ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО!

История: ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО!

Автор: Екатерина СОКОЛОВА
Номер журнала: ЗМ №7(98)2010
Фото: Артем МАКЕЕВ

О происхождении казаков написано много книг, статей и монографий. Но ни один из общепризнанных источников не утверждает наверняка, «откуда есть пошла» история казачества, кто истинные предки этих воинов, и от кого они унаследовали свой непокорный нрав, горячую голову и искусность в верховой езде. Каждая из теорий происхождения казачества подкрепляется какими-либо фактами, но ведь нескольких истин быть не может... Мы с историками спорить не собираемся: нас интересуют казаки как выдающиеся конники, ведь «казак без лошади – не казак».

Откуда путь держишь, казак?
 
Согласно восточной теории, казаки образовались в ходе слияния двух этнических групп –касогов и бродников, которые выгодно объединились после того, как гонимые монголо-татарами покинули свои земли. Впоследствии многие казаки состояли на службе у ханов Золотой Орды, которые не выезжали на земли русские для сбора дани без сопровождения отряда казаков. За предоставляемые военные услуги они имели массу преференций, начиная от свободного перемещения по территории и заканчивая освобождением от налогов. После раскола Орды населявшие ее территорию казаки стали полностью независимыми и от осколков былого ханства, и от княжества Московского. Со временем казаки расселились на северных территориях и осели на Верхнем Дону, образовав также общины в бассейнах других рек, а именно на Волге, Днепре, Тереке и Яике.
 
Многие историки склоняются к гипотезе, что изначально казачьи поселения были образованы из беглых крестьян и разбойников. Другая же группа ученых утверждает с точностью до наоборот, что казаки были не беглыми крестьянами, а отдельным народом, который создал свою внутреннюю иерархию и воинское самоуправление. Беглые же крестьяне, которые действительно присоединялись к казачеству, никогда не считались равными казакам и никогда не были основой казачьих войск. 
 
Еще одна теория была основана украинским историком В.М.Литвином, который утверждает, что украинские казаки были славянами. 
Самая оригинальная версия происхождения казаков, отрицающая две предыдущие, заключается в следующем. Сильнейшее войско – казаки – является старинным воинским сословием, и прямыми предками их были те самые монголы, которые некогда завоевали Евразию. Тогда обширные и благодатные земли, на которых впоследствии выращивали лучших лошадей, достались им в наследство от славных предков и принадлежали им по праву.
 
Также существует версия происхождения казаков от скифов и гипербореев. Славяне-скифы упоминаются древнегреческими и другими историками, как единый древнейший народ – «скифы гиперборейские», а славяно-русы считаются прямыми потомками древнейших людей на Земле. Также известно, что скифы, славяне и русы обладали особой воинской доблестью, поэтому есть мнение, что русы являлись не этносом, а воинским орденом. К слову, облик руса (в описании византийца Льва Диакона) очень похож на облик казака – воина Запорожской Сечи: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос…» Весьма вероятно, что потомки воинского сословия русов принимали активное участие в создании казачества, или точнее были просто древними казаками. 
 
Какой бы теории происхождения казаков сейчас ни придерживались, основные факты их участия в истории Российского государства отрицать никак нельзя. Казаки помогли значительно расширить границы, осваивая новые территории Кавказа, Сибири (знаменитые экспедиции Ермака), Дальнего Востока. В 1645 году сибирский казак Василий Поярков через Амур вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648  году сибирский казак Семен Иванович Дежнев проплыл через устье Колымы из Ледовитого океана в Тихий и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697-1699 гг. казак Владимир Васильевич Атласов исследовал Камчатку.
 
Неоценимый вклад казаки внесли в развитие коневодства в нашей стране. На протяжении нескольких веков у казаков были огромные земли по левым берегам Дона, богатые сочными травами. Они использовали эти земли для выращивания прекрасных донских лошадей, пригодных как для военных, так и для сельскохозяйственных целей. Со временем возникло мощное Донское коневодство. Так казачество подарило нам известную донскую породу, а уже в советское время путем скрещивания хорошо зарекомендовавшей себя донской и безупречной чистокровной пород получилась лошадь буденновской породы, которая великолепно проявила себя в Великой Отечественной войне.
 
Знаменитая донская порода несет в себе кровь степной лошади, которую методично улучшали жеребцами восточных и чистокровных пород. Восточные, а именно персидские, турецкие, туркменские, карабахские лошади попадали на донские земли в качестве трофеев во время Турецких войн, и ценились дороже золота и оружия.
 
Изначально владельцами первых конных заводов были в основном атаманы и зажиточные казаки. Так знаменитый казак и коневладелец Иловайский вложил много средств и труда в развитие донской породы лошади. Однажды он захотел привести из Ардебиля персидского жеребца. Сначала он думал сторговаться с местным ханом, но тот наотрез отказался расстаться с драгоценным конем. Казаки же не сдались и забрали жеребца силой, чтобы сделать подарок любимому атаману.
 
Государство прекрасно понимало стратегическое значение развития и улучшения казачьих лошадей. Поэтому в 1844 году было издано положение о конных табунах войска Донского и был основан Провальский войсковой конный завод. В этом заводе имелось 34 жеребца и 250 кобыл лучших русских, донских и кавказских пород. Спустя семь лет успешной работы завода на Дону были открыты первые скаковые общества: Новочеркасское и Урюпинское.
 
Офицер = дворянин 
 
Маленький казак воспитывался как воин с раннего детства. С трех лет казачка уже учили держаться в седле, в пять-семь лет он должен был знать азы владения оружием, чтобы к моменту совершеннолетия быть полностью готовым отдать долг Отечеству. На страницах легендарного романа «Тихий Дон» ярко проиллюстрировано значение лошади в военной жизни казака. Для казака было постыдным идти на службу без своего коня. И только казачьи офицеры при вступлении в сотню обеспечивались лошадьми, формой и оружием за счет государственной казны. Им выдавали 416 рублей 50 копеек, а затем 200 рублей ежегодно. Но здесь существовало и одно «но»: офицер раз в 4 года призывался на службу вместе со своим полком, когда срок службы заканчивался, он отправлялся еще на 4 года «на льготу», до следующего призыва, с минимальным, практически нищенским денежным содержанием. И если простые казаки имели право в годы «простоя» заниматься земледелием, торговлей и т.п., обеспечивая тем самым себе «кусок хлеба», то офицер на подобные занятия права не имел, ибо должен был вести себя как дворянин. Таким образом, оставаясь без полноценного государственного содержания на 4 года, казачий офицер и его семья серьезно бедствовали.
 
В допетровские времена казакам приходилось проще, хотя к государству они никакого отношения не имели и не получали ежегодного содержания. Казаки должны были сами себя обеспечивать, что, впрочем, обоснованно, так как основная масса казаков большую часть времени жила дома, ведь казачья армия того времени была  единственной в мире, не имеющей казарм в привычном нам понятии. Но это не значит, что казаки были дешевым «пушечным мясом». Как очень хорошо подготовленные защитники православной веры, воевавшие «по убеждению», имевшие в своем арсенале не только оружие, но и хороших боевых коней, казаки знали себе цену. А удачные участия в походах позволяли им держать ее на определенно высоком уровне.
 
С  XVI века русские цари ежегодно за добровольную службу по охране русских границ отправляли казакам на Дон своеобразное жалованье, деньги, хлеб, порох, свинец, селитру, серу и другие припасы. А также жаловали казачьему войску грамоты, иконы, знамена и другие почетные знаки отличия.
 
В конце VIII – начале XIX вв. казаки начали служить государству. Помимо лейб-гвардии Конвоя Его Императорского Величества, где проходили службу представители всех 11-ти казачьих войск, донские казаки служили в лейб-гвардейском Атаманском полку. Но два этих самых известных подразделения того времени – лишь незначительная часть от всех регулярных казачьих войск. Основная же масса казаков проходила службу в казачьих армейских частях.
 
Казачьи ресурсы
 
В XIX веке войны, в которых участвовала Россия, требовали больших людских и конных ресурсов. Например, в неудавшемся из-за убийства Павла I походе на Индию в 1801 году участвовало 22 500 казаков и 44 000 лошадей. В Отечественной войне с Наполеоном в 1812 году активное участие приняло 60-тысячное казачье войско преимущественно на донских лошадях, о выносливости которых слагали легенды. Эти лошади прошли войну, добрались до Европы, побывали в Париже и вернулись обратно. О такой лошадиной силе побежденные французы могли только мечтать. Дончаки хороши были и в ближнем бою. Так, например, во время Бородинского сражения был нанесен сокрушительный удар с тыла по войскам врага, благодаря которому удалось захватить главный обоз французской армии.
 
Сам Наполеон Бонапарт высказывался о казаках и их лошадях следующим образом: «Надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки – это самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошел бы с ними весь мир».
 
Во время революции многие казаки выступили на стороне белых сил и впоследствии были репрессированы, а их земли были отданы государству. В 1936 году в связи с возникновением опасности со стороны Германии, ограничения на службу казачества в отрядах рабоче-крестьянской красной армии (РККА) были временно сняты. Это решение было встречено казачеством с большим энтузиазмом и готовностью выступить на стороне Красной армии. Донские казаки отправили письмо Советскому правительству следующего содержания: «Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину…»
 
Точно так же, вместе со своими четвероногими боевыми товарищами выступили казаки на защиту земли русской и в годы Великой Отечественной войны. Боевой дух, впитываемый с молоком матери уже много веков не дает казакам оставаться в стороне, если их родимой земле угрожает опасность.
 
В настоящее время, согласно оценкам экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ – более 700 тысяч человек, так называемых «нереестровых» общественных казачьих организаций – более 600… в России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников».
 
С нашим атаманом не приходится тужить…
 
На юге Московской области, в 50 км от МКАДа по скоростной трассе Москва-Дон, расположилась казачья станица «Конное подворье», которая входит в состав Московского областного отдельского казачьего общества (МО ОКО). Атаман станицы Игорь Вальеревич Янов – гостеприимный хозяин и идейный вдохновитель, ратует за создание единого информационно-культурного пространства российского казачества, возвращения самобытной казачьей культуры и традиций, а также за образование и воспитание молодого поколения казаков. «Возрождение казачества само по себе не произойдет. Надо воспитывать следующее поколение в правильном русле, способствовать развитию коневодства в России, которое всегда на Руси было хорошо развито!» – призывает атаман к работе над общим делом.
 
В «Конном подворье» вся работа планируется в соответствии с общими целями и задачами по возрождению российского казачества. Создана целая система привлечения и обучения молодежи воинскому ремеслу. Сейчас школу посещают более 400 молодых людей, где их учат верховой езде, рукопашному бою, искусству обращения с оружием. На теоретических занятиях проходят историю казачества, также ученикам читают лекции по истории и воинскому делу. Ребята сами ухаживают за лошадьми, своими руками строят необходимые сооружения, следят за порядком на территории станицы и прилегающих землях. Таким образом, смолоду воспитывается в следующем поколении хозяйское, то есть бережное отношение к богатствам своей страны. Сама станица окружена полем и лесом, в котором водятся олени, лоси и зайцы; растут белые грибы и сладкие ягоды; а трехсотлетний дуб, как символ непобедимости казачества, внушает истинное уважение к истории нашей страны.
 
Своим примером Игорь Валерьевич успешно доказывает, что судьба казачества и нашего государства зависит лично от каждого человека. Не стоит ждать, пока все проблемы и затруднения решатся сами собой. Если каждый человек, который слышит зов крови и предков, вложится в общее дело, то расцветет казачество в России еще большим цветом, чем прежде!