Автор: Елена СТОЛЬНАЯ
Номер журнала: ЗМ №1(21)/2001
Непревзойденным мастером в создании выдающихся лошадей чистокровной верховой породы был итальянский коннозаводчик Федерико Тезио. Он родился в Турине в 1868 году. Специального зоотехнического образования у него не было, но, по его собственным словам, лошадь всегда была смыслом его жизни.
В юности он много путешествовал по разным странам в поисках приключений. Ему довелось даже объезжать полудиких лошадей в пампасах вместе с индейскими гаучо. Вернувшись на родину, Тезио стал жокеем. На его счету участие в 503 барьерных скачках. Так что коннозаводством он занялся, когда уже достаточно долго проработал с лошадьми и хорошо знал скаковой мир изнутри.
Свою первую лошадь — чистокровную кобылу Велику — он купил на аукционе в Нью-Маркете в 1897 году и два года выступал на ней в скачках, а потом она поступила в маточный состав небольшого конного завода. Спустя год, на заработанные жокейским трудом деньги, он приобрел этот завод, который включал в себя несколько небольших ферм на берегу живописного озера Лого Маджиори в селении Дормелло на севере Италии в Альпах. Тезио выбрал именно это место из-за плодородной почвы (пастбища занимали 100 га) и умеренного климата. Средняя температура воздуха летом с июля по сентябрь не превышала +23градуса С, а зимой не опускалась ниже –4 градусов С.
Материальные ресурсы Федерико Тезио были весьма ограниченными, ведь он не занимался больше никаким другим бизнесом. Отчасти это связано с тем, что он никогда не стремился к максимальной рентабельности своего завода и всегда шел на любые расходы ради реализации своих идей. В заводе содержалось не больше 14 маток, от которых ему удавалось получить не менее 12 жеребят в год. Большую часть приплода Тезио продавал после ипподромных испытаний во Францию, Англию, Ирландию, на остальных всегда был хороший спрос в родной Италии. В производящий состав Тезио оставлял только кобылок собственного разведения, которых считал выдающимися и не продавал даже за хорошие деньги.
Основу завода составляли матки, приобретенные на аукционах Англии и Франции. При этом цена лошади никогда не пугала его, но и недорогие кобылки могли привлечь внимание вдумчивого коннозаводчика. Заранее, досконально изучив каталог аукциона, он выбирал молодых, пусть даже плохо скакавших или вообще не испытанных кобыл, ориентируясь, прежде всего, только на хорошее происхождение. В первую очередь его интересовала материнская сторона родословной. Тезио часто останавливал свой выбор на дочерях победительниц крупных традиционных призов, даже если они не выделялись по экстерьеру и скаковому классу. Как правило, Тезио не держал жеребцов в заводе, так как считал, что для каждой кобылы нужен специально подобранный для нее жеребец. Он ежегодно посылал своих лучших маток на случку с выдающимися производителями, постоянно обновляя генофонд своего завода. Но в годы войны, когда вывозить кобыл за границу стало не безопасно, Тезио оставил в заводе 3-х своих лучших жеребцов — Николо дель Арко, Беллини и Торбидо, от которых получал потомство не менее высококлассное, чем от импортных производителей.
Тренировочный центр в Милане, где Тезис работал своих лошадей, располагался на высоте 1500 метров, и разреженный горный воздух как нельзя лучше подготавливал лошадей к ипподромным испытаниям. Не смотря на то, что в то время влияние гипоксии на тренинг скаковых лошадей изучено не было, Тезио скорее всего интуитивно выбрал место для подготовки лошадей к скачкам, которое, как потом выяснилось, и послужило одной из составляющих легендарного успеха его питомцев.
Жена Федерико донна Лидия была его самым верным другом и помощником и принадлежала к числу тех женщин, которые разделяют наравне с мужьями не только их славу, но и каждодневный тяжелый труд. Она вела всю племенную документацию завода, каждое утро выходила с мужем на тренировочный круг, чтобы составить собственное впечатление о каждой лошади по ее резвым работам, постоянно присутствовала на ипподроме в дни скачек и прекрасно разбиралась в чистокровном коннозаводстве. Семья не держала в заводе ни управляющего, ни тренера. Тезио сам выполнял их функции, работая с лошадьми с раннего утра до позднего вечера. Имея большой опыт подготовки лошадей к выступлениям, — он всегда сам давал указания жокеям, как проехать в скачке, составлял графики резвых работ — Тезио прекрасно знал, что тренинг может только развить способности, заложенные природой, но не дать их.
Супруги получали со всего мира огромное количество книг и специализированных журналов по разведению и тренингу чистокровных лошадей, которые внимательно читали и анализировали. Обобщив большое количество теоретического материала и собственный практический опыт, Тезио написал книгу «Разведение скаковых лошадей», которая была переведена на все европейские языки, многократно переиздавалась и стала настольной книгой коннозаводчиков всего мира. После смерти Федерико донна Лидия продолжила дело своего мужа.
Тезио был эстетом по природе и, хорошо зная традиции чистокровного коннозаводства, где каждый уважающий себя коневладелец имеет в своем доме портреты своих питомцев, рисовал лошадей самостоятельно, причем весьма профессионально. Картины, изображавшие лучших его лошадей, украшали его виллу в Дормелло и тренотделение в Милане
В разведении Тезио придавал первостепенное значение трем факторам:
• инбридингу,
• отбору,
• сочетаемости кровей.
Генетическая сущность последнего фактора до сих пор не имеет теоретического обоснования в селекционной науке. Хотя такое понятие, как «золотые кроссы» существует в разведенческой практике с давних времен. Резвость и выносливость— основные качества скаковой лошади, определяющие ее успех в скачках, на практике часто противопоставляются друг другу. Тезио же считал, что между этими понятиями нет четкой границы и они носят чисто условный характер. Он отмечал, что одни и те же производители дают, как стайеров, так и спринтеров. Тезио также отрицал, что прыжковые качества лошади передаются по наследству, и на собственном опыте убеждался, что от лошадей, прекрасно зарекомендовавших себя в гладких скачках, рождались прекрасные стипльчезные лошади и наоборот. Тезио говорил, что прыгать не естественно для лошади, и она на свободе всегда старается обойти препятствие, иначе почему хорошо прыгающие лошади спокойно пасутся в леваде с невысокой оградой?
Опираясь на конкретный фактический материал, Тезио не боялся высказывать самые смелые и оригинальные мысли. Тезис был первым и единственным, кто попытался подойти к объяснению отдельных явлений и фактов с «биоэнергетической» точки зрения. Он интересно писал про искусственное осеменение, утверждая, что энергия жеребца не передается, в частности, он приводит пример «брака по любви» в чистокровном коннозаводстве. Конечно, кому-то подобные рассуждения покажутся наивными и вызовут улыбку, но ведь существует в народе известная пословица, что красивые дети рождаются только от истинной любви, тогда почему бы не предположить, что аналогичное чувство может быть присуще и животным, ведь их инстинкты гораздо сильнее, чем у человека.
Еще два главных критерия, которыми руководствовался Тезио, красной нитью прошли через его труды: первый из них — природа знает, что лучше. Всегда и во всем он предоставлял ей право первого голоса и избегал какой бы то ни было искусственности. Пастбища на его ферме были только натуральные, Тезио не признавал полив и мелиорацию, которые гонят траву в рост, но лишают ее силы. Его жеребята росли, как предписано природой: с полной свободой, обильным моционом и хорошей зеленой травой под ногами. Каждую осень Тезио отправлял их в более теплый климат.
Оценивая будущего скакуна, Тезио, в первую очередь, видел его природные качества. «Скаковая лошадь — это атлет, — писал Тезио, — поэтому, в первую очередь, у нее должны быть хороший костяк, мускулатура, кожа и сердце, а также ярко выраженная половая принадлежность».
Второй принцип, от которого никогда не отступал этот гениальный селекционер, заключался в строго индивидуальном подходе при работе с каждой лошадью. Планируя выступления своих питомцев на ипподромах, покупая кобыл и подбирая к ним жеребцов, он, прежде всего, руководствовался собственным впечатлением о лошади, составленным при непосредственном наблюдении за ней. Его методы разведения никогда не базировались на теоретических шаблонах, без учета индивидуальных характеристик живой лошади.
В первую очередь Тезис всегда обращал внимание на качество движений лошади. Просматривая свой молодняк, он отмечал не только легкость, свободу, грацию и энергичность движений жеребенка, но задавался вопросом: любит ли этот жеребенок двигаться, получает ли удовольствие от собственного бега. Тезио всегда иронизировал над людьми, которые, увидев чистокровную лошадь в деннике или на выводке в стойке, начинали расхваливать ее. Сам он никогда не делал окончательных выводов, не посмотрев лошадь под жокеем на галопе. Тезио вообще считал, что хороший жокей или вдумчивый опытный тренер гораздо точнее способен оценить племенной потенциал лошадей, нежели управляющий заводом, который, как правило, больше сконцентрирован на технологических вопросах кормления и содержания. Достаточно сказать, что за 40 лет он выиграл итальянское дерби 20 раз. Кроме этого его лошади ежегодно выигрывали крупные европейские призы в других странах.
Успех в любой профессиональной деятельности требует не только трудолюбия, но и определяется природными данными: музыканту нужен слух, певцу — голос, спортсмену — реакция, политику — гибкость мышления. А чем же должен обладать коннозаводчик? В первую очередь, конечно, поразительной интуицией.
Феномен Федерико Тезио заключался в том, что он от природы был в равной мере наделен как интуитивными, так и сенсорными способностями, Ему было одинаково легко прогнозировать племенную ценность лошади и чувствовать, что ей нужно в данный момент, чтобы проявить все свои лучшие качества. Это и определило его успех как коннозаводчика. Его лошади оказали существенное влияние на развитие чистокровной верховой породы в мировом масштабе, и именно их потомство составляет ядро генофонда чистокровного коннозаводства.
Донателло II стал одним из успешных продолжателей линии Блэндфорда, Кавальере д'Арпино продолжил линию Раблэ, дав беспроигрышно скакавшего Трагетто, ставшего отцом победителя приза Триумфальной Арки Нуччио и Беллини — деда Рибо. Самым выдающимся производителем ХХ века был Неарко, также рожденный в заводе Тезио в 1935 году. Он стал основателем своей собственной линии, занявшей господствующее положение в мире. Абсолютное большинство победителей крупных традиционных призов восходят к нему по прямой, мужской линии.
Американские коннозаводчики заплатили фантастическую цену, арендовав у наследников Тезио непобедимого скакуна Рибо, а именно 1 миллион 350 тысяч долларов за право заводского использования жеребца в течение пяти случных сезонов – с 1961 по 1965 год.
Федерико Тезио прожил вместе со своей супругой донной Лидией долгую и счастливую жизнь. Он скоропостижно скончался 1 мая 1954 года в возрасте 85 лет. До последних дней он сохранял достаточную бодрость и неплохое самочувствие. Еще накануне тренировал своих лошадей, готовя их к скаковому сезону. Наверное, каждый хотел бы уйти в мир иной именно так. Но мне смерть Тезио представляется глубоко трагичной. Дело в том, что ему не хватило года жизни, чтобы увидеть триумф своего самого выдающегося скакуна Рибо.