Сумийон Кристоф: Жокей с харизмой

Известные люди: Сумийон Кристоф: Жокей с харизмой

Автор: Елена СТОЛЬНАЯ
Номер журнала: GM №4(180)/2018

Кристофу Сумийону сильно за тридцать, но ему запросто можно дать на 10 лет меньше. Он не боится публично отстаивать свое мнение и обижается на критику дилетантов. Его основной работодатель – принц Ага Хан, а жена – «Мисс Франция». Что еще мы знаем о самом фотогеничном жокее Европы?

Новый рекорд Европы 
 
В прошлом году французский жокей Кристоф Сумийон установил новый европейский рекорд по количеству побед. Он выиграл 302 скачки. Предыдущий (301 победа) принадлежал Пьеру-Чарльзу Будо и был установлен в 2016 году. А до этого, с 1995 года держался рекорд Петера Ширгена – 273 победы. Основной работодатель Сумийона принц Ага Хан, поздравляя своего жокея, сказал: «Отлично, Кристоф! Это великое достижение для амбициозного человека». Однако сам Сумийон не считает себя амбициозным. Он признается, что когда-то, в ранней юности, после первых профессиональных успехов, ему вдруг начало казаться, что он способен выиграть любую скачку на любой лошади. Но это быстро прошло, и сейчас он трезво оценивает и свои успехи, и неудачи.
 
4 июня Кристофу Сумийону исполнилось 37 лет. Он родился в Бельгии в семье конников. Его отец Жан-Марк Сумийон скакал в барьерных скачках и стипль-чезах, а потом перешел на тренерскую работу. Мать Кристофа Карин Вангойтенховен происходит из интеллигентной семьи, профессионально не связанной со скачками. Она просто часто посещала ипподром, где и встретила своего будущего супруга. После замужества Карин полностью посвятила себя семье. Но интерес к лошадям и скачкам у нее остался. Она всегда и во всем поддерживает мужа и сына. 
 
Кристоф с детства помогал отцу на конюшне, но решил попробовать себя в гладких скачках. Азы жокейской профессии он осваивал в Шантийи у тренера Седрика Бутина, работая учеником жокея. Свою первую скачку он выиграл в 1997 году. А в 1999 стал чемпионом среди учеников жокеев.
 
Карьера
 
В апреле 2000 года Кристоф Сумийон выиграл в один день 5 скачек, установив, таким образом, своеобразный рекорд. Во Франции он до сих пор не побит. В 2003 году он стал лучшим жокеем Франции по количеству побед: их было 207. А в сентябре 2006 года Сумийон повторил свой рекорд, снова одержав 5 побед за день. Среди них были Prix Vermeille, Prix Niel и Prix Foy.
 
В этом же году произошло еще одно важное событие в его жизни. Он женился на фотомодели Софи Тальман. В 1988 году она получила звание «Мисс Франция». Софи не только на 10 см выше Кристофа (ее рост 181 см), она еще и старше его на 5 лет. Брак оказался удачным. Семья Сумийона получилась дружной и гармоничной. Сейчас у них трое детей: Чарли, Мики и Робин. 
 
Своего знаменитого отца они, правда, видят реже, чем хотели бы – он слишком много ездит по миру. Достаточно перечислить страны, в которых Кристоф побеждал в групповых призах: Франция, Канада, Германия, Великобритания, Гонконг, Венгрия, Ирландия, Италия, Япония, ОАЭ и США. Не менее внушителен и список знаменитых лошадей, выигрывавших в его руках. Вот только несколько самых известных: Далахани, Заркава, Стаселита, Анабаа Блу, Дилан Томас, Сиррус Дес Эйглс, Си Зе Мун, Зарак, Вэйзерабад, Тандер Сноу.
 
Семья Сумийона живет во Франции, там же базируется скаковое отделение тренера А. Дюпре, работающего с лошадьми принца Ага Хана, с которым у жокея заключен контракт. Поэтому, наибольшее количество своих побед он одержал именно в этой стране. Кристоф Сумийон дважды выиграл приз Триумфальной арки: на Далахани в 2003 году и на Заркаве в 2008. Эта кобыла осталась непобежденной при 7 стартах, дважды была чемпионкой Европы, выиграла более 3 миллионов евро. Все 7 побед она одержала под седлом Сумийона. В их числе призы 1 группы: Марселя Буссака, Пуль де Эссе де Пулиш (французские 1 000 Гиней), приз Дианы (французский Окс) и приз Вермейль. На сыне Заркавы Зараке Кристоф выиграл Большой приз Сен Клу. Французское дерби (приз Жокей Клуба) Сумийон выиграл трижды: в 2001 году на Анабаа Блу, в 2003 на Далахани и в 2006 на Дарси.
 
 В 2014 году немецкий тренер Маркус Клуг пригласил жокея проскакать в Немецком дерби на жеребце Си Зе Муне, и не пожалел о своем выборе. Сумийон выиграл этот старт в Гамбурге. В том же году он стал победителем Кубка Японии на жеребце Епифание. Уже много лет по окончании европейского скакового сезона Кристоф отправляется работать в азиатские страны. Не только ради денег. Отсутствие зимнего перерыва позволяет ему не терять спортивную форму и преумножать профессиональный опыт. В 2005 году Сумийон выиграл Гонконгский золотой кубок и Гонконгское дерби, в 2008 – Гонконгскую милю.
 
Исключительный день
 
Скачки в Объединенных Арабских Эмиратах привлекают многих европейских коневладельцев. Конечно, едут туда и жокеи. Впервые Сумийон выиграл приз Дубай Дьюти Фри на кобыле Тер А Тер. Потом была победа в Дубай Дерби на Мусире (2010) и Дубай Шима Классик на Долнии (2015). C 2016 года Ага Хан регулярно отправляет в Арабские Эмираты своего лучшего стайера Вэйзерабада. И Кристоф Сумийон трижды выиграл на нем Золотой кубок. С каждым годом успехи в Дубае становились все более значимыми, но особенно удачным оказался день розыгрыша Всемирного кубка Дубая 2018 года. 
 
Вот как рассказывает о нем сам Сумийон: «Это был исключительный день. Наш лучший жеребец Вэйзерабад стартовал в Золотом кубке Дубая в третий раз. И я думал, что это мой единственный шанс на победу. Мне предстояло еще два старта на лошадях Годольфина. Четырехлетняя кобыла Лешлаа была записана в Дубай Турф. С тренером Саидом Бин Сурором мы сотрудничаем не первый год, но на этой лошади он записал меня впервые. Я знал, что 10 марта она неудачно прошла в скачке 1 группы Джебель Хатта, поэтому даже на призовое место особенно не рассчитывал».
 
Вторую лошадь Саида Бин Сурора Тандер Сноу Сумийон знал хорошо. И именно поэтому особенно не надеялся выиграть на нем Всемирный кубок Дубая. Конкуренция там всегда большая, а жеребец крайне сложный в езде, его характер полностью соответствует кличке Снежный Шторм. Но, как признавался жокей, Тандер Сноу ему нравился, и он был рад, что ему довелось выступать на нем. 
 
В Дубайском дерби он был фаворитом, но японский жеребец Эпичарес оказался очень опасным соперником. Он со старта вышел вперед и занял выгодную позицию на бровке. Сумийону пришлось ехать полем и вступить с ним в борьбу раньше, чем он планировал. От отметки 400 м они уже шли голова в голову, и на последнем фарлонге жокей почувствовал, что Тандер Сноу начал уставать и вот-вот сбавит темп. Тогда уже Эпичареса не достать. «Я вывернул хлыст и использовал максимальное количество разрешенных ударов, – рассказывает Сумийон. – То же самое сделал Лемер, скакавший на Эпичаресе, и я видел, что соперник идет легче и победа буквально ускользает от меня. Но в самый последний момент Тандер Сноу все-таки опередил его. Это были считаные сантиметры, но они позволили нам победить. Жеребец сам захотел выиграть, он собрал последние силы и использовал их в самый решающий момент. Тогда я понял, какой железный у него характер, и чего стоит его желание выиграть. Мне до сих пор кажется, что тогда Тандер Сноу сделал просто невозможное. Эту скачку я буду помнить всю жизнь». 
 
Но очень скоро Кристоф прочувствовал и оборотную сторону характера этого жеребца. Следующий старт был в Кентукки Дерби. И там Тандер Сноу просто не пошел в скачку. Сразу с приема он запрыгал на одном месте, начал козлить, бить задом, словом вести себя так, как будто на него первый раз надели седло. Сумийон подумал, что с ним что-то случилось. Но оказалось, что с ним все в порядке. Он просто отказался участвовать в Кентукки Дерби. То ли ему не понравилась мокрая, грязная дорожка ипподрома Черчилл Даунс, то ли он не до конца восстановился после скачек в Дубае, то ли не очень хорошо перенес дорогу и акклиматизацию. 
 
«С таким неадекватным поведением лошади я столкнулся в первый раз. И понял, что если Тандер Сноу не захочет что-то делать, то его уже не заставишь, – говорит Сумийон. – После этой неудачи в Америке, я выступал на нем в Европе. У нас было четыре вполне успешных старта и вдруг провальное выступление в призе Королевы Елизаветы II в Аскоте. Последнее пятнадцатое место. Так закончил Тандер Сноу сезон 2017 года. А в январе 2018 мы уже снова выступали в Арабских Эмиратах. Успешно прошли все три скачки Аль Мактум Челлендж и получили право участия во Всемирном кубке Дубая. Я так подробно рассказал предысторию этого старта, чтобы было понятно, почему мне особенно дорога эта победа. Я ведь знал уже, что Тандер Сноу может заупрямиться в любой момент, его поведение в скачке непредсказуемо, и от него можно ожидать все, что угодно. Но жеребец не подвел. Он выиграл в отличном стиле, легко и уверенно, оставив своего основного соперника Вест Коаста в пяти корпусах сзади. А перед этим Лешлаа заняла шес­тое призовое место в призе Дубай Турф, а Вэйзерабад в третий раз выиграл Золотой кубок. Это был один из самых счастливых дней в моей жизни».
 
Харизма
 
Даже такой небольшой перечень самых крупных побед жокея позволяет понять, что у этого жокея есть все основания для профессиональных амбиций. Но на самом деле это не амбиции, а харизма, которой не может не обладать любой человек, добившийся таких успехов. Благородная внешность, хорошие манеры, правильная речь, владение несколькими языками и широкий кругозор. Это заметит каждый, кто хоть раз видел Кристофа Сумийона. Но главная черта его характера – это непримиримое отношение к несправедливости. Когда в мире скачек происходит что-то, с чем он не согласен, он не боится об этом заявлять публично. 
 
Яркий пример – нашумевшая история, с претензиями к качеству дорожки Лоншана. Непредсказуемая погода во Франции привела к неоднократным инцидентам при проведении скачек на разных ипподромах. Это насторожило жокеев, и они хотели максимально обезо­пасить себя и своих лошадей. 13 мая при розыгрыше французских «2 000 Гиней» лошадь Райана Мура Ю С Нэйви Флэг поскользнулась и чуть не упала. Все обошлось, но целая группа жокеев стала требовать перенести «1 000 Гиней» на Гранд Курс (внешнюю часть скакового круга), который казался им более безопасным. Во главе этой группы стоял Кристоф Сумийон. Стюарды отказались менять условия проведения скачки за 10 минут до старта и столкнулись с резкой критикой Сумийона. 
 
Он выступал по телевидению, писал жалобы и давал обличающие, гневные интервью журналистам. Его основным аргументом было то, что безопасность лошадей и жокеев должна быть главенствующим требованием при организации скачек. С этим трудно поспорить. «Должностные лица всегда боятся брать на себя ответственность за неординарные решения. Они предпочитают поставить под угрозу человеческую жизнь ради сохранения собственного реноме!» – говорил Сумийон. 
 
Но власть имущие оказались сильнее. И как всегда их поддержали те, кто ничем не рисковал, но хотел заслужить благосклонность стюардов на будущее. Возмущению Сумийона не было предела и он начал готовить ответные действия.
 
Другой крупный скандал разгорелся в 2011 году, когда после победы в Чемпион Стейкс на Сиррусе Дес Эйглсе Сумийона оштрафовали и на 5 дней лишили права выступать в скачках за лишний удар хлыстом на последнем фарлонге. В совокупности его материальные потери составили 52 тысячи фунтов. Он ударил лошадь шесть раз, как и предписывали правила скачек. Но оказалось, что за 5 дней до скачки в них внесли изменения, согласно которым, допускалось только 5 ударов. Тогда Сумийон возмущался так, что в английских скаковых кругах эту историю помнят до сих пор. Он добился, чтобы она стала достоянием общественности, освещалась на телевидении и в центральной печати. Высказывания Кристофа по этому поводу просто носились в воздухе: «Как можно забирать у победителя такие большие деньги, за столь малое нарушение!», «Как можно менять правила скачек в ходе сезона и не уведомлять об этом жокеев-гастролеров!», «Я не понимаю, почему скаковые правила не одинаковы во всех странах!», «Жокей садится на лошадь не для того, чтобы бить ее, а для того, чтобы она показала наилучший результат!». 
 
Сумийон говорил, что по его мнению, совершенно неправильно строго ограничивать количество ударов хлыстом. Потому что есть лошади, которых вообще нельзя бить. Они от этого сбавляют темп, «встают», как говорят конники. Другим дос­таточно только показать хлыст или несколько раз махнуть им в воздухе. Но есть и такие, для которых и 10 ударов – это «комариный укус». Нужно не считать удары, а штрафовать за бессмысленную жестокость.
 
Сам о себе
 
За свою жизнь Кристоф Сумийон дал огромное количество интервью. И его ответы на обычные вопросы, которые всегда задают жокеям, характеризуют его как яркую и неординарную личность. Вот, например, пресловутый вопрос о весе: «Ваш рост 172 см, для жокея это совсем не мало. Трудно ли вам сохранять необходимый для профессии вес?»
 
«Не трудно, – с готовностью отвечает Кристоф. – У меня своя система, основанная на самонаблюдении. Я изучил много серьезной литературы о том, как надо поддерживать определенный вес и отошел от привычных жокейских методов. Организм у каждого человека имеет свои особенности, и от одних и тех же продуктов одни поправляются, а другие нет. Поэтому, я ем только то, что дает мне энергию и хорошее самочувствие, но не прибавляет вес. По нескольку раз в день встаю на весы и много лет веду записи. Для меня поддержание формы, это творческий процесс. И он доставляет мне удовольствие».
 
Сумийон признается, что очень болезненно относится к критике в свой адрес: «Особенно к несправедливой критике. Я имею в виду чисто профессиональные аспекты, а, в частности, езду. Есть в нашей профессии такие нюансы, о которых просто невозможно судить со стороны. Вот выслушиваешь комментарии: «Рано поехал, не с той стороны ударил хлыстом, посадка не та, посыл слабый и т. д. и т. п.» Даже когда это говорят или пишут незнакомые мне люди, и я знаю, что они просто дилетанты в скачках, я очень переживаю. И расстраивает меня то, что чаще всего невозможно объяснить, почему ты сделал именно так, и почему это было самое правильное в той ситуации. Чтобы понять многие тонкости, нужно сесть на ту же самую лошадь, и оказаться в той же самой скачке. Но большинству людей этого не понять. Им нравится играть роль экспертов и допускать категоричные, но абсолютно неверные суждения. И тут, к сожалению, ничего не поделаешь. Такие люди всегда были, есть и будут».
 
Интересное, философское мнение Сумийон имеет о неудачах в скачках: «Для одной лошади второе место это провал, а для другой и пятое – большое дос­тижение. Нужно всегда знать, на что реально ты можешь рассчитывать. Я считаю неудачей, если чувствую, что лошадь могла пройти лучше, чем прошла. Но я не переживаю, а анализирую такие случаи. С некоторыми, правда, до сих пор не разобрался. Вот, например, чемпион Испании Нусо Канариас. Я много выступал на нем в европейских призах 1 группы. Всегда попадал на призовые места, и владельцы были довольны результатами. Но я всегда чувствовал, что этот жеребец может больше. Он обладал феноменальной резвостью, набирал ее в считанные секунды и никогда не терял старт. Но это был ярко выраженный фронт-раннер. Отлично шел только будучи лидером. А как только его доставали соперники, он не прибавлял пейс, что бы я ни делал. После каждой такой скачки я видел, что у него оставался большой запас сил. Сейчас Нусо уже производитель, но меня до сих пор не оставляет мысль, что он мог достичь в скачках большего».
 
Профессия жокея не вечна, и Кристоф Сумийон прекрасно это понимает. «Большинство жокеев по тем или иным причинам уходят из нее в достаточно молодом возрасте, – спокойно рассуждает 37-летний Кристоф. – Конечно, я сделаю все возможное, чтобы скакать как можно дольше. Но и к смене деятельности психологически готовлю себя заранее. Большинство моих коллег стремятся стать журналистами, телеведущими или комментаторами скачек. Многие уже стали, и у них неплохо получается. Хорошо, когда человек знает изнут­ри предмет, о котором говорит и пишет. Но меня больше привлекает тренерская работа. Она позволяет быть ближе к лошадям, а я их очень люблю. И еще тот опыт, который жокей получает в скачках, невозможно наработать никаким другим путем. А он как ничто другое необходим тренеру для понимания лошади. Поэтому, мне бы хотелось со временем стать тренером скаковых лошадей. Переход жокея к этой профессии мне кажется самым естественным и логичным».