Ротшильд Эдуард: Скромный миллиардер из конной тусовки

Известные люди: Ротшильд Эдуард: Скромный миллиардер из конной тусовки

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №6(153)2015
Фото: Abaca Press/TASS

Баснословно богатая и «внедрившаяся» в высшие финансовые круги планеты семья Ротшильдов вызывает и восхищение, и зависть не только простых обывателей, но и миллиардеров из рейтинга Forbes.  Несметные сокровища, виноградники, предметы искусства, конный завод и скаковые конюшни перепали одному из наследников династии, Эдуарду Ротшильду, от отца, и ему осталось только наслаждаться жизнью и пробовать себя в новом амплуа спортсмена-конкуриста.
Владеющие миром 
 
Родоначальником династии стал самый обычный еврейский мальчик из Франкфурта, Джеймс Майер Амшель (Ротшильд), сколотивший состояние буквально… на свалке. Среди мусора он отыскивал редкие вещицы и, придав им товарный вид, сбывал коллекционерам. Антикварное дело переросло в банковское, и Ротшильд вскоре стал знаменитым финансистом, а его пятеро сыновей захватили пять важнейших центров Европы. Интересно, что Ротшильды не только придумали известную фразу «Кто владеет информацией, тот владеет миром», но и на практике подтвердили ее справедливость. Так, они открыли станции почтовых лошадей между Франкфуртом, Лондоном и Парижем. Кони Ротшильдов были резвее обычных почтовых, которых «кормили» государственные станционные смотрители, поэтому информация поступала к семье быстрее всех остальных, что не раз помогло им получить солидную прибыль на бирже. 
 
О Майере ходили легенды: например, что он выстроил для своих лошадей конюшню из белого мрамора и осветил ее электричеством (в конце XVIII века). Газета Times отзывалась о банкире очень благосклонно и даже писала, что такие виды искусства, как живопись и скульптура, не могли бы существовать без меценатов, вроде Ротшильда, как и разведение породистых лошадей в Европе. 
 
Конная история
 
История знаменитых ротшильдовских конюшен началась в 1830 году, когда сын Майера, барон Джеймс де Ротшильд (1792-1868), приобрел первых скаковых лошадей. В последующие годы семейное дело продолжили его сыновья Альфонс (1827-1905) и Густав (1829-1911). Они выкупили 20 акров земли и лежавший в руинах нормандский замок Мотри, где и расположился конный завод. Забегая вперед, скажем, что в последующие 130 лет завод переживал взлеты и падения, чему немало поспособствовали обе мировые войны. Однако в 1946 году барон Эдуард (1868-1949), сын Альфонса, и его сын Ги (1909 – 2007) сумели восстановить поголовье и вновь отстроить Мотри. 
 
1871 год вошел в историю как «год Барона», так как лошади Ротшильда выиграли все классические призы: Фавониус стал первым в Дерби, а кобыла Ханна, названная в честь его дочери, выиграла 1000 Гиней, Окс и Сент-Леджер. Интересно, что владельцы Мотри, действительно, вкладывали в завод всю душу и не были хозяевами только «на бумаге». Они принимали активное участие в разведении и были известными фигурами в Довиле, Лонгшампе и Шантийи. Мотри достался Ги, отцу Эдуарда, не в лучшие времена, в 1949 году. Катастрофически не хватало кобыл, но всего за несколько лет барон увеличил племенной состав и вывел завод в топ французских конюшен. Ги де Ротшильд не понаслышке знал о лошадях буквально все: во время Второй мировой войны он был командиром кавалерийской бригады и служил в известной национальной кавалерийской школе Кадр-Нуар в Сомюре. Даже с матерью Эдуарда Ги познакомился на скачках, где кобыла его будущей, второй, супруги обошла его жеребца.
 
По родительским стопам
 
Эдуард Этьен Альфонс де Ротшильд родился 27 декабря 1957 года в Нейи-сюр-Сен под Парижем в семье Ги де Ротшильда и баронессы Марии-Хелены Зюйлэн ван Нейвелт. Эдуард изучал право в университете Пантеон-Ассас во Франции, а в 1985 году окончил со степенью MBA Школу бизнеса Стерн при Нью-Йоркском университете. В июле 2003 года Эдуард де Ротшильд стал главой банка в Париже Rothschild & Cie Banque, основанного им же в 1987 году вместе со сводным братом Дэвидом Рене и двоюродным братом Эриком. Но уже через год он ушел в отставку, заявив, что останется неисполнительным председателем наблюдательного совета банка, принимая участие в проектах, не связанных с финансами. До мая 2005 года Эдуард был членом наблюдательного совета в компании Imerys S.A. (семья была крупным акционером фирмы с 1880 года). В январе 2005 года Эдуард де Ротшильд вложил 20 млн евро в приобретение 37-процентного пакета акций французской газеты левого толка Libération, но за последние несколько лет понес существенные потери. Возможно, именно тогда Эдуард понял, что финансы – это не совсем его стезя, и решил посвятить себя миру лошадей. 
 
Последний барьер
 
Семья Ротшильдов всегда была связана с лошадьми, поэтому неудивительно, что Эдуард начал ездить верхом уже в возрасте пяти лет в пони-клубе Довиля. Мальчику необычайно нравилось поло, но родители были против увлечения этой благородной, но опасной игрой. Тогда подросток решил заняться конкуром: в 1973 году он начал тренироваться у известного французского спортсмена, олимпийского чемпиона Марселя Розье. Эдуард добился неплохих успехов и даже попал в финал юниорского чемпионата Франции, но одна нелепая ошибка перевернула его спортивную жизнь. «Я прошел первый гит чисто, мне оставалось последнее препятствие, но я так разволновался, что перепутал барьеры, прыгнул неправильный, и был дисквалифицирован!» – рассказывает Эдуард. Подросток был так потрясен, что забросил редингот в дальний угол на долгие 20 лет. 
 
Дело жизни
 
В возрасте от 18 до 40 лет Эдуард был активно занят строительством профессиональной деловой карьеры, поэтому не мог выкроить ни минуты, чтобы провести ее в седле. «Единственное, что я действительно хотел, так это ездить верхом!» – признается финансист. Так, медленно, но верно он вернулся к своей первоначальной страсти. Ротшильд начал садиться в седло сначала раз в неделю, потом в 1997 году построил конюшню при загородном доме в Ферье и больше не смог противиться зову сердца. «На самом деле я не собирался выступать на соревнованиях, – говорит Эдуард, – но начал работать с новым тренером, олимпийским чемпионом 1988 года Пьером Дюраном. Его труд просто не мог пропасть даром». Так Ротшильд вновь вышел на боевое поле. «Я у Пьера в долгу, он очень много для меня сделал», – вспоминает Эдуард. Сегодня конюшня Ротшильда может похвастаться такими лошадьми топ-уровня, как Виннигвуд, Киамон, Кальви, Монтжан дю Валле, Катани III, Акс Клауни и другими. Все они выступают на крупнейших соревнованиях под седлом самого Ротшильда и других всадников.
 
Бразильская муза
 
В 2002 году Эдуард начал работать в тесном сотрудничестве с талантливой бразильской спорт­сменкой Лусианой Диниц. Она стала его музой и… постоянным консультантом. Поначалу Диниц тренировала Эдуарда вместе со своим мужем, также конкуристом Андреасом Книплингом, но затем брак бразильянки распался. Послужил ли тому виной Ротшильд или «неразрешимые противоречия» – неизвестно. Вообще Эдуард скрывает подробности своей личной жизни. Официально он был женат дважды. В 1982 году он сочетался узами брака с Матильдой Алекс Мари Кристиан Кош-де-ла-Ферте, бывшей женой английского барона, однако этот союз окончился разводом. Второй раз он также выбрал отнюдь не Золушку, а вице-президента гуманитарной организации Франции CARE, Ариэль Мари Маллар. В 1991 году они сыграли свадьбу и произвели на свет четверых детей: близнецов Давида и Альенор, Фердинанда и Луи. 
 
Спасибо спонсору
 
В свою очередь, Лусиана Диниц успешно выступала на лошадях Ротшильда Мотрис Локарно, Кальви, Сьюзи Кватро, а в последнее весьма на весьма перспективном жеребце Виннингвуде, который принес ей множество побед и призовых мест. Самым крупным успехом конкуристки стало 1-е место в Гран-при LGCT 5* в Мадриде, завоеванное 4 мая 2015 года. «Мне очень повезло, что меня поддержала моя семья и Эдуард де Ротшильд, владелец Виннингвуда и лошадей, на которых я ездила раньше, – заявила Лусиана в интервью после победы. – Фактически Эдуард спонсировал и помогал мне все последние годы, я безмерно ему благодарна. Моя мечта сбылась!» 
 
На мировой арене
 
Когда в начале 2000-х Эдуард де Ротшильд сменил карьеру финансиста на лошадей, он не подозревал, насколько сильно его затянет этот круговорот большого спорта. «Этот творческий отпуск стал постоянным, – признался Ротшильд. – Сегодня моя цель – ездить на крупные соревнования, выступать достойно, проходить маршруты чисто, работать на результат и наслаждаться общением с моими лошадьми». В 2005 году он стал тренироваться у американских тренеров Питера Уайлда и Синтии Хенкинс, а с 2010-го начал сотрудничество с легендой мирового конного спорта, олимпийским чемпионом Людгером Бербаумом. Впрочем, результаты, пожалуй, самого богатого конкуриста в мире остаются пока весьма скромными, хотя стартует он довольно часто по маршрутам с высотой препятствий до 145 см. Ротшильд выступает на лошадях Киамон, Квайт Спешл и Раллиано и изредка попадает в призы на международных соревнованиях. 
 
Сегодня Эдуард выступает за Израиль, и это не случайно. В течение многих десятилетий представители династии Ротшильдов поддерживала тесную связь со страной своего происхождения. Именно поэтому летом 2010 года Эдуард де Ротшильд с радостью принял приглашение израильской Федерации конного спорта представлять Израиль на международных соревнованиях. «Это большая честь для меня как активного спортсмена иметь возможность представлять Израиль, родину моих предков», – заявил Эдуард. Он надеется, что это поможет пропагандировать и развивать верховую езду в стране. Кроме того, Ротшильд помогает молодым талантливым всадникам. В его планах – создание курсов для молодежи под руководством ведущих всадников мирового уровня.   
 
Только в призах
 
Кроме конкура, Эдуард де Ротшильд занимается разведением чистокровных скаковых лошадей в заводе Мотри в Довиле, доставшемся ему по наследству от отца. Территория Мотри на сегодняшний день составляет около 100 га, 85% которых приходится на пастбища. Основу маточного поголовья составляют 30 кобыл, принадлежащих династии Ротшильдов и Эдуарду лично. Лошади, рожденные в Мотри, становились победителями крупнейших скачек: самыми выдающимися в настоящее время являются Ингландс Ледженд, Арчейндж Дор, Рашн Хоуп, Рашн Кросс, Рашн Хилл, Эзотерик, Эллиптик, а также знаменитый в России Меандр, принадлежащий главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову. В 2008 году Мотри поднялся на первое место в рейтинге коннозаводческих хозяйств на аукционе годовичков в Довиле, когда жеребчик от знаменитого чистокровного производителя Галилео был продан за 770 тыс. евро. 
 
Помимо успешной коннозаводческой деятельности, с 2003 по 2011 год Ротшильд также успешно возглавлял главную французскую скаковую ассоциацию «Франс-Галоп».
 
Согласие, честность, трудолюбие 
 
Другие потомки клана Ротшильдов также увлекаются лошадьми. Так, Серена Мэри Данн, баронесса Ротшильд, разводит лошадей и играет в поло. Барон Дэвид Рене Джеймс де Ротшильд, глава швейцарской холдинговой компании Continuation Holdings, тоже занимается разведением чистокровных лошадей. Оливер Ротшильд, который ведет несколько коммерческих проектов и является представителем Великобритании в ЮНИСЕФ, ведет на телевидении программу о лошадях Horse and country и обожает прогулки верхом. Ротшильды были и остаются одной из самых преуспевающих, могущественных и богатых династий. Многие с именем Ротшильдов связывают понятие «деньги», однако предприниматели занимаются не только финансовыми операциями, но и поддерживают благотворительность, культуру и искусство – не зря их герб украшен девизом «Согласие, честность, трудолюбие». Ротшильды строили больницы, школы, передавали государству картины и антиквариат. Сегодня Эдуард де Ротшильд может позволить себе жить так, как пожелает. Откроют ли ему его деньги дорогу в большой спорт – покажет время, а пока он остается вечным баловнем судьбы.