Автор: Яна Королева
Номер журнала: ЗМ №6(97)2010
Мало кто из конников после рекламы на телевиденье не посмотрел фильм Александра Глебовича Невзорова «Lectio Equaria Palaestra», что в переводе с латыни означает «Манежное лошадиное чтение». Причем смотрели его все без исключения: юное поколение – как сказку, цирк, шоу (кому как удобнее), последователи Невзорова – как очередное откровение Haute Ecole, скептики, которых вероятнее всего большинство – восприняли новый фильм скандального журналиста, как очередной PR-ход.
Что ж… Александр Глебович не ошибся. Фильм «Манежное лошадиное чтение» получил сильный резонанс, начиная с обсуждения в студии 1-го канала с Александром Гордоном после премьеры со зрителями, заканчивая новым всплеском постов в Интернете от несовершеннолетних фанаток методики работы с лошадьми Невзорова.
В рядах прогрессивных конников тут же вошло в привычку справляться друг у друга по телефону, после традиционного «Привет», не заговорила ли лошадь, и какую страницу 2-го тома «Войны и мира» она осилила на сегодняшний день?
У всех вещей есть имена!
На самом деле никто не собирается обвинять Александра Глебовича в шарлатанстве. Просто нужно называть вещи своими именами. Умеющая читать лошадь – это все равно что собака, увидевшая радугу! Собаки не различают цвета, а лошади не читают, они выполняют команды дрессировщика, которым по сути Александр Невзоров и является. Ведь все: и конный театр, и цирк и даже привычная нам выездка – это все дрессировка. Это кириллическое написание слова «выездка» тяжело «подтянуть» к дрессировке, а в английском «dressage» все сразу встает на свои места.
Весь вопрос только в методах дрессуры. Соглашусь, что один дрессировщик может использовать насильственные, болевые методы, против которых так яро выступает питерский режиссер, другой – управляется лаской. Но и одно и второе – лишь способы заставить лошадь выполнять трюки. А уж кто как добивается поставленного результата – пусть останется на совести дрессировщика.
О, чудо!
Главный вопрос, который теперь поднимается везде: стоит ли смотреть этот фильм?
И дело даже не в том, что после просмотра данного киношедевра часть обывателей поверит в то, что лошади могут читать: пусть верят, каждый имеет право быть счастливым в своих заблуждениях. И даже не в том, что после выхода картины российские больницы пополнятся кучей несовершеннолетних девчонок с переломами разной степени тяжести, слепо верящих в методы Невзорова и пытающихся выезжать в поля на кордео (такое уже было, после премьеры двух «Лошадиных Энциклопедий»).
Дело в том, что пропаганда взаимопонимания с животными должна строиться немного по-другому. Но это, конечно, сугубо индивидуальное мнение редакции.
Сторонники методов Невзорова возмутятся, мол какая связь между «мыслящими лошадьми» и переломанными девочками? К сожалению, самая прямая. Как нам всем иногда хочется, чтобы наши любимцы могли нам ответить, чтобы с ними можно было общаться на равных: вопрос-ответ. Хочется верить, что лошади самые умные создания на свете, они умеют понимать человеческую речь, анализировать ее и, значит, в теории, могут и отвечать. Только речевой аппарат у них не приспособлен, к сожалению, для этого. И вот появляется господин Невзоров, давно пропагандирующий не совсем обычные методы общения с лошадьми и, о, чудо! лошади ему отвечают.
Вот только научно сей факт Александр Глебович никак подтвердить не может и методику обучения широкой общественности не разглашает. В нее посвящены только избранные ученики, да и то, как выяснилось на премьерном показе «Манежного лошадиного чтения» – «безлошадные». Как и чему может научиться этот самый ученик, не имея основного «предмета обучения», то есть лошади? И этот вопрос тоже, как и многие другие, остается без ответа.
Но вернемся к переломам. Детские неокрепшие умы легко «зомбируются» и готовность верить в чудеса у молодежи развита гораздо сильнее, чем у более зрелого поколения. Юное создание, насмотревшись «невзоровских сказок» и начитавшись постов с сайта мэтра, но не имея возможности примкнуть к числу избранных, пробует самостоятельно воплотить в жизнь его методы. А что в руках у мастера? Лишь кордео. И лошади, прекрасно слушаются Александра Глебовича. Только ребенку, подумавшему «Я тоже так хочу!» невдомек, что за всеми этими карточками-чтениями-писаниями и ездой на тоненькой веревочке стоят многомесячные тренировки по дрессировке лошади. Юный последователь, усвоив, что лошади умные, они нас понимают, делает вывод, что и его Манька или Буяша все поймет, ведь с ней же теперь начинают общаться по-человечески. Он (она) снимает уздечку со своего, пусть даже спокойного коня и… попадает на больничную койку. Какой бы адекватной не была лошадь, вряд ли она, без должных тренировок, даст остановить себя при помощи кордео…
Да уж, поистине все познается в сравнении. Пусть уж лучше учат лошадей читать, чем ломают себе шеи, пытаясь вынуть железо изо рта лошади. Только вот у Невзорова все неотделимо, полное взаимопонимание с лошадью возможно только при совокупности всех факторов…
Жестокость порождает жестокость
Как дрессирует Невзоров своих четвероногих учеников опять же остается за кадром. Факт, что «пряником», но вряд ли дело обходится без применения «кнута». Ведь не зря же его питомцы на всех съемках прижимают уши, что, как известно, говорит о недовольстве и некотором сопротивлении. Или вы скажете, что так у них проявляется «боязнь камеры»? Стесняются что ли?
Так вот, в данном случае, человек, на общественной неосведомленности и «незнании предмета» делает себе имя. Но как! Здесь в любом случае развернется ненужная полемика. Одним по душе то, что Александр Глебович снял, на их взгляд, интересное кино. Они, конечно не верят в то, что лошади «читают» и «пишут», но готовы смотреть фильм как художественный вымысел с исторической подоплекой и темой «взаимопонимания с животным». Другие сетуют на излишнюю жестокость, пусть даже и игрового фильма. И действительно, все кинофильмы данного режиссера изобилуют кровавыми сценами, а в последнем своем шедевре Невзоров, вообще, расстарался на славу.
Таким образом, на примере человеческой жестокости, мастер пытается внушить людям понимание лошадиной психологии и любовь к животным. Дело-то это, безусловно, хорошее, только те ли методы избрал автор? Ведь многие индивидуумы воспринимают все буквально, как руководство к действию. Речь, конечно, не идет о том, что завтра за нами всеми начнет гоняться святая Инквизиция, но сторонники методов Невзорова зачастую слишком яро отстаивают свои идеалы и в «борьбе с неверными» пересекают некоторые границы дозволенного.
Просто известно, что жестокость порождает жестокость, а учить добру надо исключительно через добро. Действеннее будет!
Благими намерениями…
Совсем уж осуждать Невзорова никто не собирается. Повторюсь, он делает хорошее дело, действительно пытается привить людям любовь к лошадям. Ведь не секрет, что многие спортсмены ведут себя со своими питомцами не как с живыми существами, а как со спортивными снарядами. Безусловно, это не правильно: наказание должно быть соразмерно проступку, а тупое «избивание наотмашь палкой» ни к чему не приведет. Но зачем любовь к животным настолько закрывать жестокостью и откровенной чепухой?
Никто не отрицает, что животные нас понимают, какие-то хуже, какие-то лучше, но основано это, в большей степени, на интонациях и условном рефлексе Павлова, что по сути та же дрессировка.
И вдаваться сейчас в подробности того, что лошади понимают команды Александра Глебовича на русском языке, но читают и пишут только на латыни, мы не будем. Он популярно объяснил причину их тяги к мертвому языку: мол, не хотел отходить от методики обучения лошадей письму, придуманной не им.
Человек – существо разумное!
Оригинальным остается факт, что вера в способность лошадей читать и писать господином Невзоровым была достигнута после многодневного… резанья конских мозгов! Думается, что и до режиссера мозги резали, вот только почему же никому из наших ученых не пришло в голову то, что в мозге лошади кроются такие способности?
Из фильма следует, что обучать лошадей грамоте начали еще в XVII веке. Интересно, почему же за сотни лет это не вошло в общую практику? У автора и на этот счет есть свое мнение. В одном из опубликованных интервью он объясняет, что «надо владеть большими знаниями и умениями в этой области. Ведь, чтобы обучить это умнейшее животное чтению, нужно взять желательно энергичную, достаточно молодую лошадь без какой-либо амуниции, и уговорить ее – уговорить, а не удерживать насильно! – стоять рядом с тобой часа полтора и заниматься какими-то карточками!»
Неужели с тех пор так никому, кроме Александра Глебовича, не удалось уговорить лошадь?
Как признается сам автор фильма «нужно доказать лошади, что человек – существо разумное». Возможно, в этом и кроется секрет дрессировки мастера. Никто не спорит, что Невзоров нашел свой подход к этим благородным животным и теперь в работе придерживается весьма гуманных методов. Хотя ни для кого не секрет, что начинал мастер как многие, с жесткого железа и острых шпор. Просто потом в нем произошла переоценка ценностей. Замечательно! Но зачем, вместо того, чтобы просто попытаться как можно большему количеству людей показать через экран (раз есть такая возможность) грацию лошади и привить любовь через красоту, которая, как известно спасет мир (по мнению режиссера довольно прогнивший), он вводит обывателей в заблуждение? Или же по мнению автора фильма люди глупее, чем лошади и нам уже ничего нельзя объяснить?
Слишком много вопросов, а ответов – как не было и нет. Точнее на все вопросы Александр Глебович какие-либо ответы дает, но большинство из них опять же сводится к тому, что нам бесполезно объяснять - мы НЕ ПОЙМЕМ! Идеальная позиция для учителя, который не может удовлетворить пытливый ум ученика…