Известные люди: Толстой Л.Н.: Лошади Льва

Автор: А.Мезенева
Номер журнала: ЗМ №4(83)2009

Многие писатели и поэты в свое время поднимали тему жестокости общества... Будь то жестокое обращение с человеком или же с животным. Для многих эта тема в творчестве становилась ключевой. Именно таким писателем был Лев Николаевич Толстой – человек добрейшей души, проникшийся с самого детства глубокой и верной любовью к животному. В творчестве Толстого символом этой проблемы стала лошадь.

Льву Николаевичу приходилось всю свою жизнь ездить верхом – по долгу службы, в армии на Кавказе, в Севастополе, в часы отдыха, во время написания романов «Война и мир» и «Анна Каренина». В Москве, куда он переехал с семьей и с трудом привыкал к новому укладу жизни, который был ему чужд, верховая езда  помогла ему справиться с тоской. «Здесь нету пахотных полей, лесов, таких садов, как у нас, ни птиц, ни овец, не на что порадоваться и погулять на свежем воздухе», – говорил писатель.
Вернувшись в Ясную Поляну, Лев Николаевич снова обрел счастье. Обычная верховая прогулка заменяла писателю любой другой отдых. Не было такой погоды, которая удержала бы его от верховой езды. Это увлечение сильно развило его наблюдательность, дало возможность любоваться постоянно обновляющейся красотой родных мест, и чувствовать удивительное взаимопонимание с живым существом – лошадью. В тандеме «лошадь-всадник» Лев Николаевич чувствовал всю тонкость объединения человека и природы.
Толстой любил выезжать на утренние прогулки, зачастую не один, а со своими гостями. Например, частым гостем Льва Николаевича был скульптор Трубецкой. Самое удивительное, что Трубецкой не прочитал ни одного романа Толстого, но при этом дважды лепил писателя на лошади. В конечном итоге за одну из этих скульптур, под названием «Толстой верхом» он получил «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Муки охотничьи и душевные
До середины 80-х годов Толстой был страстным поклонником верховой охоты. Увлечение было настолько сильным, что Лев Николаевич мог поддаться азарту в любой момент. Осенью 1864 года он ехал к соседу, по дороге увидел «поднявшегося» зайца и поскакал за ним по вспаханному полю. Лошадь споткнулась в глубокой рытвине и упала, Лев Николаевич «тоже упал и вывихнул правую руку. Дома заволновались, когда лошадь вернулась в конюшню без всадника. Толстой с ужасной болью в руке еле добрался до дороги, где его подобрали и подвезли до Ясной Поляны проезжие крестьяне».
Тем не менее, охота навсегда ушла из жизни Льва Николаевича, поскольку шла вразрез с его жизненными позициями и убеждениями о том, что убивать животных и птиц ради забавы и азарта неправильно.

Конные образы
Любовь писателя к лошади привела к созданию целой галереи образов: Холстомер (из одноименного рассказа), Фру-Фру («Анна Каренина»), многочисленные жеребцы, кобылы, серые, гнедые, рысаки и беспородные деревенские работяги становились героями толстовских произведений. Рассказ для детей «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом», отсылает нас к воспоминаниям из детства писателя. Однажды, чтобы удивить братьев и показать, какой он молодец, Левочка бил хлыстом усталую лошадь, заставляя ее скакать, а она еле шла и заворачивала к конюшне. Тогда дядька сказал ему, что лошадь надо пожалеть – она измучена и стара, все равно как старик Пимен Тимофеич. Это и послужило для Толстого мотивом для создания лошадиных образов, вызывающих сострадание и чувство стыда за неуважительное отношение к этим прекрасным животным.
Разлады лошади и человека прошли через многие произведения автора. «Если всадник видит, что его лошадь замучена, он должен не поддерживать ее, сидя на ней, а просто с нее слезть», – говорил Лев Николаевич.

История пегого мерина
Интересную историю написания имеет повесть «Холстомер». Ее рассказал орловский помещик, известный коннозаводчик и мемуарист А.А.Стахович, хороший знакомый писателя. Написать историю пегого мерина изначально собирался его брат – М.А.Стахович, большой любитель лошадей, также известный коннозаводчик того времени. Это история о родившемся в Хреновском государственном заводе от Любезного I и Бабы рысаке по кличке Мужик I, прозванном за свой резвый ход Холстомером. Толстого заинтересовал сюжет, в воображении родился образ пегого мерина. Возможно, именно тогда, поглаживая на выгоне старую, измученную работой лошадь, Лев Николаевич и рассказал Тургеневу, что она должна думать и чувствовать. «Он не только вошел сам, но и меня ввел в положение этого несчастного существа», – вспоминал Иван Сергеевич.
Первая версия «Холстомера» была написана еще до начала работы над «Войной и Миром», но по причине своей фантастичности была отложена. Больше 20 лет спустя найденная рукопись вызвала у Толстого страстное желание писать. Повесть «Холстомер» мог написать только человек, любящий и хорошо знающий лошадей –  ведь в произведении ярко представлен и вольный мир табуна, и жизнь городской конюшни, и нелегкая судьба рабочей деревенской лошади.
Во время работы над «Холстомером» Толстой, желая достичь фактической точности, консультировался у А.А.Стаховича, который имел конный завод в Елецком уезде. Многое Лев Николаевич знал и сам, ведь конным заводом владел и его брат Сергей Николаевич Толстой. Рукопись давалась на проверку и другим знакомым коннозаводчикам, которые оставляли на полях замечания, с которыми Лев Николаевич в основном соглашался и вносил правки в свой труд.
Рукописи свидетельствуют, что Толстой заново написал сцену смерти Холстомера и эпилог и, сохранив старую композицию и сюжет, придал повести иное звучание.
Особенность этого замечательного произведения состоит в том, что Лев Николаевич показал нам и лошадей, и людей именно такими, каких мы привыкли их видеть в обычной жизни. У каждого героя есть неповторимые черты характера, индивидуальность, свое место в романе и запоминаются герои так ярко, как порой в жизни не запоминаются новые знакомые.
Основной темой романа является художественное обобщение, разделяющее мир людей и мир лошадей на два лагеря, где лошади заведомо проигрывают человеку в его неуемном желании все подчинить своим желаниям и все назвать «своей собственностью». Мудрый пегий мерин Холстомер подводит читателя к печальному выводу: «Есть люди, которые землю называют своею, а никогда не видали этой земли и никогда по ней не проходили. Есть люди, которые других людей называют своими, а никогда не видали этих людей... И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими. Я убежден теперь, что в этом-то и состоит существенное различие людей от нас. И потому... мы... смело можем сказать, что стоим в лестнице живых существ выше, чем люди...»
Во многих своих произведениях Толстой призывает людей вернуться к природе, научиться чувствовать и понимать ее, научиться уважать живую жизнь во всех ее проявлениях, будь то гроза или бабочка, пролетевшая мимо.

Когда душа сливается  с природой…
Зная о жизненной позиции Льва Николаевича, его любви к лошади и природе очень больно читать небольшое, но очень грустное произведение Агаси Семеновича Айвазяна, известного армянского писателя, с простым и понятным названием: «Разговор Льва Толстого с его лошадью». Здесь Лев Николаевич представлен добрым и душевным человеком. Но, все же, человеком. Рутинные заботы не могут оставить его мысли, а когда они ненадолго улетучиваются, главный герой приобретает удивительный дар – понимать язык лошади. Они говорят о природе, как о живом существе, называют землю телом и любуются горизонтом. Но вот мирские хлопоты вырывают Толстого из сакральных материй и он, поведя себя как обычный человек, волевым движением заставляет лошадь повернуть к дому, насильно вырывая животное из неги воспоминаний своего детства.
Никто не идеален, но, если помнить о возможности слияния с природой, кто знает, быть может Лев Николаевич действительно умел говорить с лошадьми...

 

Дополнительные материалы по теме:

Толстая Александра //Александра Толстая: Титул за любовь. № 6/2005