НИНА ГЕОРГИЕВНА ГРОМОВА – настоящая легенда конного спорта, чьи достижения до сих пор изумляют конников всего мира. Она не просто одна из лучших всадниц послевоенного СССР – она светлый символ великой эпохи! Благодаря своему характеру и целеустремленности, умению найти подход к взаимопониманию с лошадью Нина Георгиевна побеждала на чемпионатах страны и в выездке, и в конкуре, и в троеборье. Нина Громова стала первой женщиной, которая бросила вызов сильному полу в стипль-чезе – исконно мужской дисциплине, а ее победы с рекордными результатами так и остались непревзойденными! Ее успехами восторгаются, а советами – дорожат. Но на фоне величия спортивных достижений незаслуженно остается в тени работа Громовой в составе Комитета FEI по выездке. Именно ее «железная рука в бархатной перчатке» незримо, но твердо вела советских всадников к триумфам.
Блестящие победы «золотой сборной» СССР по выездке принято считать исключительно заслугой мастерства спортсменов и гениальности тренера Григория Анастасьева. Но исторически известно, что не личные амбиции лежат в основе Победы Страны – за кулисами каждого выдающегося успеха стоит кропотливая работа большой команды самоотверженных профессионалов, вклад каждого из которых – настоящий подвиг на благо общего результата. Так почему же российские конные летописцы до сих пор настойчиво замалчивают имена тех, кто задолго до Токио, Аахена и Мюнхена создавал блестящую историю советской выездки? Увы, многое осталось за кадром!
Почти полвека спустя знаменитый футболист Лионель Месси произнесет фразу, которая может прекрасно проиллюстрировать и деятельность Великого Советского Спортивного Дипломата – первого представителя СССР в FEI, Нины Громовой: «Я играю не для личных рекордов, а для блага страны и команды. Мы уже вошли в историю, но нам нужно добиться еще большего».
О новый, дивный мир!
Уродливым шрамом через судьбу Европы прошла Вторая мировая война, что отразилось на всех сферах жизни общества и не могло не задеть конный спорт. Отсутствие постоянных международных спортивных контактов привело к изоляции советской выездки: ни спортсмены, ни тренеры, ни спортивные чиновники не знали и не имели возможности узнать, что происходит за рубежом, продолжая работать в соответствии с канонами старой школы. Советские лошади изумительно исполняли такие сложные элементы, как испанский шаг или галоп на трех ногах, требовавшие большого таланта от лошади и виртуозного мастерства от всадника. Но никому и в голову тогда не приходило, что на мировой арене это уже никому не нужно. В этот консервативный вид спорта пришли новые тенденции.
Конечно, советская сборная получил а новые схемы езд, но сама подготовка к Олимпийским играм в Хельсинки велась по старым лекалам. Пока лучшие советские всадники оттачивали элементы в духе довоенной классической школы, демонстрируя закрепощенные движения, Западная Европа уже работала на баланс, ритм и расслабление. Олимпиада 1952 года стала первым серьезным международным стартом после завершения Второй мировой войны и закончилась для сборной СССР полным провалом, вызвавшим настоящее возмущение спортивного руководства страны! Ведь в отличие, например, от прочих видов спорта, в выездке выступило всего 8 команд, но зато каких! Это были державы, представляющие влиятельную элиту мировой экономики и политики, а сборная СССР в этой компании удостоилась лишь предпоследнего места! Результаты Игр разбирались на самом высоком уровне – в ЦК КПСС, где конный спорт стал предметом отдельного обсуждения. Так борьба за олимпийское золото в этом виде спорта стала вопросом особого государственного престижа.
«Золото» государственной важности
Отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС была поставлена четкая цель – обеспечить лидерство советского конного спорта на мировой спортивной арене. На очередном совещании Григорий Терентьевич Анастасьев, главный тренер сборных команд по трем олимпийским дисциплинам конного спорта, вынужден был отвечать на сложный вопрос в жесткой формулировке: «В какой из дисциплин вы можете гарантировать командные медали и что для этого необходимо?». Известный своей рассудительностью тренер сказал, что в конкуре, как и в футболе, медалей ждать не приходится, в троеборье – очень сложно, но возможно, в выездке же выполнение этой задачи наиболее вероятно, но лишь спустя два олимпийских цикла и при определенных условиях. Это должен быть полный карт-бланш в вопросах формирования и подготовки сборной, возможность получить консультации пленных немцев – специалистов по конному спорту и, главное – обеспечение политического лобби в Международной федерации. Григорию Терентьевичу Анастасьеву было предложено оставить пост главного тренера страны по конному спорту и сосредоточить все внимание на выездке. Команду обеспечили лошадьми, привезли для консультаций поименно названных немецких пленников, а в качестве представителя в только-только сформировавшийся Комитет по выездке FEI была выбрана кандидатура… Нины Георгиевны Громовой.
За кулисами триумфа
На тот момент Нина Георгиевна занималась судейской работой и преподавала в МИСиС. Лучшего варианта в качестве члена Комитета и быть не могло – знаменитая всадница, с великолепным образованием, знанием иностранного языка, умением держаться на переговорах самого высокого уровня (сказалась практика работы переводчиком на сессиях ООН) и безупречной репутацией! Второй такой в стране просто не было! Нина Георгиевна уникальным образом сочетала в себе все качества, необходимые для обеспечения прочной и авторитетной позиции СССР в профильном Комитете FEI. На протяжении многих лет ее работа в FEI способствовала созданию благожелательного отношения международного судейского корпуса к представителям советской выездки. И именно она во многом помогла сборной СССР достичь исторических успехов в конце 60-х – начале 70-х годов, пролоббировав такие изменения в новой редакции правил, которые позволили нашей сборной раскрыть свои сильные стороны и «замаскировать» слабые. Это во многом обеспечило то, что позже назовут «золотыми годами советской выездки».
«…больше всего разговоров у нас было о подсчете баллов и коэффициентах – за какие элементы стоит поощрять всадников?.. Какой элемент „заслуживает" удвоения оценки?.. – пишет Н.Г. Громова в своей новой книге «Лошади и моя судьба». – Приближалась Олимпиада 1972 года. Мы обсуждали новую езду для Большого приза. Дошла очередь до прибавленного шага… В предыдущей езде в графе «прибавленный шаг» стоял коэффициент 2. Я знала, что у наших лошадей, Ихора и Тарифа, нет хорошего прибавленного шага, и понимала, что всадники на одном этом элементе могут потерять так много, что это может отразиться на общем командном результате. Поэтому я приложила все усилия для доказательства ненужности этого коэффициента за шаг. Я стояла на своем. В конце концов Ниблеус и Нимак уступили мне, и, это было единственный раз, – прибавленный шаг оценивался без коэффициента. Так что, когда наша сборная в 1972 году в Мюнхене стала „золотой", я видела в этом и частицу моего дипломатического труда».
Роковая ошибка
Нина Георгиевна отработала в Комитете два срока – восемь лет, по истечении которых руководитель Комитета, полковник Ниблеус, высоко ценивший профессионализм советской специалистки, попросил Громову предложить кандидатуру себе на замену, дабы сохранить за СССР престижное и политически важное место. Нина Георгиевна растерялась... Застигнутая врасплох этим вопросом, она назвала фамилию Петушковой, известной на весь мир не только своими выдающимися спортивными достижениями, но и прекрасным знанием английского языка. При этом Петушкова в то время активно выступала, что могло стать непреодолимым препятствием для осуществления подобного рода деятельности, но только не для Громовой! Нина Георгиевна убедила коллег по Комитету в том, что это большой плюс, который позволит при обсуждении важных вопросов в области выездки видеть проблемы глазами всадника. Об этом поспешном решении Нина Громова сожалеет до сих пор, ведь после своего назначения Елена Владимировна даже не поинтересовалась у Громовой, над чем та трудилась все эти годы работы в Комитете и какую линию необходимо продолжать лоббировать. Так двойной коэффициент за прибавленный шаг, названный Громовой «оценкой коннозаводчику, а не поощрением мастерства спортсмена», снова вернулся в протоколы «больших езд», а спустя еще восемь лет наша страна и вовсе утратила вес и место в FEI.
Вопреки вызовам времени
Сегодня Нина Георгиевна Громова празднует юбилей – ей исполнилось 95 лет, большинство из которых было отдано лошадям. Но даже в столь почтенном возрасте она продолжает вносить посильный вклад в развитие конного спорта. К юбилею была переиздана книга Громовой «Лошади и моя судьба», средства от продажи которой поступят в специально созданный Ниной Георгиевной Благотворительный фонд. Его средства планируется распределять в виде именных стипендий и грантов среди талантливых юных всадников, кандидатуры которых Громова будет выбирать лично. Подобная практика чрезвычайно популярна в Европе, но практически отсутствует у нас. Нина Георгиевна всегда чутко улавливала прогрессивные тенденции в мировом конном спорте и сегодня с удовольствием поддерживает юных российских спортсменов советом и стипендиальной программой.
К счастью, времена меняются. И вот, несмотря на то, что еще в начале 2000-х годов имя и заслуги Нины Георгиевны Громовой были незаслуженно забыты, сегодня она вновь является одним из самых авторитетных и, главное, востребованных экспертов в российском конноспортивном сообществе. В 2017 году Федерация конного спорта России впервые в своей истории учредила пост своего Почетного Президента специально для Нины Георгиевны Громовой. И тут стоит заметить, что огромную роль в деле возвращения легендарной спортсменке заслуженного признания сыграл БМКК «PRADAR», и именно поэтому каждый год на празднование своих именин Нина Георгиевна приезжает именно сюда.
Сердце отданное спорту
За неделю до празднования, солнечным субботним утром, в клубе «PRADAR» собрались все желающие поздравить Великую Громову с Юбилеем! Тысячи человек поддержали идею съемок флешмоба, а более двухсот, среди которых маститые конники, друзья и соратники Нины Георгиевны, профессионалы и любители конного спорта, студенты МСХА им. Тимирязева и ГАФК, а также простые москвичи, узнавшие об акции из соцсетей, пришли лично выразить свое уважение выдающемуся человеку! Для участников акции были подготовлены футболки с портретом Громовой и ее лошади Диды, а также ярко-красные шары. Под музыку известной «Песни о тренерах» Пахмутовой на слова Добронравова они образовали собой изображение живого сердца, вложив таким образом частицы своих сердец в столь необычное поздравление. А фраза «ВЫ КОНСТРУКТОР ПОБЕД, КОРОЛЁВ НАШИХ ВЗЛЕТОВ» особенно точно отразила роль Громовой в истории отечественного конного спорта! По сценарию режиссера Сергея Мирова был подготовлен видеоролик, который Нина Георгиевна увидела в день своих именин.
Торжество в честь легенды
В этом году ради чествования легенды отечественного спорта гостеприимный особняк PRADAR'а вновь распахнул двери для выдающихся профессионалов конного спорта современности, а все противоречия и разногласия, присущие любому спортивному сообществу, остались за рамками этой светлой дружеской встречи. Поздравить Нину Георгиевну приехали такие знаковые фигуры конного сообщества, как Андреас Майер-Ландрут, Алексис Родзянко, Игорь Коган, Рами и Галина Аль-Шаер, Владимир Жуковский, Александр Бакеев, Алексей Глухарев, Жанна Одинцова, Фридрих Логинов, Асия Хайретдинова, делегация Музея коневодства и Тимирязевской академии, и еще много-много добрых гостей.
К слову, одной из многих причин дружбы Нины Громовой с этим культовым столичным клубом всегда являлось трепетное отношение БМКК «PRADAR» к истории советского конного спорта. В подтверждение этому мероприятием, добавившим ярких красок празднованию Юбилея легендарной всадницы, стало открытие в конюшне PRADAR'a мемориальной галереи «ВЕЛИКИЕ ЛОШАДИ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ». Нина Георгиевна и ее гости с восторгом встречали каждый из экспонатов галереи: мемориальные доски, посвященные великолепной дюжине лошадей: Фиделио, Дида, Ихор, Бостон, Трюм, Ингас, Эпиграф, Абсент, Пепел, Тариф, Гобой, Гимнаст, которые творили историю советского конного спорта в тандеме с великими всадниками ушедшей эпохи.
ФАБИО – главный сюрприз
Одним из главных событий вечера, которое буквально зажгло лучики счастья в глазах именинницы, стал сюрприз, подготовленный БМКК «PRADAR» совместно с Племенным хозяйством «Фиделио» по инициативе Виктории Понуриной. В качестве подарка Нине Георгиевне вручили темно-гнедого жеребчика Фабио (Эфендис – Бавкида) 2016 года рождения, ганноверской породы (линии Ферро ХХ – Фокуса). Уникальность подарка в том, что Фабио является праправнуком того самого Фиделио, на котором всадница Нина Громова успешно выступила в соревнованиях по конкуру. Через два дня спортсменка лично проводила малыша Фабио обратно в завод для доращивания, твердо пообещав заняться кураторством спортивной подготовки жеребца с момента его поступления в заездку.
Оживший кадр
Еще одним изумительно красивым сюрпризом стал подарок Клуба «PRADAR» – восхитительный портрет кисти талантливой художницы Полины Лучановой «Громова и Дида». Автор, по общему мнению, превзошла сама себя, вложив в эту картину частицу своей души. Ведь была проделана колоссальная работа по превращению знаменитой черно-белой фотографии в полноцветный сюжет из жизни звездной пары. Гостей мероприятия поразила удивительная достоверность изображения, вплоть до особенностей оттенков масти лошади.
«Это же Дида! У меня даже сердце забилось от волнения, словно вновь вижу ее, мою дорогую…» – эта фраза Нины Георгиевны стала наивысшей похвалой для всех, кто при подготовке подарка провел огромную работу, изучив десятки, если не сотни фотографий… и результат того стоил!
Весь вечер в стенах PRADAR’а в адрес юбиляра звучали теплые слова и искренние поздравления, и под потрясающие музыкальные композиции в виртуозном исполнении гости праздника вели непринужденные и задушевные беседы. И при этом все – кто про себя, а кто-то и вслух – приходили к убеждению, что в нашем большом конном сообществе только объединение вокруг общих целей и светлых идеалов способно вновь возродить успехи отечественного конного спорта.