Игнатьева Мария: Искусство выездки как творческий процесс

Известные люди: Игнатьева Мария: Искусство выездки как творческий процесс

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: GM №2(126)2013
Фото: Артем МАКЕЕВ

В большинстве интервью на вопрос: «Какова ваша цель в спорте?» – спортсмены единогласно отвечают: «Победа!» Ведь это так логично и очевидно, не так ли? Однако, однажды услышав иной ответ, нам открылось весьма интересное мнение, об авторе которого мы хотели бы рассказать нашим читателям.
Главное – цель 
 
Мария Игнатьева начала заниматься конным спортом в возрасте 26 лет. Ее всегда привлекал этот грациозный вид спорта, но, как бы Марии ни нравились лошади, она не могла пожертвовать учебой или работой в пользу столь желанного удовольствия. 
 
И вот получен диплом специалиста, защищено ученое звание кандидата юридических наук, а стремительный взлет карьеры позволил наконец-то найти время и для себя. Даже судя по уже перечисленным заслугам, можно понять, что Мария по своему характеру – человек целеустремленный и рациональный. Она знает, чего хочет, умеет ставить перед собой цели и идет к ним наиболее рентабельным путем. Так получилось и с конным спортом. Однажды решив для себя, что ее целью будет выездка, причем не любительские старты, а большие езды, Мария Игнатьева определила своей задачей достижение наиболее доверительных отношений и тонкого контакта с лошадью. При такой постановке вопроса занятия в прокате виделись бессмысленными, тем более что девушка могла себе позволить приобретение лошади.
 
Начались поиски четвероногого партнера – помогали друзья и знакомые, и вот у одного из них нашлась подходящая лошадь – опытный турнирный боец, способный «научить» внимательную всадницу, – так в жизни Марии появился Хазар. Девушка стала усердно заниматься в КСК «Битца» и быстро прогрессировала, – ведь она понимала, что добиться той легкости, изящности движений, идеального взаимопонимания и подчинения можно лишь через установление контакта, внимание к реакциям лошади, а не силой и подавлением. 
 
Мария и голден-ретривер ВАРУХ
 
Под руководством мастера
 
Чем больше навыков приобретала всадница, тем серьезнее вставал вопрос поиска профессионального тренера. На помощь пришла Ольга Соболева. Она не только занялась тренировками Марии, но и оказала огромную помощь в поиске и приобретении новых лошадей. Именно под ее руководством раскрылся талант спортсменки, и лошади по-настоящему «затанцевали» под седлом Игнатьевой! Под пристальным взглядом Ольги Олеговны Мария впервые вышла на уровень Малых езд и начала выступать по программам Малого приза, что вскоре увенчалось заслуженным присуждением всаднице звания кандидата в мастера спорта.
 
Трудности берейторского ремесла
 
Тренировки продолжались, лошади менялись, и вот однажды в «команде» Марии Игнатьевой появился 6-летний мерин Кальвадос. Спортсменка всегда понимала, что для нее Малые езды – лишь промежуточный этап, что ее интересует только большой спорт, но появление в рядах ее лошадей молодого Кальвадоса внесло новую струю в ее взаимоотношения с лошадьми: Маша поняла, что больше всего ее теперь захватывает берейторская работа и умение «научить» чему-либо лошадь, договориться, создать настоящую гармонию со своим четвероногим партнером по спорту. Ей стали важны не победы на стартах, а взаимопонимание с лошадью, достигнутое не через силу и угнетение, а через установление настоящего психологического контакта. Но все это на бумаге гладко и красиво, на деле же достижение новых целей, поставленных всадницей, – процесс чрезвычайно сложный, что Мария поняла очень скоро.
 
Подготовка Кальвадоса проходила тяжело – дисбаланс отношений всадницы и лошади никак не приближал их к заветному взаимопониманию, а ведь при покупке коня Мария делала очень большую ставку на его спортивные перспективы. При этом сам по себе Кальвадос не отличался каким-то скверным темпераментом, наоборот, обладал очень приятным характером, однако накопленного всадницей опыта не хватало для установления контакта с ним. Как бы ни старалась Мария (а упорства и терпения ей не занимать), дело не двигалось с мертвой точки – и в голову спортсменки даже начали закрадываться мысли о том, что успех в данном тандеме вовсе невозможен и игра не стоит свеч. Однако именно природное упорство Маши не дало ей опустить руки – Игнатьева решила не жалеть времени и вернуться на несколько шагов назад, начать работу с конем практически с нуля – и лишь тогда Кальвадос «услышал» и стал отвечать Марии.
 
Мария ИГНАТЬЕВА и КАЛЬВАДОС (фото: Артем Макеев)
 
На пути к гармонии
 
Сейчас в работе у Марии Игнатьевой две лошади – Кальвадос и молодая кобыла Дездемона, которых она готовит к стартам в стенах ОУСЦ «Планерная». В планах у спортсменки российские и зарубежные турниры, но главное для нее по-прежнему  не победа, а достойное выступление, ведь выездка не просто спорт – это творческий процесс, к которому Мария Игнатьева подходит с единственной целью – достичь гармонии в работе с ее лошадьми. А как пойдет этот трудоемкий процесс – быстро или медленно, – не играет роли, ведь только с таким подходом можно добиться долгожданного триумфа на турнирах самого высокого уровня.