В седле сутки напролет
Симон Делестр родился 21 июня 1981 года на северо-востоке Франции в небольшом городе Мец в семье профессиональных конников. Его родители – Марсель и Магалис Делестр – держали собственную конюшню, кроме того, отец сам был конкуристом, успешно выступал на международной арене и на протяжении десяти лет тренировал юношескую сборную по конкуру. Неудивительно, что, перепробовав несколько видов спорта – футбол, теннис, дзюдо, Симон абсолютно закономерно остановил свой выбор на конном спорте. Его первый пони по кличке Панама-дю-Кассу родился всего на день раньше своего маленького хозяина. Именно вместе со своим четвероногим напарником Симон завоевал свою первую золотую медаль.
С того момента лошади полностью завладели воображением мальчика: он усердно тренировался и проводил в седле сутки напролет, когда же его спрашивали, есть ли у него другое хобби, он отвечал, что ни на что другое просто не хватает времени. Уже тогда Симон мечтал о медалях и на свой первый чемпионат Франции поехал в возрасте семи лет! Воля к победе и несомненный талант принесли свои плоды – только за время выступления в категории юниоров он выиграл 18 золотых медалей! К слову, любимица Делестра, пони по кличке Панама-дю-Кассу, давшая ему настоящий старт в жизни, дожила до 31 года и мирно скончалась в 2012 году спустя час, после того как спортсмен отпрыгал маршрут на Олимпийских играх в Лондоне.
Урожай медалей
Спортивная карьера талантливого юноши развивалась стремительно: выступая на пони, Делестр дважды завоевывал титул чемпиона Франции – в 1994 и 1995 годах; в 1999 году он стал чемпионом Франции среди юниоров и бронзовым призером чемпионата Европы среди юниоров. В этом же году Симон окончил университет, получив звание бакалавра. Миллениум ознаменовался для всадника золотой медалью среди юниоров на чемпионате Европы, и ведь это было только началом! «За год я провел в седле целых пятьдесят недель, и это только соревнования! – вспоминает Симон. – Я ездил по всему миру – Канны, Гонконг, Монако, Лос-Анджелес. Стартовал в трех крупных чемпионатах: Кубке мира, Кубке наций и Global Champions Tour».
Все последующие годы Делестр собирал самые престижные награды международных турниров, а в 2011 году ему предложили войти в резерв сборной на чемпионате Европы в Мадриде (Испания), где сборная Франции завоевала три серебряные медали. В том же году всадник успешно квалифицировался в финал чемпионата мира в Лейпциге (Германия) и стал шестнадцатым на лошади по кличке Кулетто. К концу 2011 года Делестр оказался в десятке рейтинга FEI Rolex, что позволило ему участвовать в финале Top Ten IJRC в Париже, где он финишировал восьмым на ольденбургском мерине Наполи дю Ри. Затем спортсмен участвовал в двух финалах Кубка мира, став десятым в Штутгарте и четвертым в Цюрихе. Тем не менее тогда ему не удалось попасть в финал в Хертогенбоше (Нидерланды).
Ложка дегтя
Отличные результаты следовали один за другим: победы в Longines Global Champions Tour в 2010 году, в том числе в Шантильи, Фалкенсваарде и Рио; первые места в пятизвездочных турнирах в Лионе и Париже в 2010 году, а затем в Базеле и Бордо. Все это позволило Делестру попасть в топ-10 лучших конкуристов мира, что очень впечатляет, учитывая его молодой возраст. Симон успешно квалифицировался и на Олимпийские игры 2012 в Лондоне (его тренером на тот момент был Хенк Нурен), где выступал в паре с 12-летним Наполи дю Ри. У этой пары были все шансы на призовое место, но во время прохождения маршрута на предпоследнем препятствии у уздечки лопнул повод, и Симон вынужден был сойти с дистанции – спортсмен получил шесть штрафных очков и занял 19-е место в индивидуальном и 12-е в командном зачетах. Тем не менее спортсмен сумел пережить все неприятности и готовится взять реванш на Олимпийских играх в Рио в этом году.
Еще одним неприятным воспоминанием Делестра стал турнир в Бордо, когда состояние здоровья четвероногого партнера заставило его изрядно поволноваться. На маршруте лошадь спортсмена – Кулетто – неожиданно занервничал, неровно зашел на систему и застрял в ней одной ногой. К счастью, ситуацию быстро взяли под контроль, и обошлось без травм, но спортсмен очень сильно испугался за своего друга.
Отпуск на конюшне
На сегодняшний день жизнь талантливого француза посвящена исключительно соревнованиям, а их у спортсмена случается до 500 в год! На вопрос, поедет ли Симон в отпуск, он отвечает: «В течение ближайших четырех лет – вряд ли. Возможно, в один прекрасный день я смогу позволить себе перерыв на недельку, это было бы неплохо для спины, а она у меня побаливает». Девиз Делестра: «Усерднее, лучше, быстрее, сильнее».
«Он настоящий трудоголик, – говорит о Симоне его отец. – Всегда ищет что-то новое и постоянно совершенствует технику езды». Когда спортсмена спрашивают, есть ли у него кумир, то он отвечает отрицательно: «Меня впечатляют, скорее, пары, например, Пьер Дюран и Жаппелу, Джон Витакер и Мильтон, Эрик Ламаз и Хикстед». Спортсмен известен и своей скоростью. «Наверное, у вас есть встроенные часы?» – как-то спросили журналисты Делестра в одном из интервью. «Нет, я просто люблю скорость во всем, чем занимаюсь, – рассмеялся Симон. – Будь то езда верхом, катание на лыжах или замена колеса, по крайней мере, когда у меня есть водительские права!» (Судя по этой реплике, их у Делестра частенько отбирают за превышение скорости). Несмотря на то, что спортсмен любит делать все быстро, он уделяет много внимания тому, чтобы как следует отшагать лошадь, и по максимуму работает своих подопечных. «Я ищу подход к каждой лошади, а не просто следую одной и той же системе, – рассказывает Симон. – Лошади, как люди, они все личности».
Золотой табун
Сегодня Делестр может похвастаться целой конюшней прекрасно стартующих лошадей. Одна из них – великолепный серый жеребец Кулетто (Кулер Рубен – Калетто), которому сейчас 16 лет. Он попал к Симону в семилетнем возрасте из конюшни Пауля Шокемюле и к настоящему моменту принес спортсмену не только целый ряд медалей в международных Гран-при, но и 14тыс. евро призовых. Еще одним верным спутником Симона на протяжении многих лет является ольденбургский мерин Наполи дю Ри (Балубэ дю Руэ – Сильвио I), благодаря которому в копилку спортсмена добавилось 18 тыс. евро.
Долгое время он считался одним из лучших и наиболее стабильно стартующих лошадей Делестра, но это не всегда было так. «Поначалу с Наполи очень сложно было найти общий язык, он показывал себя непростым партнером, особенно в молодости – с огромным трудом шел на контакт и пугался всего на свете, – признается спортсмен.– Он достался мне после Родриго Пессоа, и пришлось потратить немало времени, чтобы прийти к взаимопониманию. Несмотря на все трудности, я видел, что Наполи – очень талантливая лошадь, и я действительно верил в него всем сердцем. Думаю, он чувствует это, и с каждым днем становится все лучше и лучше. Правда, несмотря на то, что он проделал длинный путь, Наполи все еще может вернуться к старой привычке и занервничать, но я знаю, как с этим бороться».
Третий фаворит спортсмена – Осло дю Шале, жеребец от Конкорда и Жермино д’Эль. «Осло очень осторожный и сильный, он обладает всеми необходимыми качествами современной конкурной лошади, – говорит Делестр. – Он попал ко мне в возрасте четырех лет, а в 5, 6 и 7 он уже участвовал в чемпионатах в Фонтенбло. Осло дю Шале также работает как жеребец-производитель».
Сейчас основной лошадью спортсмена является 12-летний вороной жеребец французской верховой породы – Классик Буа Марго, который принес Делестру 276 тыс. евро.
Кот в мешке
«На данный момент я работаю около десяти лошадей, но у них есть совладельцы. Например, хозяин Кулетто также владеет долей Наполи. Если я беру коня в молодом возрасте, как правило, настаиваю на том, чтобы быть совладельцем. Для меня это важно, поскольку я вкладываю в подготовку лошади много сил и времени, – говорит спортсмен. – Сейчас в нашей конюшне около 45 лошадей, на 20 из них я езжу. Большая часть моих лошадей находится в возрастной группе от четырех до шести лет, но, к сожалению, у меня нет времени, чтобы работать их столько, сколько хотелось бы».
Симон часто ездит по турнирам, поэтому тренингом занимаются четыре берейтора и его отец. Чего же требует всадник от лошади? «Ответ прост: это качественные движения, хорошее здоровье и отличное воспитание, – улыбается конкурист. – Но вы не можете быть ни в чем уверены, когда дело касается лошадей. Здесь вообще нет никакой гарантии». Делестр даже пробовал немного заниматься разведением, но потом забросил это дело: «У меня была действительно хорошая кобыла с отличной родословной, которая также преуспела в спорте. Я покрыл ее хорошим жеребцом, но результат оказался совсем не таким хорошим, как я надеялся. Заниматься разведением непросто, вы никогда не будете точно знать, что получите, поэтому я предпочитаю лошадей покупать».
За кулисами конкура
Несмотря на большую занятость, спортсмен отлично сумел устроить и свою личную жизнь. У него есть красавица-жена Магали, а 21 августа 2012 года, в олимпийский год, родилась дочка Луна. Отцовство не помешало Симону вести такой же активный образ жизни: «Мы адаптировали жизнь малышки к нашей, она много путешествует и чувствует себя прекрасно». Делестру повезло: супруга поддерживает его всегда и во всем: «В настоящее время моя главная обязанность – присматривать за Симоном, следить за его душевным покоем, – рассказывает Магали. – Я просто должна быть рядом, чтобы утешить, подбодрить, успокоить, помочь ему в нужный момент. Мне нравится ловить его эмоции и разделять с ним настроение». Делестр нашел время и для другого хобби – дизайн: вот уже четыре года он сотрудничает с известным домом моды Hermès. Вместе они занимаются разработкой и выпуском конной амуниции и экипировки (здесь Симону помогает жена, они обсуждают модели и выбирают кожу). Так, недавно Делестр выступал в качестве консультанта, а затем и протестировал новое седло Hermès Talaris.
Только вперед
О чем-то ином, кроме лошадей, спортсмен не задумывается: «Я с детства мечтал стать чемпионом и не вижу себя кем-то иным. У меня есть все шансы реализовать свои мечты». Считается, что карьера суперуспешного конкуриста мирового класса не так длинна, но Делестр не видит для себя другого будущего: «Я надеюсь оставаться на самом высоком уровне как можно дольше, пока будет позволять физическое здоровье, всегда буду держать лошадей. Я не вижу себя скатывающимся в низы турнирной таблицы – если это произойдет, то в один прекрасный день я хотел бы навсегда уйти с арены».