Автор: Владислава СМИРНОВА
Номер журнала: ЗМ №2(104)2011
После «уроков» орнитолога в жизнь Крюгера вошла художественная школа при берлинской Академии художеств, откуда Франца выгнали за постоянное нежелание рисовать гипсовые модели – ему было скучно этим заниматься. После исключения из школы Франц отправляется «в свободное плавание»: он начинает заниматься рисованием сам и одновременно много времени проводит в конюшнях. Франц Крюгер был искусным всадником и страстным охотником, и не случайно сюжеты для своих первых картин он находил в придворных берлинских конюшнях и на охоте. Особенно хорошо ему удавались лошади, прорисованные до мельчайших деталей и получающиеся очень живыми на его картинах. За виртуозное изображение лошадей Франц Крюгер получил от своих приятелей прозвище «Pferde Krueger» – «Лошадь Крюгер».
Королевский профессор
В 1818 году Франц Крюгер впервые представил свои работы на выставке берлинской Академии художеств – эскизы лошадей, охотничьи и батальные сцены. После этого он нашел заказчиков в лице прусского принца Августа и графа Гнейзенау. Он написал конные портреты своих новоявленных покровителей, которые принесли ему большой успех. Настолько большой, что в 1824 году Франц Крюгер получил заказ на создание 18-ти портретов членов семьи прусского императора Фридриха Вильгельма III, а в 1825-м император назначает Крюгера придворным художником с титулом королевского профессора.
Авангард прусской кавалерии в снегу. 1821 год
В тот же год живописец получил заказ на портрет императора Николая I и создал масштабное полотно, ныне известное как «Парад в Берлине». На этой картине будущий российский император изображен во время военного парада в Берлине на площади перед оперным театром, где он показывает 4-й Браденбургский полк, шефом которого являлся, Фридрих Вильгельм III. Художник работал над заказом несколько лет, взяв за основу композиции картину Ш.Верне «Освящение знамени Прусских полков на Марсовом поле в Париже».
Картина для Николая I
В 1830 году картина «Парад в Берлине» выставлялась в Берлине, а по окончании выставки была отправлена в Петербург. А далее Франц Крюгер сделал то, о чем и помыслить не могли русские живописцы. С немецкой педантичностью художник подсчитал все силы и средства, затраченные на создание полотна, включая упущенную выгоду за отказ от других заказов за время создания картины.
Из письма Франца Крюгера министру Императорского двора князю Петру Михайловичу Волконскому: «Ее размеры, сложность композиции, трудности в исполнении почти 120 портретов и особенно множество деталей потребовали большого труда и времени. При работе я не использую чью-то помощь, и эту картину писал один два с половиной года, отказываясь от других заказов. Поэтому я определил цену за нее соответственно моему годовому доходу, достигающему 4000 талеров, следственно 10000 прусских талеров. Если Вы учтете значительные издержки при написании картины, цену рамы и расходы на упаковку, наконец то, что до сих пор я ничего не получал и не просил, то я полагаю, что Его Величество найдет эту цену соразмерной моим трудам».
Парад в Берлине (фрагмент). 1824-31 гг.
Названная сумма была выплачена художнику, а картина украсила кабинет Николая I. На полученный гонорар Франц Крюгер приобрел дом в престижном районе Берлина, в котором жил до конца своих дней. Более того, 22 февраля 1831 года последовал высочайший указ о пожаловании художника кавалером ордена святого Равноапостольного князя Владимира IV степени. Награда была очень значимой – орден давал права потомственного дворянства и мог быть пожалован российскому чиновнику не менее чем за 35 лет безупречной службы.
В том же 1831 году по заказу русского императора Николая I Крюгер создал один из самых замечательных своих конных портретов – портрет Фридриха Вильгельма III. Портрет императора-союзника России в войне против Наполеона был предназначен для Военной галереи 1812 года в Зимнем Дворце. Чуть позже, в 1837 году, Франц Крюгер пишет второй знаменитый конный портрет – брата Николая I – императора Александра I, неожиданного умершего в 1825 году. Сейчас парадные портреты государей-союзников: Александра I и Фридриха Вильгема III кисти Ф.Крюгера занимают в почетное место в военной галерее Эрмитажа.
Конный портрет Александра I. 1837 год
На два фронта
Франц Крюгер не терял расположение и германского императорского дома, о чем косвенно свидетельствует картина «Принц Вильгельм и Франц Крюгер на лошадях», написанная им в 1836 году, на которой художник изобразил себя в компании с прусским принцем. Одновременно Крюгер не лишал себя удовольствия по-прежнему рисовать картины на темы охоты или верховые прогулки без присутствия влиятельных персон.
Выезд на охоту. 1819 год
Орден Святой Анны
Поездки в Россию (в Санкт-Петербург) стали для Франца Крюгера регулярными. Он посещал российскую столицу каждые два года и работал при российском дворе – писал парадные портреты членов семьи российского императора и приближенных. За свою работу художник удостоился новой милости от Николая I (недаром художник был его любимцем!) и своим указом российский император наградил Крюгера орденом Святой Анны второй степени.
Конный портрет Великого Принца
Как ни печально, но блестящего живописца погубила любовь к конной охоте. В январе 1857 года Франц Крюгер простудился во время охоты и вскоре умер. В последний путь живописца провожал пышный кортеж из нескольких десятков экипажей, среди которых были и придворные. Безутешным наследникам художник оставил огромное по тем временам состояние – 750 000 марок, а мировой культуре более 5000 картин.