Пегас
Кого можно назвать самым известным легендарным конем? Конечно, Пегаса. По преданию, крылатый конь родился у Медузы Горгоны и Посейдона в волнах океана – именно ему он и обязан своим именем (греч. «Пегас» – бурное течение). Пегас жил в горах, летал быстрее ветра и ударом копыта о землю выбивал источники, из которых черпали вдохновение поэты. Он помог Беллерофонту, сыну Посейдона, поразить Химеру, а также совершить много других славных подвигов. Однако когда Беллерофонт вознамерился взлететь на сам Олимп, Зевс послал овода, ужалившего Пегаса и конь сбросил всадника вниз. Впоследствии Пегас доставлял Зевсу с земли громы и молнии, изготовленные Гефестом. Сказания о Пегасе также связаны с мифами о музах. Однажды, когда музы пели, гора Геликон от восторга стала расти и достигла бы небес, но Пегас вернул ее на землю ударом копыта, отчего образовался источник Иппокрена, воды которого обладали чудесным свойством вдохновлять поэтов. В честь Пегаса было названо осеннее созвездие, расположенное к юго-востоку от Лебедя.
Единорог
Единорог – мифический белый конь, символ чистоты и девственности, часто упоминаемый в средневековых легендах и сказках. Свое название он получил из-за длинного прямого рога на лбу.
В русских «азбуковниках» XVI-XVII вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог – существо иного мира и предвещает чаще всего счастье.
Поймать единорога было практически невозможно: легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница.
Слейпнир
Любителям скандинавской мифологии хорошо знаком восьминогий конь бога викингов Одина – Слейпнир. Как-то один из великанов с помощью своего коня Свадильфари обещал построить стены вокруг небесного города Асгарда, затребовав в качестве платы солнце, луну и богиню Фрейю. Чтобы не платить по счетам, хитрый бог Локи обернулся прекрасной кобылицей и всячески отвлекал Свадильфари от работы, поэтому великан не смог завершить строительство в срок. От Свадильфари у Локи родился волшебный жеребенок Слейпнир, который стал самым храбрым и быстроногим конем в мире, скачущим по суше, морю и воздуху. Один всегда ездит верхом на Слейпнире, по обе стороны от него бегут волки Фреки и Гери, а за ними летят вороны Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые рассказывают богу обо всем, что происходит на земле. Интересно то, что Слейпнир, несмотря на свое божественное происхождение, был не бессмертен, и мог погибнуть от полученных ран. По легендам викингов, на небесах существовала целая конюшня удивительных лошадей. Например, дочь и сын Одина, боги Нот и Дагр, тоже ездили на конях: лошадь богини, Хримфакси, приносила ночь, а конь бога, Скинфакси, озарял мир светом.
Белый конь прерий
Четвертое место в нашем рейтинге по праву занимает великий дух прерий – Белый Жеребец Великих равнин. Легендарный конь индейцев Северной Америки не сумел спасти влюбленных от мести вражеского племени – они были убиты, и душа девушки, по преданию, вселилась в коня, который с тех пор одиноко бродит по равнинам (см. статью «Загадка Великих равнин» в этом же номере).
Уччайхшравас
Белые лошади неоднократно фигурируют и в индуистской мифологии, главным среди которых является белоснежный летающий конь с семью головами Уччайхшравас. Однажды боги и демоны-асуры решили приготовить напиток бессмертия и стали взбивать молочный океан. Сотни лет они готовили эликсир, но благодаря хитрости бога Вишну, эликсир достался богам, а из вод океана родился король всех лошадей Уччайхшравас, на котором стал ездить владыка богов Индра. В индийском эпосе «Махабхарата» упоминается спор между сестрой и женой бога Кашьяпы – Винатой и Кадру – о цвете хвоста коня. Вината заявила, что он белый, а Кадру – что черный. Проигравший пари стал бы слугой победителя. Коварная Кадру приказала своим сыновьям-змеям покрасить хвост коня и, таким образом, выиграла спор. Кроме того, индусы поклонялись воплощению Вишны богу знания и мудрости Хаягрива, который имел тело человека и голову лошади, носил белые одежды и восседал на белом лотосе.
Кантака
Белый жеребец Кантака (ахалтекинец, по мнению ряда исследователей) был любимым конем принца и основателя буддизма Сиддхартхи из царского рода Гаутамы. Король Шуддходана всячески ограждал сына от несчастий и страданий, надеясь, что вся его жизнь пройдет в довольстве и роскоши. При дворе короля Кантака был самым смелым и умным из всех лошадей и всегда сопровождал принца, когда тот покидал дворец.
Сначала Кантака помог Сиддхартхе завоевать невесту: по обычаям клана юноша должен был победить соперников в состязаниях, включающих в себя верховую езду, стрельбу из лука и фехтование. Верхом на своем скакуне принц стал сильнейшим во всех трех дисциплинах и добился руки и сердца принцессы Яшодхара. Позднее Кантака, запряженный в колесницу, вез принца, когда тот увидел четыре зрелища – старика, больного человека, труп и отшельника, которые побудили его отречься от мира. – Принц был так потрясен, что решил стать монахом и верхом на своем коне ночью бежал из дворца, когда стражники спали. Легенда гласит, что «стук копыт его лошади был приглушен богами, чтобы его отъезд остался в тайне».
Это событие называют «Великим Отправлением». Именно на Кантаке будущий Будда отправился странствовать по Индии, проповедуя новую религию. Согласно буддийским текстам, после смерти Кантака переродился в брахмана, продолжал следовать учению Будды и достиг просветления.
Превращение Гунь
Жители древнего Китая нередко страдали от наводнений, вызванных разливом рек Янцзы и Хуанхэ. Герой мифов Гунь много лет пытался бороться с потопом, строя дамбы, но каждый раз стихия оказывалась сильнее его. В очередной раз, когда на город хлынули потоки воды, он похитил у Бога огня «саморастущую» или «вздувающуюся» землю и с ее помощью стал строить новые дамбы. Бог разгневался и велел казнить героя на горе Юйшань, однако Гунь не умер, а превратился в белого коня, из чрева которого родился его сын Юй. Юй обернулся драконом и справился с потопом, выкопав множество каналов. До сих пор в день поминовения на могилах предков у китайцев принято сжигать бумажные фигурки лошадок.
Конь из молнии
В Корее белый конь стал символом мира и спасения. Согласно древней легенде жители шести воюющих кланов собрались вместе, чтобы создать единое королевство и выбрать короля. В лесу, на месте встречи, люди начали молиться. В этот момент с неба ударила молния, и перед ними предстал белый конь. Через мгновение он исчез, воспарив обратно на небеса, а на его месте осталось сияющее яйцо. Из яйца появился мальчик, Пак Хеккосе, его тело светилось, а птицы и звери танцевали при его виде. Глава одного из кланов воспитал ребенка, который в 13 лет стал королем и объединил враждующие государства.
Белый конь Ахура Мазда
В зороастризме, одной из древнейших мировых религий, распространенной много веков назад на территории Ирана, тоже не обошлось без белого жеребца. Единый бог и творец Ахура Мазда создал белого коня, повелителя дождя и ипостась звезды Сириус. По легенде он противостоит демону засухи Апаоша, который выглядит как черный жеребец. Помимо этого, четверка белых лошадей по имени «ветер», «дождь», «туча» и «мокрый снег» запряжены в божественную колесницу Ардвисуры Анахита – богини воды и плодородия.
Богиня коневодства
В валлийской мифологии, Рианнон, богиня лошадей, ездила «на прекрасном белом коне, в сияющем золотом одеянии». Ее образ перекликается с кельтской богиней коневодства, покровительницей лошадей, мулов, ослов, погонщиков и возчиков Эпоной. Эпона изображалась молодой женщиной верхом на лошади, в окружении лошадей, стоящей на лошади или в колеснице с символами плодородия и изобилия. В английском графстве Оксфордшир находится Уффингтонская белая лошадь – меловая фигура длиной 110 м. Это так называемый геоглиф – геометрический или фигурный узор, выполненный путем наполнения битым мелом траншей на склоне холма. По оценкам экспертов, фигура датируется бронзовым веком: ее создали жители местного городища, которые регулярно, раз в семь лет по случаю ярмарки, пропалывали траншеи, чтобы Лошадь не зарастала травой.
Храм Белой лошади
Во Вьетнаме, в Ханое, белого коня почитают как покровителя города. В честь него возведен храм Белой лошади, построенный во времена основания столицы Тханглонг. В 1010 г. – император Ли Тхай То решил заложить новую столицу, но стены постоянно осыпались. Король был в отчаянии, но неожиданно ему привиделся белый конь, дух реки, который указал, где строить цитадель. В благодарность властитель приказал возвести Храм Белой лошади – «Бать Ма» – а сам конь стал хранителем города.
Души людей
Сират аль-Мустаким означает прямой или истинный путь Аллаха в Исламе. Согласно верованию он представляет собой узкую тропинку (тоньше волоска) длиной в 3000 миль, который должны преодолеть души умерших, чтобы попасть в рай. По одной из версий сказания, душам добродетельных людей легче добраться до небес, поскольку их добрые дела превращаются в белого коня, на котором странники могут легко достичь цели.
Символ Пангантукана
Символом Филиппинского город Пангантукан, что означает «мудрость» и «сила» так же является белый жеребец. Согласно мифу он вырвал с корнем побеги бамбука и, таким образом, предупредил своего хозяина, вождя племени, о наступлении врага, что спасло жителей от истребления.
Гадание... на коне
Среди множества славянских божеств главным был бог войны и плодородия Свентовит, которому принадлежал белый священный конь. Каждую ночь, несмотря на то, что лошадь находилась в храме, она покрывалась грязью – по преданию, ночью жеребец выезжал для борьбы с врагами. Оракулы использовали его и для гадания: коня подводили к трем рядам копий, и если он ступал сначала на левую ногу, это считалось дурным предзнаменованием, если же на правую – добрым.
Культ Бато Каннон
В далекой Японии был широко распространен культ Бато Каннон – богини милости и Великой Матери. По одним данным, богиня была покровительницей крестьян, имеющих лошадей, сельских торговцев, а позднее даже водителей такси и автобусов. Она представала перед людьми в образе белой лошади, с головой лошади или же с фигурой лошади. По другим данным, это было божество мужского пола, носившее на голове в качестве венца конскую голову и покровительствующее всем тем, чья душа вследствие прегрешений, совершенных в прошлой жизни, перевоплотилась в животное.
Как мы видим, в религиозных верованиях наших предков лошадь занимала особое место, а миф о белом коне носил универсальный характер, поскольку в том или ином виде существовал у всех народов мира. В своих произведениях образ белого коня использовали римский поэт Вергилий и британский писатель Г.К.Честертон, популярный английский писатель-фантаст Терри Пратчетт и создатель легендарного «Властелина колец» Дж. Р. Толкиен. Даже в мультфильме «Шрек» нелепый смешной Осел вдруг превращается в прекрасного белого жеребца. Шутки шутками, но история красноречиво свидетельствует о том, что в каждой шутке всегда есть доля правды.