Известные люди: Кантемиров Мухтарбек. Из рода джигитов

 Пока встречаются в мире такие источники доброой энергии и красоты, как Мухтарбек Кантемиров, можно верить, что мир этот выстоит, выправится, обретет утраченную гармонию…

 Он из славного рода осетинских джигитов Кантемировых - цирковых наездников и каскадеров. Основатель династии - Алибек Тузарович Кантемиров начинал еще до революции - конмальчиком в Пятигорске, а стал создателем отечественной школы джигитовки и конных трюков в кино, постановщиком конно-цирковых программ, прославивших советский цирк во всем мире. Труппе «Али-Бек» рукоплескали зрители многих стран Европы, Америки, Азии... Алибек Кантемиров воспитал сотни учеников, достойных продолжателей традиций школы, и первыми среди них стали сыновья - Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек, непревзойденные наездники, первые исполнители конных трюков в кино и на арене. Унаследовав от отца дело всей жизни, они пошли по нему собственными путями, что закономерно в любом творчестве, когда у настоящего художника появляется свое видение,свои планы, свои мечты...

    Днем рождения театра «Каскадер» можно считать 28 августа 1987 года, когда в Гаграх состоялась премьера с программой «Легенда о Золотом Руне». А появился театр, естественно, несколько раньше - стараниями, прежде всего, самого Мухтарбека Кантемирова с группой единомышленников, при активном содействии председателя Федерации конного спорта СССР Михаила Семеновича Буденного и дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Виктора Васильевича Горбатко, также заядлого конника. По их ходатайству, Моссовет дал разрешение Госкомспорту СССР, главной задачей которого являлась подготовка лошадей олимпийского резерва. Откуда наши ведущие спортсмены могли бы выбирать себе уже подготовленного партнера. При Центре был создан конный театр «Каскадер», в обязанности которому вменялась пропаганда конного спорта и содействие кинематографу в организации конных трюков и сцен. 
     За казенной сухостью формулировок скрывался упорный труд по созданию зрелищных программ и съемки в ряде известных фильмов. Первые же выступления - в стране и за рубежом, принесли труппе широкое признание и любовь зрителей. В 1988 году- первые и успешные гастроли в Болгарии.В 1989 году - турне по Западной Германии, когда немцы восторженно рукоплескали «русским джигитам». И в том же году поездка во Францию, во время которой «Каскадер» стал обладателем Гран-при на фестивале нетрадиционных театров в Гренобле. Согласитесь, ошеломляющее начало! 
ЗМ: Мухтарбек, как у Вас появилась идея организовать такой театр, где лошади наравне с людьми являются артистами и создают сценические образы? 
МК: Идея эта, вернее мечта, зародилась еще у нашего бати (так, по-домашнему, Кантемировы называют своего великого отца). Ему всегда было тесно в 13-ти метровом радиусе цирковой арены, его стихия - это масштаб, простор, зрелищность... Хорошо, что хотя бы мы осуществили эту мечту! Быть только наездником в «Каскадере» недостаточно. Все артисты труппы - разносторонние спортсмены - гимнасты, акробаты, мастера рукопашного боя... В этой универсальности залог успешной работы. И она приносила все новые и новые плоды... 
     В 1990 году в Санкт-Петербурге театр представил на суд зрителя свою новую программу «Россия в седле», а уже в следующем году в Лужниках, на Малой спортивной арене состоялась премьера под названием «Прощай и здравствуй, Русь!» Зта программа заслужила восхищение тысяч зрителей и явилась одним из лучших достижений в творчестве коллектива. 
      Но, как всегда бывает в России, любой успех имеет и обратную сторону, скрытую от зрителей, но весьма важную в повседневной жизни театра. Проблемы «перестроечного» периода особенно больно сказались на культуре. Лишенные государственных субсидий и правовой поддержки, артисты вынуждены были собственными силами «держаться на плаву». «Каскадеру» было еще труднее, потому что прежде себя «Кантемировцам» приходилось заботиться о своих четвероногих партнерах, А ведь самого главного - собственной базы у коллектива не было, а значит не было нормальных условий содержания, нормальных тренировок, нормальной жизни... 
     В далеком уже 1989 году «Каскадеру» выделили, было, по решению городских властей, тот самый четвертый павильон в Сокольниках, где ныне прошла выставка «Эквирос-99», но чиновничья администрация парка попросту выжила нежелательных постояльцев самым варварским способом - отключив в зимнюю стужу все коммуникации, Пришлось мыкаться уникальному театру «по городам и весям», арендуя у разного рода хозяев и хозяйчиков, часто не добросовестных, помещения для лошадей и реквизита. Сами артисты по привычке, а вернее, по установившейся у нас дурной традиции, ютились по углам да вагончикам - в невозможных, порой условиях. 
     В 1993 году правительство Болгарии через «Балкантурист» пригласило артистов на новые гастроли, Близ Варны, на известном курорте Золотые пески, специально для них была построена площадка под названием «Конный пикник». Выступления наших наездников, красочные костюмированные программы привлекают и местных жителей и иностранных туристов, становятся «гвоздем» курортной программы. И намеченное на ноябрь 1993 года возвращение в Москву отменяется. 
     Болгарский период истории театра растянулся на целых шесть лет, в течение которых лишь однажды москвичи могли увидеть своих любимцев - в 1997 году на праздновании 850-летия Москвы, где «Кантемировцы» изображали древнерусских князей и дружинников в праздничном шествии по Тверской и в городе Дмитрове, а сам Мухтарбек Кантемиров в роли Юрия Долгорукова вручил мэру Москвы символический меч в знак единения всех русских земель. 
     Работая Болгарии, артисты театра тесно контактировали с коллегами из болгарской Федерации конного спорта (являясь ее коллективным членом), и болгарского Иппик-клуба. Наши джигиты помогали ставить конные трюки и баталии местным режиссерам, Труппа «Каскадер» обеспечивала культурную программу на Кубке Мира по конкуру в Пловдиве, передав весь гонорар в детские дома Варненского округа, Наши парни и девушки пользовались любовью зрителей и поддержкой властей Варны, На площадках, где выступали «Кантемировцы», звучал шквал аплодисментов и дружное - Браво, братушки! 
     Долгожданное возвращение «Каскадера» на родину состоялось летом этого года. И она встретила артистов... полным беспределом! На брянской таможне, несмотря на все не-обходимые документы, предоставленные руководством труппы, фургоны с лошадьми продержали в отстойном тупике четверо суток! Это в июньскую жару, вымогая с артистов деньги за каждое ведро воды... Для сравнения скажем, что в Болгарии и лошадей и имущество театра погрузили бесплатно - в знак добрых чувств и благодарности... И все-таки дом есть дом - хотелось поскорее встретиться со зрителем, показать новые наработки, пообщаться с коллегами. И тут «Каскадеру» крупно повезло - под свое крыло труппу взяло, или спасло, как хотите, МЧС России -спасатели Сергея Шойгу. По взаимной договоренности на базе Академии гражданской защиты МЧС в Новогорске (Химки) будет размещен учебный конноспортивный центр - конюшни, манежи, подсобные помещения, Здесь курсанты-спасатели будут овладевать навыками верховой езды и работы с конем в условиях бездорожья и труднодоступных районов - всюду, где требуется помощь попавшим в беду людям...


       В числе преподавателей такие мэтры конного дела, как Ирбек и Мухтарбек Кантемировы, опытные наездники из труппы театра Ну и конечно, кроме этого, будут выступления и новые программы. Все артисты, в хорошем смысле, фанаты своего дела. Театр для них - дом родной, а труппа - единая семья. Иначе здесь и нельзя, лошади забирают человека всего, без остатка. У конников не бывает свободного времени, в общепринятом понятии. И ребята, и девушки привыкли к самообеспечению, и с равным успехом выполняют любую работу. Все им по плечу - стачать сапоги, перетянуть седло, отклепать наборную сбрую или пошить папаху...Конечно же, сами кормят, лечат, чистят, куют своих подопечных. А еще - косят, отбивают денники. Здесь царит единение и взаимовыручка, а общаться с «кантемировцами» просто удовольствие. С какой радостью рассказывают они о театре, о товарищах, о лошадях... Здесь редко говорят «Я», чаще - «МЫ». Общая черта - огромное уважение к Мухтарбеку- и как к личности, и как к профессионалу. В свои шестьдесят с лишком, он во многом служит примером, поражает отличной спортивной формой - выступает в номерах джигитовки - рубит лозу и лихо вращает шашки в обеих руках... 
ЗМ: Мухтарбек, что помогает Вам сохранять такую форму - наследственность рода джигитов или специальные тренировки? 
МК: Ну, наследственность, конечно, сказывается - батя прожил до 94-х лет и с коня не слезал чуть не до последнего дня. Но трудиться, конечно, необходимо - все мы занимаемся на снарядах, качаемся, бегаем. Лично я не курю и не пью спиртного, что и другим советую! Ведь джигит - это не просто умение держаться в седле. Это, прежде всего, духовность, кодекс чести, заложенные внутри тебя. Это, если хотите, образ жизни...
    Сам Мухтарбек Кантемиров на коне с малых лет, в совершенстве овладел искусством верховой езды, джигитовки и конных трюков. Вместе с братьями и другими членами труппы «Али-Бек» он снялся в большинстве фильмов, прославившихся конно-батальными сценами. Читателю и зрителю, неискушенному в такой специфике, он наверняка знаком по прекрасному телефильму «Не бойся, я с тобой!», где обаятельный Мухтарбек сыграл одну из главных ролей в компании с Львом Дуровым и звонкоголосым Поладом Бюль-Бюль Оглы. 
ЗМ: Мухтарбек, как Вы строите работу с лошадьми, Ваши принципы подготовки четвероногих артистов? 
МК: Лично я выбираю лошадей по глазам, далеко не каждый жеребенок способен стать артистом. Необходим особенный характер, ум. Обычно мы берем трехлеток, уже прошедших первоначальную заездку, Наше обучение основано на разумном сочетании ласки и терпения со строгостью. Жестокое обращение или сюсюканье в равной степени портит лошадь, а джигиту, каскадеру нужен конь-друг - послушный, верный, который не подведет в трудную минуту. Многие лошади становятся просто выдающимися личностями, вспомните, хотя бы, феноменального Буяна, известного по фильму «Смелые 
люди». После съемок этот полюбившийся всем красавец и умница был оставлен в труппе «Али-Бек», где и прослужил верно почти три десятка лет, похоронен с почетом на своей родине - в Терском конном заводе... Нынешний конь Ирбека - Асуан, тоже араб и тоже очень талантлив. 
    Мухтарбека дополняет директор труппы Анатолий Клименко: «Все лошади у нас - жеребцы. Это помогает избежать определенных трудностей в содержании и работе, но мы никогда не кастрируем их, чтобы не снизить импульса, азарта лошадиного сердца. И еще мы никогда не сдаем «старичков на колбасу», обязательно пристроим в спокойное местечко с хорошим уходом. Например, в будущем учебном центре Академии МЧС, учебная группа будет составлена из наших лошадок…» 
       Стоит вспомнить добрым словом и терского жеребца 
Барса, попросту, Барсика (о нем мы писали в пилотном номере нашего журнала), уже десяток лет выходящего на сцену «Ленкома» в известном спектакле «Поминальная молитва». Сначала вместе с Евгением Леоновым, а ныне с Владимиром Стекловым, Артисты «Каскадера» подарили Барсика театру Марка Захарова,и теперь четвероногий артист вполне официально проживает во дворе «Ленкома», в специальной пристройке, где ежедневно вместе с овсом и сеном потребляет изрядную толику бутербро-
дов, щедро поставляемых из театрального буфета сердобольными коллегами... 
     Люди в «Каскадере» словно драгоценные фрагменты общей мозаики - убери или затушуй кого - и сразу померкнет вся картина. Что сразу бросается в глаза - простота, открытость, полное отсутствие «звездности», хотя звезд здесь хватает. Многие снялись не только в трюковых сценах, но и в главных ролях у известных режиссеров. 
      После съемок своего «Тихого Дона» Сергей Бондарчук особо отметил работу конных каскадеров. Такого же мнения о «Кантемировцах» и автор «Сибирского цирюльника» Никита Михалков.В завершении беседы мы задали Мухтарбеку Кантемирову вопрос о том, каковы перспективы у его детища - конного театра «Каскадер». 
МК: Цирк начинался с лошади, и без нее сильно обеднеет. Наш отечественный цирк встречает свое 80-летие практически без конных программ - костюмированных пантомим, дрессуры, джигитовки. Причины этому известны - дороговизна постановок. И тут необходима государственная поддержка, иначе конный цирк станет лишь историей. Театры, подобные нашему, где в труппу входят и наездники, и танцовщики и оригинальные трюковики, имеют больше шансов выжить. У нас более широкие возможности общения со зрителем, разнообразнее репертуар - но и мы испытываем огромные трудности, и нам нужна поддержка. Мы все-таки верим, верим в хорошее...