В прошлом году исполнилось 196 лет со дня рождения выдающегося скульптора середины XIX века Петра Карловича Клодта. Он вошел в историю, как создатель всемирно известных конных групп Аничкова моста, памятника баснописцу И.А.Крылову в Летнем саду, конной статуи для монумента Николаю I в Санкт-Петербурге и многих других замечательных произведений. Важнейшей темой творчества П.К.Клодта было изображение лошадей.
Многовековая история семейства Клодт дошла до нас благодаря документам, собранным и написанным сыном скульптора - М.П.Клодтом. Главным среди них можно назвать «Родословную семьи Клодт фон Юргенсбург», составленную на немецком языке в марте 1852 года.
Отец Петра Карловича Клодта - генерал-майор барон Карл Густав, взявший себе русское отчество Федорович, провел «почти всю свою службу в походах и сражениях с неприятелем: в Польше, за Кубанью, в Молдавии и Валахии, при взятии Тулчи, Исакчи, Измаила... участвовал в битвах при Смоленске, при Бородине, при Малом Ярославце, при взятии крепости Шпандау... и при Лейпциге». Он был женат на Елизавете-Шарлотте-Авроре фон Фрейхольд. У них родились две дочери и шесть сыновей, из которых Петр Карлович был вторым. Он родился 24 мая 1805 года в Санкт-Петербурге и был записан с двойным именем Петр Яков. После 1814 года, когда барон Карл Густав был назначен начальником штаба отдельного Сибирского корпуса, семья переехала в Омск, где отец скончался в 1822 году.
В тот же год семейство Клодтов вернулось в Петербург. 14 апреля 1823 года Петр Клодт «вступил» в Петербургское Артиллерийское училище юнкером. За скупыми фактами, зафиксированными в архивных документах, стоит целый отрезок жизни Клодта, о котором мы знаем необычайно мало. В 1825 году он был произведен в портупей-юнкеры. По окончании курса в Артиллерийском училище, будучи 19 лет от роду, произведен в прапорщики. «С Высочайшего Его императорского Величества соизволения за болезнью от военной службы уволен подпоручиком 20 декабря 1827 года», - свидетельствуют архивные документы.
Именно в эти годы решался важнейший вопрос выбора профессии. Получив отставку, Клодт был принят в число пенсионеров Общества поощрения художников. По высочайшему повелению Государя Императора в 1829 году профессорам Академии были показаны три первых рисунка, выполненных Петром Клодтом. С этого времени он становится вольнослушателем Академии художеств и полностью посвящает себя скульптуре.
Еще находясь на военной службе, Клодт делал графические силуэты животных из черной бумаги, вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, с безукоризненной точностью выполнял все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая из волос хвост и гриву.
Большой популярностью пользовалась выполненная им в 1830-е годы статуэтка «Кавалерист». Клодт создал ее по заказу Николая I для украшения письменного стола императрицы Александры Федоровны.
Важнейшие события в биографии скульптора произошли в 1833 году. Была успешно завершена его первая монументальная работа - шестерка коней для Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. 25 мая 1831 года комиссия по строительству Нарвских ворот приняла первую модель коня, вылепленную Клодтом из глины, которая была доставлена на петербургский Александровский литейный завод. Мастер И.Прат, под руководством М.Е.Кларка, выбил из медных листов фигуры четырех коней, точно воспроизведя модели Клодта. Однако, когда четырех коней и колесницу установили на аттике Нарвских ворот, стало ясно, что группа «не соответствовала великолепию сооружения». В марте 1833 года было принято решение о создании еще двух коней, с новым заданием Клодт справился успешно и быстро. 26 сентября того же года архитектор В.П.Стасов доложил о «совершенном окончании» Нарвских ворот, торжественное открытие которых состоялось 18 августа 1834 года. Как отмечалось в 1848 году в «Иллюстрации»» «... почти непостижимо, как возможно было непривычному, неопытному, занимавшемуся тонкими, миниатюрно-совершенными работами, не растеряться в колоссальности размеров монументальных коней, не быть измяту этим шестериком? Барон вышел победителем».
В ноябре того же года состоялось венчание П. К. Клодта с Иулианией Ивановной Спиридоновой, племянницей А.А.Мартос - жены скульптора Мартоса.
Узнав о перестройке Аничкова моста через реку Фонтанку, Клодт предложил оформить его своими конными группами, которые бы эффектно смотрелись с Невского проспекта, Николай I утвердил эту идею к реализации. После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные отливы отправили в Берлин в качестве подарка Фридриху Вильгельму. «По доставлении в Берлин подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп пожалован от Его Королевского Величества кавалером ордена Красного Орла 3 степени» 14 августа 1842 года в Сан-Суси. Находясь в Германии, П.К.Клодт писал А.П.Брюллову: «Ласка и уважение здешних лучших художников, конечно, мне очень приятны, но не могут заменить мне ласк жены и детей. Ничто не может сравниться с тихою семейною жизнью. С каким удовольствием смотрю я здесь на детей и в каждом ищу сходства с моими!».
1 апреля 1843 года Клодт «за отличное исполнение конных групп, сделанных им вновь для Аничкова моста, Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Анны 3 степени». А в июле 1846 года за те же группы, отправленные в Неаполь, пожалован от Его Величества короля Неаполитанского кавалером ордена Св. Фердинанда. Почти двадцать лет длился вдохновенный и кропотливый труд ваятеля. Конные группы гениально просто соединены одним сюжетным замыслом - взяты четыре момента укрощения необъезженной лошади.
Одним из скульптурных символов Петербурга заслуженно признан памятник Николаю I, ставший украшением Исаакиевской площади. Самая яркая страница в истории создания памятника - работа Клодта над конной статуей. В январе 1857 года произвели торжественную закладку памятника, как отмечала пресса тех лет, в присутствии «Государя императора и Августейшего дома».
В декабре 1856 года Александр II рассматривал модель конной статуи и пожелал «изменить аллюр лошади с левой ноги на правую, козырек у каски уменьшить, самую каску надеть несколько назад, ботфорты сделать мягче, эполеты же и правый рукав выше локтя немного полнее». 12 декабря Совет Академии художеств, согласившись с замечаниями Александра II, одобрил конную модель.
В апреле 1858 года Клодт отливал конную статую Николая I. «Отливка эта, произведенная бароном Клодтом по воску, была неуспешна: форма не выдержала напора металла, расплавленного в количестве до 1300 пудов, в ней образовалась трещина, в которую вытекла значительная часть бронзы, и некоторые части фигуры остались не наполненными. По докладу об этом Государю Императору, Его Императорское Величество благоволил разрешить вторичную отливку поручить опять барону Клодту и вознаградить его за понесенные им при этом издержки». 21 февраля 1859 года конная статуя была отлита П.К.Клодтом вторично и успешно.
Обычно все, кто обращался к описанию статуи Николая I, отмечали техническое мастерство выполнения сложнейшей задачи - постановки коня на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на лучшем заводе в Олонецкой железные подпоры (весом в 60 пудов, стоящие 2000 руб. серебром).
После того, как конная статуя была отлита, необходимо было приступить к ее доставке на место установки. В «Русском художественном листке» за 1859 год находим следующие сведения: «Эта статуя отливалась в литейной Императорской Академии художеств и, по размерам своим, не могла быть вывезена из мастерской обычным путем в ворота; но для появления на свет нового произведения нашего знаменитого ваятеля должны были проламывать стену. Сама постановка статуи на пьедестал представляла много любопытного; эту страшную массу подняли канатами на высоту до 4 сажень и поставили сперва на подмостки, находившиеся сбоку над лесами, окружавшими пьедестал; потом эти подмостки подкатили на колесах к тому месту, где должна была стоять статуя, и, наконец, уже опустили ее на мраморный пьедестал».
25 июня 1859 года состоялось торжественное открытие памятника. Этот исторический момент изобразил на акварели художник В.С.Садовников.
Важное значение Клодт придавал работе над небольшими эскизами, изображавшими лошадей, над созданием которых трудился все свободное время. Выполненные как подготовительные этюды, они имеют ценность самостоятельных произведений и поражают виртуозной лепкой из воска. Многие конные композиции были переведены самим скульптором в бронзу и стали изысканными камерными произведениями. Редчайшего эффекта передачи коня в движении, опирающимся на одну ногу, достиг Клодт в статуэтке «Генерал-майор Ф.И.Лефлер».
Клодт отливал из бронзы такие известные монументальные произведения, как памятник Петру I в Кронштадте (1841; по модели Н.Жака), памятник Н.М.Карамзину в Симбирске (1845; по модели, исполненной по эскизу С.И.Гальберга А.А.Ивановым, К.М.Климченко, Н.А.Рамазановым, П.А.Ставассером), памятник Г.Р.Державину в Казани (1847; по модели, выполненной по эскизу С.И.Гальберга Н.А.Рамазановым), Св. Князю Владимиру в Киеве (1853; по модели В.И.Демут-Малиновского), атаману М.И.Платову в Новочеркасске (1853; по модели Н.А.Токарева) и другие.
В Государственном Русском музее имеется уникальная коллекция произведений Клодта. Его составляют скульптуры, рисунки и архитектурные документы, принадлежавшие его семье. Особую ценность представляют 16 собственноручно вылепленных им восковых работ. В 1897 году они были среди первых поступлений из Академии художеств в Музей императора Александра III. Обширно и разнообразно собрание бронзовых отливов, выполненных Клодтом как по собственным восковым оригиналам, так и по моделям других мастеров.