Шумский Юрий: Чемпион self made

Известные люди: Шумский Юрий: Чемпион self made

Автор: Ирина РЕЗАЕВА
Номер журнала: GM №6(163)2016
Фото: Михаил КОНДРАШОВ

Его сделали – трудолюбие и упорство. И в спорте, и в карьере, и в учебе. За плечами у Юрия – диплом врача и две академии – экономическая 
им. Плеханова и госслужбы при Президенте РФ. Результат его профессионального пути – кресло первого заместителя директора крупного завода. При этом Юрий Шумский является членом сборной России по троеборью и успешно выступающим на международном уровне спортсменом-конником. И это – об одном человеке!
Практически все перечисленное случилось в его жизни не последовательно, а параллельно. Причем в конный спорт Юрий пришел уже в зрелом возрасте. Как это удалось совместить с плотным графиком бизнесмена и топ-менеджера известно лишь ему одному. Путь в сборную России с абсолютного «нуля» для Шумского растянулся на долгие 10 лет упорных тренировок. Однако целеустремленность и колоссальные спортивные амбиции взяли свое. Последние 7 лет спортсмен выступает на очень серьезном профессиональном уровне. А в конце июля Юрий Шумский добавил к своему послужному списку титул чемпиона России по конному троеборью. Нам было интересно встретиться и побеседовать с этим неординарным человеком.
 
GM: Юрий, насколько ожидаема была победа в чемпионате России по троеборью и как вы к нему готовились?
 
Ю.Ш.: Я долго шел к этой цели, был призером, вице-чемпионом России, и каждый раз чего-то не хватало, то концентрации, то выдержки, то просто удачи. В этом году мы хорошо поработали с моими лошадками на подготовительном этапе: начали с открытого чемпионата Московской области в КСК «Созвездие», в начале июня неплохо выступили на международном турнире в Минске и уже к чемпионату России подошли в очень хорошей форме. В Конаково для завоевания титула мне нужно было лишь не допустить ошибок.
 
GM: Расскажите подробнее о вашем тренере, кто вас готовил к соревнованиям?
 
Ю.Ш.: С 1999 года, когда я впервые подошел к лошади, и по настоящий день со мной занимается Татьяна Гура. За 17 лет под ее руководством я получил звание мастера спорта, становился победителем и призером множества турниров, завоевал титул чемпиона России 2016 года. В 2014 году я был признан лучшим спортсменом года в конном троеборье, а Татьяна – лучшим тренером. Во всех моих победах и успехах ее роль, конечно же, огромна. Почти в самом начале моей спортивной карьеры, в 2002 году к нам присоединился и один из сильнейших троеборцев России Михаил На-стенко, который помогал Татьяне, а два года назад тренерский штаб пополнила тренер по выездке – Ирина Овсиенко. Только благодаря слаженной работе всех я смог достичь таких результатов. Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с этими людьми. 
 
GM: Чемпионом вы стали на кобыле Метростар. Расскажите подробнее про эту лошадь, как вы ее выбирали?
 
Ю.Ш.: Четыре года назад мы с моим тренером Татьяной поехали в Ирландию и объехали около десяти конных хозяйств, прежде чем выбрали именно ее. Уже тогда были видны потенциал, сила и смелость этой кобылы. Но не так просто мне удалось найти общий язык с Метростар. Ее характер, больше бы подошел жеребцу. Она порой реагировала на действия всадника крайне резко, и нужно было действовать очень аккуратно. Особенно это проявлялось в работе над элементами езды. Но в кроссе и конкуре Метростар – настоящий боец.
 
GM: Расскажите о других ваших лошадях. 
 
Ю.Ш.: Сегодня у меня в обойме 4 лошади, и все кобылы. Это, быть может, субъективно, но мне легче находить с ними общий язык. К тому же есть возможность после завершения спортивной карьеры определить их в матки и получать потомство. Совсем недавно в Рязанской области ожеребилась моя кобыла Хайди, и теперь подрастает жеребенок, которому я уже придумал кличку Хенесси. Моя самая опытная лошадь – Пинаколада, ей 12 лет. После успешно проведенного сезона 2014 года она получила звание лучшей лошади уровня 3-х звезд в России. 
Я привез ее из Германии в 3-летнем возрасте. Эта лошадь голштинской породы, очень гибкая от природы, ей достаточно согнуть шею и повернуть голову, чтобы достать лакомство из кармана. В 2015 году на Пинаколаде я квалифицировался на чемпионат Европы в Шотландии. Но при перевозке она получила травму и не смогла принять участие в турнире. Также из Германии я привез и серую голштинскую кобылу Ингрид, которой сейчас 8 лет, и это очень перспективная лошадь. Она способна показывать очень высокие результаты. Моя самая молодая лошадь – рыжая кобыла Рэйчел, привезенная их Чехии. Ей всего 6 лет, и она только начинает свой спортивный путь, неплохо выступив в этом году уже на 2 двух международных турнирах уровня ССI 1*. Если учесть, что она в нашей команде всего год, то это очень хороший результат. 
 
GM: Насколько в целом сложно подобрать хорошую лошадь для троеборья? На что обращаете внимание лично вы?
 
Ю.Ш.: Троеборную лошадь подобрать непросто, она должна быть сильной, смелой, внимательной и понятливой, и тогда работа с ней складывается очень продуктивно. Также для меня лошадь должна быть крепкой комплекции.
 
GM: Почему из всех увлечений вы выбрали именно лошадей?
 
Ю.Ш.: Сначала было просто хобби – часовые прогулки верхом по выходным, потом это переросло в систематические занятия верховой ездой по 3 раза в неделю. Видя мою увлеченность, родной брат подарил мне на день рождения жеребца по кличке Прогресс, который, как он считал, хорошо прыгает. Но это было, мягко говоря, не совсем так, лошадь часто закидывалась. На нем я стал осваивать прыжки через препятствия. За одно занятие я мог упасть 10 раз. Вскоре я начал участвовать в любительских турнирах по троеборью, и у меня стало получаться. Конный спорт хорош тем, что не имеет ограничений по возрасту, можно выступать, пока позволяет физическая форма.
 
GM: Как лошади изменили вашу жизнь?
 
Ю.Ш.: Они заряжают меня энергией и оптимизмом. Поэтому практически все свободное время я провожу на конюшне, занимаясь подготовкой лошадей. Это рутинная, но очень интересная работа, после которой чувствуется удовлетворение. 
 
GM: Помните ли вы свой первый старт?
 
Ю.Ш.: Смутно, он показался мне каким-то мгновением. Осознанно управлять конем мне не давало волнение, но я благополучно финишировал, и те эмоции очень трудно передать словами. Но они одинаковы после каждых удачных стартов.
 
GM: Какой из турниров запомнился вам больше всего?
 
Ю.Ш.: Конечно, Всемирные конные игры 2014 года в Кане. Сложный кросс 4*, десятки тысяч зрителей, сильнейшие всадники планеты. Это незабываемо. Я рад и горд, что мне удалось там достойно выступить. Но волнение на стартах до сих пор не отпускает. Помню, как, выступая в 2014 году по программе манежной езды на чемпионате мира среди молодых лошадей в Лион д’Анжере (Франция), я перепутал один из элементов и трижды не услышал звон судейского колокола и крики с трибун. Судье пришлось выйти из будки в манеж, остановить меня и попросить продолжить элемент с того места, где он прервался. Я до сих пор не могу понять, как это случилось.
 
GM: Пробовали ли вы себя в других конных дисциплинах?
 
Ю.Ш.: В межсезонье я регулярно участвую в соревнованиях по конкуру, а с этого года начал выступать и в выездке. Эти старты являются частью соревновательной подготовки и очень полезны. Я планирую продолжать подобные выступления, повышая уровень их сложности. В 2016 году я поставил для себя задачу проехать Малый приз.
 
GM: Как, на ваш взгляд, сегодня обстоят дела в российском троеборье? Каковы главные проблемы и есть ли у них пути решения?
 
Ю.Ш.: Сейчас три российских всадника входят в первую сотню мирового рейтинга и участвуют почти во всех крупных конных турнирах. В Рио они будут выступать командным составом, чего не было уже очень давно. И это – большой прогресс. Но если оценивать нашу конкурентоспособность на мировом уровне, то тут есть над чем работать. Основная проблема – недостаточно соревновательного опыта в международных стартах. 
 
GM: Посещая зарубежные страны, вы наверняка составили мнение об их конной индустрии. Чей опыт для нас мог бы стать наиболее ценным?
 
Ю.Ш.: Европейский уровень организации турниров – это именно то, к чему следует стремиться. И как участник, и как болельщик могу отметить их самый высокий уровень. Для команд – это комфортное размещение лошадей, хорошо подготовленные трассы, четкая организация. Для зрителей – удобная инфраструктура и интересное времяпровождение, ведь соревнования проходят в течение трех дней, и посетители проводят много времени на мероприятии. Мы могли бы организовывать турниры на таком уровне, но для этого нужны большие денежные средства и спонсоры. Но в России конное троеборье не на том уровне популярности, чтобы собирать такое количество зрителей, как в Европе. И это очень важная проблема российского конного спорта.
 
GM: Поделитесь, пожалуйста, вашими планами на ближайшее будущее.
 
Ю.Ш.: Моя главная задача – отбор в основную команду для выступления на чемпионате Европы-2017  в Польше, а для этого необходимо успешно выступить на квалификационных международных турнирах 2016-2017 годов. Поэтому на каждых стартах буду выкладываться по максимуму.
 
GM: Кто из представителей конноспортивного мира является для вас эталоном успеха?
 
Ю.Ш.: Майкл Юнг. В троеборье это сегодня всадник №1. И он не только абсолютный лидер в троеборье, но и выступает в соревнованиях уровня Большого приза по выездке, и прыгает на турнирах Гран-при по конкуру. Я не удивлюсь, если на следующей Олимпиаде он будет выступать во всех трех видах конного спорта.
 
GM: Чем вы занимаетесь за пределами конюшни?
 
Ю.Ш.: Я профессионально занимаюсь конным спортом, но не являюсь профессиональным спортсменом. Живу в Москве, а работаю на предприятии в г. Дзержинске Нижегородской области, и поэтому на тренировки у меня есть 2-3 дня в неделю, что недостаточно. Но жизнь есть жизнь. Мой тренировочный процесс четко отстроен, и это дает хороший результат. Все остальные мои хобби также связаны со спортом: я люблю играть в футбол и хоккей, регулярно плаваю в бассейне, что позволяет поддерживать форму.
 
GM: Каков ваш жизненный девиз?
 
Ю.Ш.: Все великие дела свершаются не силой, а упорством.
 
GM: Позвольте от редакции пожелать вам, чтобы эти два замечательных качества сопровождались неизменной спортивной удачей.
 
Юрий Шумский, пожалуй – хрестоматийный пример спортсмена мирового уровня, который «сделал себя сам». Российский конный спорт сегодня остро нуждается именно в такой модели роста с опорой на самостоятельный, вдумчивоый и рациональный подход к карьере. И при соблюдении этих условий в будущее можно будет смотреть со спокойным и обоснованным оптимизмом.