Автор: Юлия Серкова
Номер журнала: ЗМ №6 (97) 2010
«Театр начинается с вешалки» - это выражение знакомо, наверное, каждому. Все мы приходили на спектакль с благоговейным трепетом, спешили по лестнице, боясь опоздать к третьему звонку, сидели в темном зале, еле дыша, и ловили каждое слово актеров. Сегодня мы расскажем о самых известных конных театрах и шоу, где животные не демонстрируют чудеса дрессировки, а играют на сцене, играют вдохновенно, заставляя нас, зрителей, замирать в восхищении и возвращаться туда снова и снова.
Цыганская душа
О «Зингаро», пожалуй, не слышал только ленивый: овеянный ореолом мистики, конный театр месье Бартабаса (свое настоящее имя Клеман Марти не любит и даже скрывает) вот уже двадцать шесть лет гастролирует по всему свету. Сам импресарио – личность загадочная и неуловимая, по слухам, родился в обеспеченной семье, где ему прочили карьеру архитектора, но в один прекрасный момент бросил все и присоединился к бродячему цыганскому цирку. Через некоторое время он дебютировал с лошадью и крысой на Авиньонском фестивале вне конкурса и произвел такое впечатление на зрителей, что получил от директора цирка предложение сделать спектакль для основной программы. Там же родился и псевдоним будущего режиссера - Bartabac – вывеска на маленьких лавочках, где продают сигареты и разные мелочи.
Раскрыть талант
Бартабас основал свой театр в 1984 году и назвал его в честь любимого коня Зингаро (цыган), который проработал на сцене всю свою жизнь и пал во время спектакля на гастролях в Америке спустя четырнадцать лет. За годы работы на счету «Зингаро» всего семь спектаклей – ведь, это именно театр, а ни в коем случае не цирк. Бартабас не придумывает эффектные номера, не обучает лошадей дрессуре, а создает сложное, глубокое зрелище, где кони и люди – равноправные партнеры. Режиссер подмечает природные наклонности животных и развивает их, не принуждая, а наоборот, раскрывая потенциал каждого четвероногого актера. «У меня был конь Кихот, который мог скакать галопом назад, - рассказывает Бартабас.- Это противоестественно - и мы с ним произвели сенсацию. Но на самом деле я просто как-то заметил, что он пятится, и постарался закрепить движение». Француз известен и как кинорежиссер: его первый фильм о лошадях «Мазеппа» имел успех на Каннском кинофестивале, а «Шаман» снимался в России, в Якутии. В пригороде Парижа, Обервиле, для театра было построено красивое деревянное здание, но режиссер остался верен зову бродячей цыганской души и предпочитает в основном гастролировать. В Москву Бартабас приезжал уже дважды и, будем надеяться, что на этом маэстро не остановится.
От призвания к профессии
Конное шоу Пиньона-Дельгадо – это мир, где найдено удивительно тонкое взаимопонимание между человеком и лошадьми, которые, работая на свободе, выполняют сложнейшие элементы haute ecole. Фредерик Пиньон родился в большой и дружной семье и с детства любил наблюдать за животными. С самого раннего возраста он присматривался к собакам, кошкам и пони, а затем занимался с ними, пытаясь найти общий язык. Сначала Фредерик и его брат Жан-Франсуа осваивали азы верховой езды на баране, приучив его брать трензель и возить тележку! В десять лет Фредерик ездил на пони без седла, используя только веревку; позднее братья пересели на лошадей и увлеклись выполнением трюков на полном скаку, которые частенько показывали на местных деревенских праздниках, а затем их пути разошлись. Недолго проучившись в художественной школе, Фредерик окончательно решил связать свою жизнь с лошадьми и поступил в школу Жорж Бранш, где стал изучать акробатику и трюковое искусство. Затем, понимая, что без основ выездки тоже не обойтись, отправился на ипподром в южной Франции, где познакомился с Магали Дельгадо – будущей женой и партнером по шоу «Кавалия».
Спорт или искусство?
Магали Дельгадо выросла на племенной ферме лузитано на юге Франции. В возрасте, когда большинство детей еще спят в коляске, девочка уже наблюдала за уроками верховой езды, которые давали ее родители, а потом и сама оседлала свою первую лошадь – маленькую черную пони Чикито. Затем она увлеклась пробегами, но ее настоящей страстью стала выездка. Тренируясь под бдительным оком родителей, Магали быстро добилась успеха и начала участвовать в национальных соревнованиях по выездке по программе Большого приза на собственноручно подготовленных жеребцах лузитано. Позднее Дельгадо прошла дополнительную подготовку в Португалии, занимаясь с такими известными тренерами, как Хосе Атаиде и Карлос Пинто, и стала инструктором по верховой езде с государственной сертификацией.
«Свободная» любовь
Сегодня Магали и Фредерик покоряют Америку с уникальным шоу «Кавалия» - грандиозным сочетанием конных трюков, акробатики и танца - в котором принимают участие все те же любимые ими жеребцы лузитано, выращенные на ферме родителей Магали. Во время шоу зрители могут насладиться вольтижировкой, па-де-де, каруселью и, конечно же, великолепными номерами «на свободе». К лошадям Магали и Фредерик относятся необычайно трепетно – следят за спокойствием каждого, пресекают конфликты (которые нередки среди жеребцов) и даже делают им расслабляющий массаж! Когда же лошадям становится тяжело гастролировать, они отправляются на достойный заслуженный отдых в конюшню и на пастбища, которые специально приобрели Магали и Фредерик.
Шанс на прощение
Брат Фредерика, Жан-Франсуа Пиньон, от старшего не отстает: он тоже создал свое шоу и дрессирует лошадей на свободе с единственным отличием – вместо жеребцов у него блистают кобылы. Первый успех Жану-Франсуа принес спектакль «Страсть к лошади» в 1991 году, с которого и началась богатая разъездами жизнь артиста. Лошади Пиньона кладут передние ноги ему на плечи, выполняют замысловатые пируэты, ставят копыта на голову, кланяются и танцуют. Крупнейшими работами Жана-Франсуа являются конный мюзикл «Принц», шоу «Прощение» и фильм «Танцуй с ним» (Dance avec lui). Для съемок картины долгое время искали и актеров, и животных, но когда в итоге предпочтение отдали выездковым лошадям, ни один профессиональный актер не мог с ними сработаться. Тогда было принято решение пригласить Жана-Франсуа Пиньона, который, как нельзя лучше подошел на роль человека, который может научить лошадь танцевать. Сегодня Пиньон-младший активно гастролирует, ежегодно выступает на всемирно известной выставке «Equitana» и учит работе с лошадью по своей методике, где в основе лежит принцип игры и достижение доверия и понимания.
Ночной полет
Тринадцать стран за год, сто шоу за 365 дней, 500 000 зрителей, выступления перед королевой Елизаветой второй, султаном Малайзии, королем Марокко и принцессой Иордании - этот рекорд принадлежит знаменитому «летающему французу». Как и у всякого артиста у маэстро есть сценический псевдоним: Лоренцо - это производное от имени Лоран, которое не могли выговорить постояльцы гостиницы, принадлежащей матери мальчика. Родился Лоренцо в Ле Сент Мер, в Камарге и сел на лошадь уже в два года, а первое выступление показал в восемь – с тех пор, слава его гремит по всему миру. Все лошади Лоренцо - португальские лузитано, кобылы и мерины. Воистину потрясающий номер - «Лошади на свободе» - публика впервые увидела в 2005 году. Лоренцо стоит на спинах шести серых лошадей, бегущих галопом и перепрыгивающих через препятствия – один из самых популярных клипов на youtube, который посмотрели более 6 миллионов человек. Своих лошадей Лоренцо обожает и руководствуется принципом «тренировки-игры». «С молодыми лошадьми я работаю понемногу, постепенно увеличивая время тренировки. Я должен заинтересовать лошадь, чтобы она сама полюбила делать то, что я от нее требую, - рассказывает артист. - Для меня главное, чтобы молодая лошадь получала удовольствие от работы». Говорят, Лоренцо не только не женат, но и не был замечен в обществе хоть какой-либо особы – неудивительно, ведь все его время и любовь уже отданы Ее Величеству Лошади.
На любой вкус
Есть такая поговорка: когда заходит солнце – видны звезды: конечно, на фоне прославленных мастеров конного шоу прочие имена просто меркнут, но есть и множество других артистов, достойных внимания и уважения. Например, хозяйка овчарни и школы для служебных собак Энн Крюгер-Дегенер ежедневную работу превратила в по-настоящему захватывающее шоу, демонстрируя невероятную гармонию между собаками, лошадьми и человеком. Маноло Олива и Йегвада де-ла-Картуха представляют увлекательное испанское шоу иберийских жеребцов «Кобра», где шесть кобыл связаны между собой и управляются одним человеком. Известный французский спортсмен по выездке Элизе Фроман и Франсуа Модуи привозят балет двуногих и четвероногих танцоров, который подкупает легкостью, гармонией и совершенством движений, а команда по драйвингу IGF Fjord driving team вместе с двадцатью четырьмя «лошадьми викингов» показывают конную кадриль и котильон на огромной скорости. Семья Ишмер отдала арабским лошадям более сорока лет – сейчас, помимо разведения, она дарит зрителям чудесное шоу «на свободе», рассказывающее о простоте и элегантности арабских жеребцов, живущих в бескрайних пустынях, но все равно неотделимых от человека. Опытный артист Роланд Хайс гастролирует со своими лошадьми по всей Европе: на шоу HOP TOP, проходившем на крупнейшей в Европе ежегодной конной выставке «Эквитана» (Эссен) в 2009 году (где к слову, можно было увидеть и всех вышеописанных мастеров) он и его испанские лошади продемонстрировали удивительную феерию – потрясающие трюки в окружении всполохов пламени. В Бургони существует даже театр кентавров, представляющий трагедию «Макбет». В этом спектакле два режиссёра Камилла и Маноло не отступают от шекспировского сюжета и одновременно добавляют в постановку фризских лошадей, находя истинную гармонию между человеком и животным.
Впервые на арене…
В нашей стране традиций конного театра, к сожалению, не существует, однако мы можем похвастаться великолепными цирковыми номерами, многие из которых до сих пор не удается повторить никому. Жокей Святослав Александров-Серж показывал «тройной курс» - синхронный прыжок 3-х исполнителей с манежа на спину скачущей лошади, прыжок всей труппы (8 человек) на двух лошадей, бегущих рядом, стойку на руках на голове партнера, стоящего на спине галопирующей лошади. Б.П.Манжелли, Ю.Ермолаев и Е.Котова демонстрировали великолепные номера «на свободе». Айрат Вильданов подготовил номер «Медведи-наездники на лошадях», при этом косолапые делали трюк «под живот»; а Вальтеру Запашному удалось поставить номер, объединяющий хищников и лошадей.
У каждой союзной республика раньше существовала своя труппа джигитов, многие из которых продолжают выступать до сих пор. Алибек Кантемиров, основал знаменитую династию Кантемировых; его сыновья Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек продолжили дело своего отца. Знаменитая труппа Алибека Кантемирова долгое время с успехом работала под руководством Ирбека, а Мухтарбек в последствие стал основателем конного театра «Каскадер», успешно выступающего сегодня не только в нашей стране, но и за рубежом, а также принимающего участие в съемках конно-трюковой части многих отечественных фильмов.
Известны на весь мир труппы джигитов Нугзаровых, Хаджабаевых, Тугановых, Кануковых, Лазаровых; артисты из труппы конников «Джигиты Кыргызстана» под управлением народного артиста КР Маната Эшимбекова в настоящее время работают в Европе, а труппа Якова Экка сейчас выступает в Московском цирке на проспекте Вернадского.
Танцы верхом
Стоит сказать пару слов и о выездке, ведь это, тоже своего рода шоу, начало которому положила дрессировка (dressage). Классическая выездка с мировым именем представлена Венской, Сомюрской и Королевской Андалузской школами, а также школами классической выездки в Бельгии, Голландии и некоторых других странах. Спортивная выездка – это некий упрощенный и адаптированный вариант классической выездки, но оттого не менее захватывающий и элегантный. Закончить же наше виртуальное путешествие по конным театрам мира хотелось бы фразой из песни группы «Queen», точнее даже цитатой известной актрисы, которая, умирая, улыбнулась и сказала: «Шоу должно продолжаться!»