GM: Сегодня ваша фамилия у всех на слуху – вы первый российский судья уровня 5*. А вот сама фамилия – достаточно оригинальная. Какова ее история?
И.М.: Спасибо за такие добрые слова, но я считаю, что фраза «у всех на слуху» все-таки немного преувеличена. В выездке повышенного внимания заслуживают прежде всего успешные, талантливые всадники и их потрясающие партнеры – лошади. Именно они – наши звезды, ради которых мы, судьи, столько учимся и работаем. Хотя, безусловно, роль судей важна для развития спорта, так как своими оценками мы указываем спортсменам и тренерам, в какую сторону двигаться.
Хотелось бы напомнить, что в СССР было двое официальных судей, как раньше называли судей уровня 5*: Рогалев Георгий Трофимович, полковник ветеринарной службы, судья международной категории, автор и соавтор множества книг, статей и печатных методических указаний, и Кондратьева Елена Николаевна, мастер спорта, судья международной категории, ученый-микробиолог и доктор биологических наук. Это были совершенно уникальные, исключительные люди, внесшие огромный вклад в развитие конного спорта России и СССР.
Возможно, моя фамилия довольно часто звучит просто потому, что я стараюсь принимать участие и помогать в организации соревнований, мастер-классов, семинаров и других конных проектов, которые считаю интересными и полезными для развития выездки и конного спорта в целом. А таких проектов в последнее время было довольно много, что, кстати, очень радует.
Что же касается моей необычной фамилии, то тут все просто: это фамилия моего бывшего мужа, он был американцем ирландского происхождения. Мы жили в Америке, этот брак продлился совсем недолго, но вот фамилия мне всегда нравилась. Она довольно редкая и необычная. В общем, я решила ее оставить.
GM: Где прошло ваше детство?
И.М.: Я родилась в Москве. В связи с работой моего отца наша семья много путешествовала – мы несколько лет жили сначала в Индии, потом в Индонезии, а затем в Америке. Мое детство было очень интересным и полным впечатлений. Да и любовь к путешествиям у меня появилась в самом раннем возрасте. Я очень довольна, что благодаря судейству у меня появилась возможность посмотреть практически весь мир.
GM: В каком возрасте вы познакомились с лошадьми? Каким было это знакомство?
И.М.: Безумная любовь к лошадям у меня была, сколько себя помню. В моей семье никто не был связан с лошадьми, поэтому появление столь сильного чувства совершенно необъяснимо. Будучи маленькой, я коллекционировала игрушки и фигурки лошадей, вырезала и сохраняла все картинки с их изображением. Мой велосипед носил лошадиную кличку, стоял в «стойле» и я кормила его травой и геркулесом.
Примерно лет в 10, когда я уже стала достаточно самостоятельной, я пошла в прокат на Центральном московском ипподроме. Помню, как я вставала ни свет ни заря, ехала на метро (жили мы довольно далеко от центра), шла по железнодорожным путям, чтобы одной из первых занять место в очереди в кассу и получить заветный талончик с кличкой лошади. Первым конем в моей жизни, на котором я поездила шагом, был рыженький Купчик.
Какое-то время я каждые выходные ездила на ипподром, потом узнала, что в КСК «Битца» идет набор в абонементные группы. Было огромное количество желающих и чтобы попасть в группу, необходимо было сдать зачет по нормативам ОФП. Я была не очень спортивным ребенком и зачет, конечно, провалила. Это было абсолютной трагедией. Я так рыдала, казалось, что вся жизнь не удалась. Моя бабушка не выдержала моего детского горя. Она надела все свои ордена, напекла пирожков и пошла к директору «Битцы» – просить, чтобы ее внучку взяли хоть куда-нибудь. Удивительно, но это сработало. Меня взяли в КЮЛЛ (Клуб юных любителей лошадей). Так я попала в «Битцу», которая на много лет стала моим вторым домом.
КЮЛЛ был очень интересной организацией. У нас проходили уроки, на которых мы рисовали и делали поделки, проводились теоретические занятия на разные темы, например, строение лошади, история развития конного спорта. Большая часть занятий была посвящена уходу за лошадьми, нас направляли на конюшню и мы там всем помогали. Только один раз в неделю, на 15 минут, нам позволяли поездить верхом, и это были минуты неописуемого счастья. К клубу были приписаны три старенькие лошадки – пенсионеры Тушканчик, Нептун и Гонконг, потом добавили вышедшего на пенсию из-за травмы вороного красавца Аббата. Эти лошадки были окружены нашей заботой и любовью.
Потом в КЮЛЛ назначили нового директора – молодую талантливую всадницу, Соболеву Ольгу Олеговну. Так началось наше общение, переросшее в дружбу, которая продолжается по сей день. Ольга Олеговна очень многому меня научила и сильно повлияла на всю мою «конную» жизнь. В дальнейшем именно она убедила меня попробовать себя в судействе. На тот момент у нее в работе было несколько спортивных лошадей. Мне очень повезло, и я стала одной из избранных девочек, которым позволялось коноводить и даже ездить на ее лошадях. Она всячески помогала мне продвинуться в спорте: сначала перевела меня в группу спортивной направленности, потом договорилась, чтобы я занималась в СДЮШОРе, а потом – чтобы меня взяли в группу выездки к тренеру А.А. Антикяну. В этой группе я тренировалась несколько лет, затем вернулась к Ольге Олеговне. Потом я уехала в Америку, где работала берейтором и управляющей небольшой конюшни «Тега Фарм» в Вирджинии. Вот вкратце начало моего пути в конном спорте.
GM: Каких успехов вам удалось достичь как всаднику? Были ли серьезные спортивные амбиции? Как из всадника вы стали судьей?
И.М.: Амбиции у меня были очень серьезные. Всегда было внутреннее предчувствие, что я должна оказаться в самой гуще международной выездки. Я жила этими мечтами. Как и все, конечно же, хотела попасть на Олимпийские игры.
Несмотря на мои усиленные старания и на то, что я фактически жила на конюшне и работала много разных лошадей, мои результаты на соревнованиях оставались довольно скромными. Карьера успешного спортсмена у меня, к сожалению, не сложилась.
А может, это и к лучшему, потому что в качестве всадника я все равно никогда бы не смогла прорваться в серьезный международный спорт. Когда у меня окончательно развеялись иллюзии по поводу моих спортивных достижений, я решила вплотную заняться судейством, которое меня всегда привлекало.
Мой тренер и наставник Ольга Олеговна Соболева, будучи сама судьей, всегда стремилась разносторонне развивать своих учеников. Она часто отправляла нас помогать на соревнованиях: сидеть читчиками, считать протоколы. Я хорошо знала английский язык, поэтому меня очень часто сажали с иностранными судьями на международных соревнованиях. Постепенно я настолько втянулась в процесс судейства, что начала судить сама.
Примерно в это же время я устроилась на работу в Федерацию конного спорта России, потом работала в Московском спортивном клубе, потом в ФКС Москвы. Я занималась организацией турниров, ездила с нашей сборной начальником команды на международные соревнования, организовывала судейские семинары и мастер-классы. Я старалась заводить как можно больше знакомств в международном конном мире. На момент, когда я получила международную категорию 3* в 2008 году, меня уже хорошо знали европейские судьи и организаторы. Меня сразу стали приглашать судить на разные турниры.
GM: Сложна ли работа судьи?
И.М.: Быть хорошим судьей очень сложно, но безумно интересно. Приходится постоянно учиться, использовать любую возможность, чтобы повысить свой уровень знаний. Но, кроме знаний, необходимы еще и определенные общечеловеческие качества: корректность и дипломатичность и в то же время – твердость и несгибаемость; уверенность в себе и умение признавать свои ошибки; умение работать в команде; честность, пунктуальность, ответственность, независимость; умение быстро принимать решения; высокая работоспособность и крепкое здоровье и, конечно, стрессоустойчивость.
Но все эти качества ничего не будут значить без опыта. Чтобы быть хорошим судьей, нужно очень-очень много и часто судить!
GM: Достаточно ли времени остается для других увлечений? Есть ли у вас хобби? Какое?
И.М.: Все, связанное с лошадьми, выездкой, развитием спорта, судейством, организацией мероприятий, – это мое самое большое увлечение и хобби. Я даже не представляю, что может увлечь меня сильнее.
Ну и, как я уже говорила, очень люблю путешествовать, знакомиться с достопримечательностями разных стран – благо, что это я могу совмещать с поездками на турниры.
Люблю, когда в Россию приезжают иностранные судьи и тренеры. С удовольствием показываю гостям наши достопримечательности и музеи, рассказываю про историю и культуру нашей Родины, всегда стараюсь сводить их в театр на оперу или балет.
GM: Сколько занял ваш путь от начала судейской практики до присвоение высшей категории – 5*. Много это или мало?
И.М.: Целенаправленно работать в судейских коллегиях в качестве читчика, помощника судьи и в счетной комиссии я начала сразу же после своего возвращения из Америки, то есть с 2000 года. Сама стала активно судить соревнования в России с 2004 года. Мой первый международный экзамен на категорию 3* я сдала в 2008 году. Итого весь процесс занял 17 лет.
Международная часть моей судейской карьеры от категории 3* до 5* заняла 9 лет. По международным меркам это считается очень быстро.
GM: Поддерживает ли вас ваша семья? Расскажите немного о том, как удается совмещать разъездную работу востребованного специалиста по конному спорту с семейными буднями?
И.М.: Бог меня благословил прекрасной семьей и совершенно замечательным, заботливым и понимающим мужем. Конечно, мои родные, в особенности муж и сын, очень скучают, когда я уезжаю. Они часто мне об этом говорят. Но мой муж понимает, что для меня очень важна возможность реализовывать себя в том, что мне нравится и что у меня хорошо получается. Практически весь груз содержания семьи ложится на него.
Если бы не поддержка и забота этого самого замечательного на свете человека, у меня никогда бы не получилось ничего добиться. Что касается домашних дел, то у меня есть замечательная няня, которая во всем мне помогает и следит за сыном в мое отсутствие. Конечно, наши любимые бабушки и дедушки тоже активно помогают.
GM: Как вы предпочитаете отдыхать?
И.М.: В моей жизни так все устроено, как будто я живу в двух разных мирах. Во время поездок на соревнования я отдыхаю от домашних дел, к концу турнира всегда безумно скучаю по семье и рвусь домой. Дома я начинаю скучать по атмосфере соревнований и всегда с большой радостью отправляюсь судить. Судейство же включает в себя не только непосредственное сидение в будке, но и отдых, экскурсии по достопримечательностям, ужины в веселой компании коллег, банкеты, концерты и т.д.
В каждой стране организаторы стараются как можно гостеприимней принять судей. Мы, кстати, в России тоже подходим к приему судей со всей ответственностью и гостеприимством. Так что в целом все достаточно гармонично складывается, я не устаю от жизни и мне не надо отдыхать.
GM: Вы всегда потрясающе стильно выглядите.
И.М.: Многие мои международные коллеги всегда очень стильно выглядят, я стараюсь брать с них пример. Некоторые мои коллеги, женщины-судьи, настолько элегантны, так себя преподносят, что вызывают общее восхищение. Я сама пытаюсь им подражать и стараюсь вдохновить своих учеников, молодых российских судей, тоже следить за собой и красиво одеваться.
Ухоженные, опрятно и официально одетые судьи помогают создать профессиональную, официальную и праздничную атмосферу. Этим мы выражаем свое уважение к всаднику, организаторам, зрителям и к нашей работе.
GM: Любите ли создавать уют дома?
И.М.: Для меня понятие «уют» дома – это прежде всего спокойная и позитивная атмосфера, куда всегда хочется вернуться, где можно быть самим собой, где все тебя любят и всегда на твоей стороне. Мне кажется, что именно такую атмосферу нам с мужем удалось создать дома. Мы оба очень заняты и очень ценим и любим те дни, когда удается побыть всей семьей вместе.
GM: Работа судьи предполагает постоянные разъезды – где больше всего нравится бывать?
И.М.: На данный момент мне уже удалось посудить в 24 разных странах. На многих турнирах сложились очень хорошие отношения с организаторами, и ездить туда каждый год стало для меня традицией.
Мне нравится везде, ведь именно разнообразие и новые впечатления делают путешествия такими привлекательными. Очень хочется поехать туда, где еще не была. Мечтаю попасть в Новую Зеландию.
GM: Есть ли у вас домашние животные? Возможно, лошади или другие питомцы?
И.М.: Я обожаю животных, не представляю, как можно жить без питомцев. У меня две милейшие избалованные лошади – русский верховой жеребец Румянец и ахалтекино-тракен Голд Харт, четыре собаки – Роза, Зара, Эдик и Фродо (3 из них усыновленные из приютов) и 10 рыб, которые тоже, кстати, очень умные, ручные и общительные.
GM: Какое выступление/турнир запомнилось больше всего?
И.М.: Соревнования запоминаются судьям, когда в них принимают участие топ-всадники и лошади, то есть уровень спорта очень высок, когда организаторы очень гостеприимно принимают (хороший отель, рестораны, экскурсии) или отличная компания коллег, что тоже немаловажно.
Часто встречаются турниры, где присутствуют несколько, а то и все эти факторы. Хотя, в принципе, я не могу назвать ни одного шоу, где бы мне не понравилось. Больше всего на меня производят впечатление моменты, когда удается посудить моих кумиров, выдающихся всадников и лошадей. Бывает, судишь и прямо чувствуешь мурашки по коже от восхищения. После таких выступлений я всегда ощущаю восторг, огромный прилив энергии и чувство гордости за то, что я являюсь частью этого прекрасного спорта. Мне, к примеру, посчастливилось посудить двух лошадей-легенд, которые фактически изменили представление о выездке во всем мире: Тотиласа и Валегро.
GM: Если бы вы не стали судьей, то как могла бы сложиться ваша карьера?
И.М.: Если бы я не была так занята судейством, то в любом случае я бы активно участвовала в развитии конного спорта России. Меня всегда очень привлекала организация соревнований, семинаров и мастер-классов. Особенно мне нравится участвовать в процессе налаживания международных отношений, поэтому я бы хотела работать в проектах, связанных с сотрудничеством с FEI, Федерациями конного спорта других стран и прочими международными конными организациями.
Так что я бы, безусловно, в любом случае занималась чем-то, тесно связанным с лошадьми и выездкой.
GM: Ваша фирменная улыбка открыла миру российский судейский корпус. Вы всегда оптимистично настроены и открыты для общения. Что это – профессионализм или черта характера?
И.М.: Хочу акцентировать внимание, что задолго до меня в нашей стране были знаменитые судьи, которых знали и уважали во всем мире. Взять хотя бы Нину Георгиевну Громову или Елену Владимировну Петушкову. Это уникальные женщины-легенды, которые внесли огромнейший вклад в развитие спорта в нашей стране и во всем мире. Также стоит отметить, что мои современные коллеги – Юрий Романов, Игорь Коган, Алла Субботина – тоже пользуются большой популярностью и хорошо известны во всем мире.
Что касается моей улыбки и оптимистичного настроя, то здесь простое объяснение: мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Я безумно благодарна Богу за мою жизнь, семью и возможность заниматься любимым делом!