У истоков конной Рублевки

История: У истоков конной Рублевки

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №5(152)/2015

Ждать пришлось недолго. Нужный мне троллейбус № 20 подъехал буквально через 3 минуты. Впрочем, и весь путь от остановки напротив Центрального московского ипподрома до конечной занял не больше 25 минут. Тогда я еще не до конца осознавал, что в том месте, где заканчивается маршрут этого троллейбуса, пять с половиной веков назад в буквальном смысле началась история коневодства нашей страны.
На территории районов Московской области, расположенных к западу и северо-западу от современной границы Москвы, сегодня сконцентрировано большое количество конных объектов. В частности, и те, которые по своему оснащению и инфраструктуре превосходят большинство европейских комплексов. КСК «Новый век», «Отрада», «Дивный», КШВЕ, Московский Областной Спортивный Клуб, наконец, Московский конный завод №1 – все они составляют элиту современной конноспортивной индустрии России. Причем, кроме этих комплексов, здесь можно найти еще несколько десятков действующих клубов, скажем так, уровнем попроще. Конечно, у каждого из них своя судьба и свои причины появления именно на этом месте. Но все же, почему именно здесь? Почему на относительно небольшой территории, втиснутой между Пятницким и Можайским шоссе, в начале XXI века содержится порядка тысячи лошадей? Кто-то скажет: «Так уж сложилось исторически». И будет прав. Но я готов поспорить, что большинство конников даже не подозревают, насколько глубоко проросли эти исторические корни.
 
Борис годунов – конюший на троне
 
Сведений о коневодстве в нашей стране до середины XVIII века сохранилось крайне мало из-за того, что в 1737 году во время Троицкого пожара в Кремле (именно тогда был поврежден знаменитый Царь-колокол) сгорел весь архив Придворного конюшенного ведомства. Правда, некоторые отрывочные данные все же до нас дошли. В частности, существует версия, что первый конный завод в нашей стране был основан при Иване III (вторая половина XV века) в селе Хорошево под Москвой. Сегодня мы можем только догадываться, что это было за хозяйство, но, скорее всего, его деятельность была далека от систематической селекционной работы. Как и многие другие конные заводы, которые стали появляться позже, в селах Броннице, Воробьеве, Коломенском, Острове и других, главной задачей было получение лошадей для нужд великокняжеского, а затем царского двора. Причем именно для придворных нужд, а не для военных, поскольку конница, как тяжелая – поместная, так и легкая – казачья формировалась самостоятельно, за счет самих воинов. В любом случае первые государственные конные заводы, которые, кстати, назывались «кобыльими конюшнями», работали, скорее, на количество, чем на качество. Хотя исследователи считают, что в целом уровень развития коневодства для того времени был весьма высоким. 
 
В 1511 году был учрежден Конюшенный приказ – ведомство, регулировавшее деятельность конных заводов и обеспечивавшее лошадьми непосредственно государя. Руководителем этого органа назначался конюший. В 1584 году, после коронации сына Ивана Грозного Федора, эту должность занял Борис Годунов. Следующей ступенью в карьерной лестнице этого боярина стал царский трон. При Годунове Хорошево бурно развивается: здесь появляется деревянный дворец и каменный храм во имя Живоначальной Троицы, который сохранился и действует в настоящее время.
 
В начале XVII века страна погрузилась в Смуту, которая наложила свой отпечаток и на Хорошево. Трижды здесь размещались военные лагеря. Даже если в то время на этом месте и существовал конный завод, то трудно себе представить, что он мог нормально работать, когда рядом то и дело появлялись войска в несколько десятков тысяч. Поэтому следующая глава в коннозаводской истории этого места начинается только спустя 20 лет.
 
Царская дорога
 
В 1631 году Хорошево вместе с другими окрестными селами: Щукино, Острогино, Мякинино, Крылатское, Ромашково, Павшино и другими – объединяется в Хорошевскую конюшенную волость. При Алексее Михайловиче здесь строится новый дворец. Впоследствии он многократно перестраивался, но всегда был деревянным и до наших дней не сохранился. Именно здесь проходил Звенигородский тракт, по которому несколько поколений правителей России совершали паломничество в Саввино-Сторожевский монастырь.
 
Преподобный Савва Сторожевский, мощи которого покоились в основанном им монастыре в Звенигороде, почитался как покровитель «царей богоизбранных». Из-за этого дорогу, по которой к нему ездили венценосные паломники, в народе называли Царский путь, или «Дорога царей богоизбранных». Сейчас ее все знают как Рублево-Успенское шоссе, или Рублевка. 
 
 
Царский проезд. Художник В.Я. Юцков. Государь едет по Звенигородскому тракту на паломничество в Саввино-Сторожевски монастырь
 
Параллель, которая сейчас у вас возникла, вполне оправданна. Царствующих особ всегда сопровождала свита, представители которой постепенно получали здесь имения. В конце XVIII века здесь поселились 16 княжеских и 4 графских рода. В это время дорога потеряла свое значение как серьезная транспортная артерия (все грузовые, или, по-другому, ломовые, перевозки на западное направление происходили по Смоленской дороге) и даже была закрыта для проезда крестьян. В конце XIX века на территории современного Серебряного бора стали появляться и первые дачи наиболее именитых москвичей, впоследствие доставшиеся советской политической элите. 
 
Немецкий подход
 
Эпоха правления Петра I печально отразилась на состоянии коннозаводства. Многочисленные войны и «большие стройки» требовали такого огромного поголовья, что отрасль просто не могла его в то время предоставить. В 1705 году прекратил свое существование Конюшенный приказ, и на несколько лет централизованное управление конными заводами, по сути, прекратилось. 
 
Хаос в управлении коннозаводством прекратился во время царствования Анны Иоанновны благодаря серьезным преобразованиям этой отрасли ее фаворитом, обер-камергером Эрнстом Иоганном Бироном. Этот курляндский немец, славившийся своей любовью к лошадям, смог вернуть коннозаводство в сферу государственного управления. 
 
В 1733 году появилась Конюшенная канцелярия во главе с обершталмейстером. Для развития отрасли из казны стали выделяться значительные средства, а в 1735 году кабинетом министров было принято решение об организации 18 конных заводов, в которых предполагалось содержание 240 жеребцов-производителей «немецких» (то есть западных) пород и до 7 тыс. русских, украинских и татарских кобыл-маток. 
 
Этот же год стал ключевым и в истории Хорошевского завода. В Конюшенную канцелярию поступило указание о перестройке старых конюшен. Трудно представить, в каком они находились состоянии, если, по мнению историков, были тогда немощенными и не имели даже потолков. Конечно, размещение в таких условиях привозных европейских лошадей было невозможным. Подготовительные работы для строительства новых зданий велись с 1737 по 1739 год. В последующие годы здесь был возведен каменный конный завод. К сожалению, до нас не дошли данные, какие конкретно лошади здесь разводились. В архивах Конюшенной канцелярии сохранились лишь сведения, что на 1 января 1740 года во всех дворцовых заводах состояло 1685 племенных лошадей, в том числе: немецких – 713, неаполитанских – 478, английских – 70, испанских – 44, фрисландских – 38, датских – 17, ломбардских – 3, персидских – 46, турецких – 21, арабских – 10, берберийских – 5, черкесских горских – 11, кубанских – 229. В дворцовых имениях было и 1008 русских рабочих лошадей, но в племенной состав они не входили. 
 
Конюшенная школа
 
Во время второй половины XVIII века вокруг Хорошевского завода образуется, говоря со­временным языком, развитая инфраструктура. Кроме храма, здания старого дворца и крестьянских домов, здесь разрастается Конюховая слободка, где поселяется персонал завода. Он теперь выстроен в виде замкнутого четырехугольника с внутренним двором и парадными воротами. Рядом располагаются дом шталмейстера и даже школа. 
 
 
Идея создания Хорошевской конюшенной школы возникла у князя А.П. Волынского, возглавлявшего Дворцовую конюшенную канцелярию, одновременно с переустройством завода в 1735 году. Он предложил «набрать из всех конюшенных волостей подъяческих, також церковных и земских дьячков и понамарских детей, умеющих грамоте, от 12 до 15 лет 50 человек, и взять их в Москву и отдать для обучения в школу латинского читать и писать, дабы оные могли знать на латинском языке имена трав и протчих медикаментов, принадлежащих для пользования лошадей». По замыслу школа должна была готовить кадры для конюшенного ведомства: в первую очередь ветеринаров, а также геодезистов, архитекторов и просто грамотных подъячих, умеющих правильно писать. Сегодня мы бы назвали такое образование средним специальным. Ученики здесь получали стипендию, обмундирование и питание. Многие, в подавляющем большинстве дети конюхов, поступали сюда, даже не умея читать, поэтому по несколько лет только обучались грамоте. Это затягивало учебный процесс, но в итоге лучшие ученики допускались до обучения специальностям, причем как в здании собственно школы, так и на других конных заводах. Они на практике получали знания о содержании лошадей и коновальном искусстве (ветеринарии), а также постигали различные смежные ремесла: каретное, резное и рисовальное, седельное, кузнечное, слесарное и другие. 
 
Конец истории
 
К концу XVIII века коннозаводство в Российской империи делает огромный шаг вперед. На Украине последовательно появляются 4 конных завода Беловодской группы, на территории Донского казачьего войска строится завод атамана Платова. Наконец, в 1776 году в подмосковное имение графа Орлова-Чесменского Остров приводят знаменитого Сметанку, купленного в Турции за два года до этого…
 
В то же время конный завод в Хорошеве теряет свое значение. Во время наполеоновского нашествия в 1812 году это село пострадало очень сильно: церковь была разграблена, скот угнан, а дома крестьянской и Конюховой слободы сожжены вместе со всеми запасами сена. Сам завод получил колоссальный урон. Настолько сильный, что восстановиться ему будет уже не суждено. Не пройдет и 10 лет, как Хорошевский конный завод прекратит свое существование. 
 
Так завершилась трехвековая история завода. На его месте были построены артиллерийские склады, а от старого здания остался лишь нижний ярус въездной башни с парадными воротами. В бывшей Конюховой слободе расположились казармы, и она была переименована в Солдатскую.
 
 
Первый ярус бывшей въездной башни Хорошевского конного завода (XVIII век)   (Фото: Егор Мелентьев)
 
Заброшенный памятник
 
...Водитель высадил пассажиров, и троллейбус отправился на разворотный круг. Интересно, что сто лет назад именно здесь точно так же разворачивались и московские извозчики – Солдатская слобода была их «конечной» остановкой. Сегодня, находясь на территории Серебряного бора, невозможно и помыслить себе, что когда-то здесь разводили лошадей. Единственный архитектурный отголосок Хорошевского конного завода я нашел почти случайно, руководствуясь довольно скудными данными из литературы и интернет-форумов. Ориентируясь по старым картам и руслу Москвы-реки, я наткнулся на странное квадратное строение из красного кирпича высотой около 5 м с большими арками и полуколоннами. Этот заваленный каким-то хламом домик с крышей, поросшей молодыми деревьями, и есть тот самый нижний ярус въездной башни. С двух сторон к ней когда-то примыкали конюшни, а ворота в виде сквозной арки вели во внутренний двор. 
 
Сейчас Серебряный бор представляет собой остров (петля Москвы-реки в 1937 году была замкнута каналом – «Хорошевским спрямлением»), утопающий в кронах сосен. Он имеет статус ООПТ (особо охраняемой природной территории) и называется Памятник природы регионального значения «Серебряный бор». Однако в административной зоне среди уродливых хозяйственных построек затерялся еще один скромный памятник. Вестник из далекого прошлого, напоминающий нам об истоках отечественного коннозаводства, системе его государственного управления и трудах многих поколений людей, на протяжении столетий выращивавших здесь лошадей.
 
В администрации ООПТ ни один сотрудник, даже среди тех, кто работает в отделе просвещения и занимается проведением экскурсий, не знает о том, что 200 лет назад здесь находился Хорошевский конный завод. На жалком его рудименте нет даже таблички с номером, здание расположено на Таманской улице, напротив автостоянки между домами 2с1 и 2к7. 
 
 
Вид на Серебряный бор. Внизу и справа на фото – место, где находился Хорошевский конный завод   (Фото: Егор Мелентьев)
 
Если вы хотите прикоснуться к истории коневодства нашей страны, поторопитесь. Кто знает, не появится ли вскоре на этом месте новая строительная площадка, наподобие той, которую уже бороздят бульдозеры в ста метрах отсюда.