С доисторических времен человек пытается изображать лошадь. Каждый конник знает, как этот магический силуэт тревожит сознание, (рука сама тянется к гладкой поверхности) и робкие штрихи все повторяют заветный контур. Все, кто сталкивался с лошадьми, старались изображать их или иметь их изображения.
Историю коневодства и коннозаводства, историю кавалерии и конного спорта невозможно представить без изображения лошадей в скульптуре, живописи, графике и фотографии. Конечно же, историки и искусствоведы давно расставили свои вехи на бескрайнем поле «лошадиного искусства», (звучит неожиданно, но именно этот термин— EQUESTRIAN ART, — лошадиное искусство, принят теперь для названия жанра, о котором я веду речь). Так вот, одной из таких вех, безусловно, является английский художник ХVII века Джордж Стаббс. B действительности, Джордж Стаббс не просто веха, а скорее маяк! Анималистическая живопись считалась в его время стоящей как бы позади жанровой, пейзажной, батальной и портретной, так что выбор такого объекта для своего творчества, как лошадь, требовал от художника определенного мужества. Дело в том, что каждому жанру как бы соответствовало свое общественное положение. И Стаббсу удалось, а мы можем судить об этом с высоты веков, вывести своим талантом и трудом униженный жанр на самую престижную высоту.
«Джордж Стаббс — Великий художник», «Джордж Стаббс пишет лошадей» — эти два определения в свое время звучали бы как противопоставление. И тем не менее, он стал величайшим из английских лошадиных» художников мастером, оказавшим большее влияние на анималистическую живопись всего мира, чем кто-либо другой.
Он родился в Ливерпуле, в семье дубильщика, в 1724 году. Пятнадцатилетний Джордж был учеником у Хамли Уинстенли, но вскоре оставил учителя и перебрался на север Англии, став портретистом. Работая в Йорке, он изучал анатомию, давал частные уроки студентам медикам. Джон Бартон в 1751 году заказал ему гравюры — иллюстрации к своему ассе «К совершенно новой системе акушерства». В 1754 году Стаббс 3 месяца провел в Риме, что было необходимо для подтверждения общественного статуса художника.
В 1758 году он переехал в Хоркстоу, Линкольншир. Здесь прошел один из наиболее важных периодов его жизни и творчества. Он проделал колоссальную работу по изучению анатомии лошади. Приобретая мертвых лошадей, он подвешивал их в студии и препарировал, делая рисунки на всех стадиях, показывая мышцы, сухожилия, скелет. На эту нечеловеческую работу ушло шестнадцать месяцев. Трактат, названный просто «Анатомия лошади», был отпечатан и издан в 1767 году. В 1759 году Стаббс переехал в Лондон, где и утвердился как живописец. Его мастерство привлекает к себе важных покровителей: лордов Рокенхема, Гросвенура, Ричмонда, Болинброка, Графтона и Портленда. Для них и многих других он писал портреты лошадей, а также жанровые композиции.
Пик его деятельности приходится на 1760-е годы В зто время он был одержим одним сюжетом: лев, атакующий лошадь. Им было создано множество произведений на эту тему. В конце 60-х он начинает экспериментировать с эмалями.
В 1775 году Стаббс впервые выставил свои работы в Королевской Академии и был «обозван» академиками «анималистом». Сам Стаббс не всегда был уверен в правильности выбранного пути, но дух независимости, который отмечали в нем все его современники, не позволил ему отступать. К сожалению, неуважительное отношение критики к художникам, пишущим лошадей, коснулось многих (Сверчков, например, постоянно страдал от критики Стасова), при том, что художников, в полной мере постигших лошадь как объект своего творчества, не наберется и двух десятков за всю историю искусства. Бесспорный талант, глубокие знания и упорный труд убедили и современников, и потомков в том, что искусство Дж. Стаббса ставит его в ряд величайших художников как уникального мастера и основателя новых традиций в жанре иппологической или, проще говоря, лошадиной живописи. Конечно же, многие его работы дышат некоторой наивностью, свойственной живописи XVIII века. Конечно же, многое так и не стало подвластно ему, например, изображение фаз галопа, что стало доступным для художников лишь с появлением фотографии, в конце XIX века. И все же, Джордж Стаббс действительно тот самый маяк, который освещает и будет освещать путь художникам-конникам.