный четвертый бокс, тогда как Уор Оф Уиллу вновь, как и в Кентукки Дерби, достался первый стартовый номер. Это совпадение не очень обрадовало его тренера Марка Кэсси, хотя, по общему мнению, в Пимлико распределение боксов не имеет настолько важного значения, как в Черчилл-Даунсе, поскольку число участников неизменно меньше, а отрезок прямой до первого поворота – длиннее. Тем не менее, свежий отрицательный опыт явно не внушал Кэсси особого оптимизма: «Шансы на то, чтобы получить первый бокс и в Дерби, и в Прикнессе, составляют 260 к 1. Ничто не дается легко. Я предпочел бы номер подальше от бровки, но что есть, то есть, и нам придется с этим жить».
 
Минус один
 
Импробабл попытался встать на дыбы в боксах, но быстро успокоился и, как только был дан старт, все тут же переключились на другую лошадь, которая предпочла еще более эффектную тактику привлечения внимания. Бодэкспресс «дал козла» и выбил Джона Веласкеса из седла, а потом как ни в чем не бывало устремился вперед вместе с остальными лошадьми. К счастью, он стартовал из достаточно далекого девятого бокса и не мог помешать соперникам, сразу же включившимся в борьбу за бровку. Ее выиграл Уорриор'с Чардж, который не стартовал в первом призе «Тройной короны». Фаворит Импробабл занимал шестую позицию с поля от Уор Оф Уилла. 
 
На пару секунд показалось, что Уор Оф Уилл снова застрянет в трафике за отпадающими пейсмейкерами, но при выходе на финишную прямую Уорриор'с Чардж отклонился от бровки и позволил Уор Оф Уиллу пройти вперед самым коротким путем. С этого момента его было уже не остановить. Тайлер Гаффалионе сделал бросок и быстро добился решающего преимущества в пару корпусов. Этого более чем хватило для победы, хотя на финише к Уор Оф Уиллу приблизились подошедшие с дальних мест Эверфаст и Оуэндэйл. Четвертое место удержал водивший скачку Уорриор'с Чардж, а Импробабл остался только шестым, хотя на выходе из поворота его позиция была предпочтительнее, чем у победителя, которому пришлось дожидаться, пока откроется просвет. Резвость Уор Оф Уилла – 1.54,34 – оказалась самой высокой за последние 12 лет. 
 
Тайлеру Гаффалионе всего лишь 24 года – почти детский возраст по меркам современных американских скачек, где ведущие мастера почти поголовно перевалили за тридцатилетнюю отметку, и никого не удивляет, что лучшие лошади достаются, например, 41-летнему Хавьеру Кастеллано или даже 53-летнему Майку Смиту. Четыре года назад он удостоился награды «Эклипс» в категории «Лучший ученик-жокей», а теперь на его счету уже более 1000 побед и почти 43 млн долларов призовых. При этом выступать в скачках Тайлер начал довольно поздно – несмотря на то, что до него в семье Гаффалионе было уже два поколения жокеев, его отец настаивал на том, чтобы он получил полноценное среднее образование и не разрешал ему получить лицензию до окончания школы. 
 
Как и большинство участников Прикнесса, Гаффалионе даже не заметил, что в скачке присутствовала лошадь без всадника, будучи полностью сосредоточен на своей собственной задаче. «Мы просто всю дорогу следовали за Уорриор'с Чарджем. Я думал о том, что надо будет обходить его по внешней траектории, но он немного отклонился от бровки в начале поворота и уходил в поле все дальше и дальше, так что я решил рискнуть и воспользоваться просветом. Моя лошадь не стала мешкать и довела дело до конца». 
 
Лучшая лошадь в США
 
Тренер победителя категорически отказался говорить о победе своей лошади как о своеобразном реванше за Кентукки Дерби. «Реванш? Ничего подобного. Я просто хотел выиграть. Конечно, непосредственно после той скачки мы были страшно разочарованы. Мы чувствовали, что наша лошадь не получила шанса показать себя, но вместе с тем были благодарны за то, что он финишировал целым и невредимым. Если бы Уор Оф Уилл зацепил другого участника и упал, это повлекло бы катастрофические последствия для скачек», – сказал Кэсси. Когда у тренера спрашивали, не разочарован ли он тем, что скачка по разным причинам не досчиталась стольких сильных участников, он только пожимал плечами: «Мы только что выиграли Прикнесс. Откровенно говоря, мне все равно, кто стартовал с нами, а кто – нет».
 
Джастин Кэсси, младший брат Марка, предпочел другую карьеру в скаковом бизнесе – он стал бладсток-агентом. Его самой успешной сделкой до недавнего времени было приобретение для Кулмора прав на заводское использование двухлетнего чемпиона 2016 года Классик Эмпайра, однако теперь с этим достижением вполне может поспорить и покупка Уор Оф Уилла. Кэсси-младший присмотрел его на французском аукционе двухлеток в тренинге Arqana. Эффектный темно-гнедой жеребчик обошелся ему в 250 тыс. евро – не самая высокая цена за сына популярного производителя Уор Франта, да еще и происходящего из классного европейского семейства. 
 
Уор Оф Уилл начал свою скаковую карьеру на травяных дорожках. Двухлеткой он не выиграл ни одной скачки, но занял второе место в канадском призе 1-й группы Саммер Стейкс и сумел финишировать пятым в Бридерс Кап Джювинайл Турф. Однако по-настоящему раскрыть свой талант Уор Оф Уилл смог только после перехода на песчаное покрытие. В начале 2019 года он выиграл две групповые скачки серии «Дорога к Кентукки Дерби», победив на новоорлеанском ипподроме Фэйр-Граундс будущего дербиста Кантри Хауса. А вот в мартовском Дерби Луизианы жеребцу не повезло – он споткнулся, едва не получив серьезную травму. Столь же неласково судьба обошлась с Уор Оф Уиллом и в Черчилл-Даунсе, однако его тренер продолжал по возможности сохранять философский взгляд на вещи. «Если бы не этот инцидент, на финишной прямой была бы интересная скачка. Но такова жизнь, которой мы живем день ото дня. Судьба постоянно пытается поставить нам подножку». 
 
Вопрос о том, кто является лучшей трехлетней лошадью сезона в Штатах, остается открытым и, надо полагать, однозначного ответа на него не даст даже розыгрыш Белмонт Стейкс. Впрочем, с точки зрения Марка Кэсси, не стоит бежать впереди паровоза, пытаясь заглянуть в будущее. «На настоящий момент это Уор Оф Уилл», – без тени сомнения отвечает тренер.