«Я присмотрел заброшенную турбазу, которая не работала последние несколько лет – тут был настоящий проходной двор. Купили хороших лошадей, следили за тем, чтобы амуниция была отличная и в полном порядке, и потихоньку начали «вить гнездо» здесь, на Медовых. Все, что зарабатывали, вкладывали в это место – в гостевые домики, конюшню, общепит, остальные постройки, которые медленно, но верно разрастались.
Честно сказать, я никогда не смотрел на деньги. Понимаю, что это не самая лучшая черта у бизнесмена, но что поделать. Всегда все делаю от души и для людей. В начале моей работы в туризме был следующий эпизод. В США, рядом с Нью-Йорком, есть город Патерсон, там живет наша карачаевская диаспора – около 10 тыс. человек. Как-то раз оттуда к нам приехала делегация, после чего в Америку пригласили выступить фольклорный ансамбль «Минги Тау». У артистов не было возможности поехать в США. Я предложил оплатить это путешествие. Вышло около 15 тыс. долларов. Сейчас это тоже неплохие деньги, а тогда на них в Кисловодске можно было квартиру купить. Они выступили 4 раза, в том числе и попали на местное телевидение. В мэрии Патерсона мне даже присвоили звание Почетного гражданина этого города.
Или вот, к примеру, недалеко от моего дома в селе Первомайском есть борцовская школа – она была в плачевном состоянии, там даже туалета не было. Я взялся делать ремонт, мы провели воду, поставили санузлы внутри и снаружи, пластиковые окна – в общем, создали все условия. В нашем селе два мастера международного класса, пять мастеров спорта. Идешь вечером – видишь детей из этой школы. И приятно на душе, что они теперь занимаются в хороших условиях Это то, что для меня важно».
Скажи мне, кто твой друг…
Люди и лошади – то, что всегда было и всегда будет важно Муссе Боташеву. Он был одним из тех, кто делал все, чтобы карачаевская порода лошадей в очередной раз не угасла. Однажды судьба свела его с одной из ключевых фигур отечественного коневодства в целом и карачаевской породы лошадей в частности – Вадимом Алексеевичем Парфеновым. Доцент кафедры коневодства РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, в юности он проходил практику от академии на Карачаевском конном заводе, а спустя несколько лет проработал там четыре года. Он защитил диссертацию по карачаевской породе лошадей, и именно благодаря Вадиму Алексеевичу в 1980-х годах этой породе был возвращен ее статус.
Вадим Парфенов часто приезжал в Карачаево-Черкесию бонитировать карачаевских лошадей – на конный завод, который он курировал.
«Так вышло, что однажды ему негде было остановиться на ночь, и я разместил его в своей гостинице, – рассказывает Мусса. – Вечером за чаем мы разговорились – так и началась наша дружба. Потом, когда я бывал в Москве, я всегда старался тоже заезжать к нему в гости. Вадим был очень душевным человеком старой формации – без меркантильных мыслей. Всем помогал, делал много добра. К нему всегда прислушивались. Когда в 2013 году его не стало, я поставил стелу и мемориальную доску в память о нем – здесь, недалеко от Медовых водопадов. Улицу назвали в его честь. Я считаю, что этот человек, однажды приехавший сюда из Москвы, столько сделал для карачаевской породы лошадей, сколько никто из нас, карачаевцев, не сделал».
Что касается самого Муссы, то он с самого начала использовал в туризме представителей этой породы – выносливых, надежных, крепких, сильных и умных. Уже много лет он содержит табун этих лошадей, и все новые и новые гости Медовых водопадов знакомятся с ними. Иногда Мусса продает кого-то из табуна за границу – многие иностранцы уже давно оценили все преимущества карачаевских лошадей.
«Сейчас интерес к нашей породе возрождается, появляется даже своеобразная мода на карачаевских лошадей. Местные часто устраивают пробеги, походы, выезды. Это все здорово, конечно же, однако по-прежнему остается очень много «но» и подводных камней. Те же цены на карачаевских лошадей – они же практически мясные. А это все потому, что порода недостаточно престижна, интерес к ней хоть и растет, но еще далеко не на той отметке, где должен быть. Не хватает полноценного кропотливого учета нашим лошадям. Создавалась Ассоциация, меня даже избирали ее президентом, но это не дало нужных плодов.
Я четыре раза делал День карачаевской лошади – да, это мероприятие затратное. Но с какой стати кто-то будет нашими лошадьми заниматься, кроме нас? И почему не мне тогда ими заниматься? В целях популяризации я организовывал и дистанционные конные пробеги. В этой дисциплине наши лошади могут выступать ничуть не хуже арабских, я считаю – ведь они обладают всеми необходимыми для этого качествами. Сейчас я готовлю к изданию «Энциклопедию карачаевской лошади». А еще хочу сделать музей карачаевской лошади – сейчас мы занимаемся этим проектом. Он будет знаково располагаться рядом с мемориальной стелой Вадиму Парфенову», – делится планами Мусса.
Не только лошади
Переплетение любви к лошади, к своему народу и культуре – так можно охарактеризовать деятельность Муссы Боташева. Его детище – это еще и центр событийного туризма. Каждый год на Медовых водопадах проходит Праздник айрана, на который собирается до десяти тысяч зрителей. Этот фестиваль знакомит гостей не только с традиционным напитком – хотя и с ним тоже – одна 500-литровая чаша чего стоит, – но и с песнями, танцами, костюмами и вообще культурой карачаево-балкарского народа. Не во всех регионах такое делает даже министерство культуры, а частный предприниматель Карачаево-Черкесии Мусса Боташев делает!
«Пятый раз провожу Фестиваль бардовской песни – очень люблю этот жанр. Это мероприятие ничего не дает, кроме удовольствия, каких-то имиджевых моментов и радости. Понятное дело, это не является выгодным бизнес-вложением. Но меня это не волнует».
Журнал «Кавказское гостеприимство», фестиваль фотографов и видеографов «Два крыла» – имея уже огромное количество проектов, Мусса Боташев и не думает сбавлять обороты. Пожалуй, главный из нереализованных проектов на данный момент для него – культурно-этнографический комплекс Алан-Шахар на территории Медовых водопадов. Здесь будет целый ряд интерактивных площадок – ресторан кавказской кухни, мастерские по производству шорных и шерстяных изделий, школа джигитовки, конноспортивный комплекс, музей карачаевской лошади и контактный зоопарк. Будут построены аланское жилище IX—XII веков, карачаевская сакля XVI–XVIII веков, музей-мастерская народных промыслов, гостиный двор и водяная мельница.
Многие объекты уже построены – например, магазин «Карачаевский сувенир» и конноспортивный манеж – явление для республики само по себе нечастое. «В Барселоне проводят рыцарские турниры, конные шоу. Я решил сделать по такому же принципу – для наших туристов. Раз или два в неделю хочу делать представление с карачаевскими лошадьми – показывать, рассказывать о них зрителям. Подключать к этому народные национальные танцы, песни. Вообще, ожидаю, что в этом году процентов на 20 будет больше туристов. Прошлым летом, особенно в погожие дни, на Медовых водопадах в день бывало от 500 до 1000 человек. К нам часто приезжают артисты, знаменитые спортсмены, политики. Здесь бывали А. В. Гордеев, в прошлом – министр сельского хозяйства, а ныне заместитель председателя Правительства, В. Г. Казанцев, генерал армии, Герой России, А. А. Матовников, нынешний полпред Президента в СКФО и много других известных персон.
Наших гостей-конников я люблю все сердцем. Среди них я просто не вижу плохих людей. У меня есть гостья из Тулы – она была у нас 26 раз! Есть те, кто бывает по десять, пятнадцать раз. Кто-то приезжает дважды-трижды в год. Приезжают к нам в гости, и становятся нашими друзьями. Я считаю, что конники – это другая „порода“ людей. Они открытые, благородные, чистые душой, что ли – может быть потому, что общаются с такими удивительными животными, как лошади», – говорит Мусса.
Для тысяч людей в России Карачаево-Черкесия ассоциируется именно с Медовыми водопадами и их гостеприимным хозяином – Муссой Боташевым. И хотя за последние 15 лет он не помнит ни одного полноценного выходного, проведенного дома – с женой, сыном, завтраком, обедом и ужином по расписанию, он признается, что совершенно не переживает по этому поводу – ведь он просто очень любит то, чем занимается. Наверное, в этом и кроется ключ к успеху любого дела. А у Муссы Боташева их, по всей вероятности, в кармане – целая связка!