Она была красивой необычайно: перед ее грацией, прелестью и обаянием никто не мог устоять. В нее влюблялись учителя, одноклассники, сокурсники, профессора ее родной «Суриковки», восхищались подруги, на нее оглядывались изумленные прохожие.
Природа оказалась щедрой к Роксане Кирилловой, одарив ее к тому же стойким характером, огромной трудоспособностью и талантом творца. Причем, талантом цельным и имеющим точный вектор, которому она следовала всю жизнь: Роксана лепит только животных, отдавая предпочтение лошадям.
Конечно, это простое совпадение, но получилось так, что Роксана живет как раз напротив Московского ипподрома, из окон ее квартиры видна установленная перед главным входом на ипподром скульптурная композиция - фонтан «Мальчики, купающие коней», полная динамики и экспрессии, исполненная скульптором в реалистической манере.
Впервые я переступила порог квартиры Кирилловой нынешним летом, поскольку была приглашена помочь Роксане в разговоре с руководителями французской Ассоциации рысистых лошадей. Надо было видеть восхищение гостей работами хозяйки дома! Результат визита был плодотворным — французы заказали скульптурный портрет их знаменитого рысака по кличке Кико и пригласили Роксану выставить ее работы в зале Винсенского ипподрома в Париже.
У меня глаза разбегались от обилия конных фигурок, групп, целых композиций, этюдов, которыми были заполнены снизу до верху стенные шкафы, стеллажи, полки. Оказалось, что лишь незначительная часть работ была выставлена Роксаной на недавней выставке в Доме скульптора. Успех ее экспозиции был явным: люди подолгу стояли возле ее скульптур, зачарованно любуясь чемпионом римской Олимпиады Абсентом; безудержно стремящейся к финишу Гугеноткой в руках наездницы Аллы Ползуновой; смышлеными мордочками двух эрделей, «оседлавших» безропотного коня Яшу; играми медведицы и медвежонка, горбоносой Горянкой, первый отлив которой в бронзе красуется во французском замке Монтбуасье: Роксана Кириллова изваяла животных такими обаятельными, искренними и одухотворенными, что все они вызывают в сердцах какой-то особенный прилив нежности и благодарность художнику за ее зоркий взгляд, за любовь к животным, за ее милосердие.
«Классиком» назвал на открытии этой выставки Роксану Кириллову маститый скульптор Юрий Орехов, поставив ее в один ряд с Клодтом, Лансере, Трубецким. И вот новая встреча. Мы сидим с Роксаной на Тверском бульваре — чирикают воробьи, играют дети, задумчиво смотрит Пушкин, и мне кажется, что он заинтересованно слушает рассказ этой прелестной женщины о ее жизни, ее творческом пути, о ее любимых моделях. «Сколько помню себя, больше всего на свете я любила лошадей: смотрела на них часами, думала о них, рисовала, лепила. Мама мне говорила:
«С картинок рисовать не надо. Иди смотри на живую лошадь и рисуй». А было мне тогда чуть более трех лет. Игрушки меня совершенно не интересовали, зато, увидев в гостях статуэтку лошади каслинского литья, уже не могла от нее отойти. Однако, никогда не думала, что ваяние станет делом всей жизни. Все твердили о моей одаренности, каждый учитель уговаривал идти по его стопам. Но как легка и безумна юность! Школа закончена, 21 июня 1941 года был выпускной бал. Мне казалось, что впереди только радость и счастье. Но получилось так, что впереди была война — Пришлось быстро принимать решение, где учиться?
Вспомнились тогда слова друга, при виде моих лошадок и зверушек он сказал: «Ты должна быть художником!». Кое-что слепила, взяла чужие рисунки. Экзаменационная комиссия была снисходительной и допустила до вступительных экзаменов, которые я успешно сдала (наверное, моя необыкновенная красота помогла, — смеется Роксана).
Моя учеба в Суриковском пришлась на суровые, холодные и голодные годы войны, но я увлеченно занималась живописью, литографией, рисунком и, конечно же, лепкой. Я с благодарностью вспоминаю своих учителей — Н. Н. Радлова, А. Т. Матвеева, Г. А. Шульца, Р. Р. Йодко. Получала я тогда даже стипендию им. Репина.
Лошади же всегда были на первом месте, я и сама начала ездить верхом, познакомилась со знаменитыми тогда конниками Александрой и Елизаром Левиными, сделала и подарила им их скульптурки на Пальме и Вернись. На диплом вышла с проектом памятника легендарному командиру конного полка Доватору. Помню, А.Т.Матвеев возмущался: «Роксана, Вы же памятник Доватору делаете, а не его лошади!» Видимо, я все внимание уделала не седоку».
— А личная жизнь, любовь в эти молодые годы?
— О! Влюблена я была всегда — Правда, мой первый брак длился только два года. Я вся ушла в работу, была сразу же после защиты диплома принята в МОСХ, участвовала во всех всесоюзных выставках, потом пошли международные. Встретилась со своей судьбой — скульптором Иосифом Ивановичем Козловским, большим мастером, вот с ним я и создала дом своей мечты в поселке художников Пески. Здесь началась история с Яшей, трехмесячным жеребенком, которого нам подарили. Поначалу я отказалась, но муж напомнил: «Ты же всегда хотела иметь лошадь, подумай». Я подумала-подумала — ладно, возьму, но с испытательным сроком на один год. Оказалось, что это была не лошадь, а настоящее сокровище. Как с ним расстаться? Вот он и прожил в Песках 29 лет. Я даже не подозревала, что я воспитатель отменный — научила его всему, чему можно научить лошадь и собаку.
Он искал и находил мои пропажи: потеряю ключи и в отчаянии к нему: «Ищи ключи! Ищи, ищи!» Начинает он ходить по двору, копытом чиркает по земле и — о, чудо! — звякнули ключи. А вот едем по лесу, слетела у меня с головы шляпа: что же вы думаете? Остановится Яша и зубами ее поднимет. В последние годы у меня уже не было нужды ни в уздечке, ни в седле — этот дивный конек лишь по моим словам знал, в каком направлении нужно идти. Трудно поверить насколько умен был Яша: вот я наблюдаю за ним, а он берет в зубы мешок с комбикормом и несет его в конюшню. «Какая же ты умница», — говорю ему, а он на меня глазами поводит: «Понимаю, мол, спасибо!»
Вот тут уже на скверике Тверского бульвара все оглядываются на двух хохочущих во весь голос женщин. У меня слезы текут от смеха. Ведь Рок сана не только изображает Яшу, но и произносит его «слова», меняя свой голос до баса.
Много занятных историй рассказала мне Роксана про Яшу. Я лично поверила, что оно так и было: что лошадь ложилась, чтобы хозяйке было легче сесть в седло, что играл с кошками и собаками, великодушно снисходя до их забав, позволяя им кататься на себе, бегал за ними, шутливо брыкался.
Мы с Роксаной насчитали несколько десятков работ, изображающих Яшу, сначала маленьким жеребенком, а потом уже постаревшим и погрузневшим. Вот Яша зимой — с густой шерстью и длинной гривой, а в скульптурной группе «Моя семья» он предстает главой и центром семьи, а к нему прильнули доверчиво и трогательно кошки и собаки. А есть одна удивительная скульптура еще одного Яши, которая принесла Роксане много побед на творческих конкурсах. Она называется «Наездники» и изображает двух шаловливых эрделей, сидящих верхом на Яше, озорно и победно поглядывающих вокруг.
Не счесть «табунов», изваянных Роксаной Кирилловой. Такие сложные композиции как «На просторах Подмосковья», «В Сельских степях» можно поставить в один ряд с работами Е. Лансере и Клодта. И все же венцом ее творчества можно считать совместную работу с мужем, скульптором И. И. Козловским и его сыном А. И. Козловским над памятником Александру Невскому, в пригороде Пскова на горе Соколиха (архитектор П. С. Бутенко). Три скульптора, три больших ху дожника вложили в это произведение всю силу своего таланта, любви к родной земле, к народному герою. Этот памятник был открыт летом 1993 года. Иосифа Ивановича к этому времени уже не стало, и на плечи этой хрупкой женщины и Александра Иосифовича Козловского легли работы и заботы по окончательному монтажу этого поразительного по своей художественной выразительности монумента. Его открытие стало значительным событием на Псковщине, на торжественный акт приехали глава правительства России В. С. Черномырдин и представитель Московской Патриархии. Впрочем, создание памятника Александру Невскому на горе Соколиха, отношение к нему местных властей и псковитян, это — тема отдельного — большого и интересного разговора. Сейчас нам кажется важным услышать саму Роксану.
— Иосиф Иванович сделал все, чтобы подчеркнуть архитектурность и архитектоничность этой работы. Ее истоки — русское зодчество. Александр Невский смотрится в своем шлеме, как колокольня, а эти щиты воинов, сплотившихся вокруг героя-всадника, смотрите, воспринимаются, как закомары, столь характерные для русских храмов. Мы с Сашей в самые трудные дни, когда уже сил никаких не было, ощущали поддержку и людей, и Всевышнего. Это великое счастье сделать такой монумент. Можно казать, что жизнь прожита не зря.
— А кто послужил моделью для лошади Александра Невского? — спрашиваю.
— Как «кто»? Конечно же, Яша. Правда, лебединой шеей, для «сказочности», я уже сама наградила свою чудесную модель, моего любимого незабвенного Яшу. Вот так навеки-вечные вознесла эта лошадь Александра Невского над псковской землей, вместе с ним охраняя и защищая ее.
Асия Хайретдинов