Известные люди: Запашные Эдгард и Аскольд. «Лошади были рядом всегда!»

Фамилия Запашные известна во всем мире. Кто же не знает виртуозных укротителей хищников? А ведь это только одна из граней их таланта. И, между прочим, лошади занимают в их жизни место ничуть не менее значимое, чем львы или тигры. Вот об этом мы и решили поговорить со старшим братом из звездного дуэта Запашных – Эдгардом.

Эдгард и Аскольд родились и выросли в цирковой семье. Их родители – известные артисты цирка Вальтер и Татьяна Запашные – всю жизнь работали с животными. Эдгард честно сознается, что даже при всем желании не смог бы вспомнить, когда первый раз увидел лошадь. В семейном архиве есть фотография, где Эдгард восседает на лошади в поперечном шпагате, а на голове у него красуется ковбойская шляпа. На этой фотографии ему около года. Сам он этого, конечно, не помнит. Даже «официальная версия» насчет того, когда же ребята впервые познакомились с лошадьми, отсутствует. «У меня такое впечатление, – говорит Эдгард, –  что лошади были рядом всегда!»

 

Самостоятельно работать с лошадьми Эдгард начал в возрасте 13 лет. Его первым четвероногим партнером стал Шурик. Так звали лошадь, исполнявшую под седлом Эдгарда элементы высшей школы верховой езды. Любопытно, что за месяц до этого интервью Эдгард познакомился с человеком, который в свое время заезжал Шурика. Им оказался главный тренер ЦСКА – В.А.Васильев. На этой лошади Эдгард и учился правильно ездить верхом. Обязанности тренера взял на себя его отец Вальтер Запашный.  Надо сказать, что характер у Шурика был – не подарок. Отбить по человеку или укусить для него было в порядке вещей. Так что Эдгард изначально прошел серьезную школу, и в дальнейшем был готов ко всему. А случиться могло все, что угодно…

БУДЬ ГОТОВ, КО ВСЕМУ ГОТОВ!
Лошадей у Запашных всегда было много (одно время держали 15 голов), и истории с ними происходили самые невероятные. Например, одна из двух зебр, с которыми отец готовил номер, укусила его за руку, да так, что руку пришлось оперировать, и была серьезная опасность ампутации. К счастью, все обошлось. А спустя какое-то время Вальтер Запашный привез шесть лошадей чубарой масти из Горного Алтая, которые оказались совершенно дикими. Первые полгода это была настоящая катастрофа. Эдгард вспоминает, как шел по конюшне и видел, как служащие вылетали из станков. Текучесть кадров из-за этих лошадей резко повысилась, несмотря даже на премию, которую отец пообещал тому, кто первым наденет на лошадей уздечку. Одно только приучение к уздечке заняло около полугода. Конечно, можно было воспользоваться одним из жестоких способов усмирения лошади, сломать ее морально, но в семье Запашных это всегда было под запретом. Надо сказать, что усилия, терпение, и – что уж скрывать – мучения Запашных и их работников были в итоге вознаграждены. Получился красивый номер с лошадьми на свободе. Однако у многих лошадей появились проблемы со здоровьем. Больше с алтайскими лошадьми Запашные не работали, подозревая, что в болезнях была виновата смена климата. 

УЧИТЕЛЬ. ПЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ
Своим главным и единственным учителем Эдгард и Аскольд, безусловно, считают отца. Но, тем не менее, у них перед глазами были и другие достойные примеры работы с лошадью. Так,  в красочных выступлениях туркменских джигитов под руководством Бяшима Аннаева Эдгард впервые увидел настоящих ахалтекинцев и был поистине поражен этим зрелищем.  Вальтер Запашный приводил сыновьям в пример великих жокеев-наездников Александрова и Сержа. Они выполняли эксклюзивный номер: вчетвером стоя запрыгивали на галопирующую лошадь.

УЖЕ ВТРОЕМ… 
Непременный атрибут программы братьев Запашных – впечатляющий номер «Жонглирование на лошадях». В настоящее время у Запашных в работе 3 лошади – жеребцы Барабас, Бубен и Ильман (советский тяжеловоз, русский тяжеловоз, рысак). Была еще четвертая лошадь – Элвис, которую пришлось снять с работы. Причина проста – конституцией не вышел. Дело в том, что его приобрели в возрасте 4 лет, и надеялись, что он еще немного подрастет и «раздастся». Ведь оба брата – богатырского телосложения (Эдгард, например, весит 95 кг). Понятно, что не каждая лошадь выдержит такой вес, тем более артисты запрыгивают и «приземляются» на спину лошади стоя. Выполняя этот трюк, братья хотят быть уверены и в собственной безопасности и – что для них не менее важно – в безопасности лошади. Поэтому Элвису ищут замену. Где и каким образом? Это отдельная история…

ОТКУДА ЛОШАДКИ?
До сегодняшнего дня братья Запашные работали с лошадьми отечественной селекции, что, конечно, не может не радовать. Хотя Эдгард признался, что в ближайшее время все же намерен поехать в Венгрию, чтобы посмотреть и, возможно, приобрести там тяжеловоза. 
За последний год Эдгард посетил около 20 конезаводов в России, Казахстане, Белоруссии, и выбрать подходящую лошадь так и не смог. Как вы уже поняли, Эдгард лично занимается подбором лошадей, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. Порой коневладельцы, увидев знаменитого артиста, автоматически завышают цену на лошадь. Срабатывает так называемый человеческий фактор, дескать, у «звезды» деньги точно есть. Но Эдгард всегда четко представляет себе реальную цену лошади, а торговаться он умеет и любит, так что лошади, как правило, возвращаются в свои родные ценовые категории. 
Выбор лошади для циркового номера – не самое простое дело. Для номера «Жонглирование на лошадях» нужны лошади не ниже 170 см  в холке (лучше, если эта цифра приближается к 180 см), потому что иначе лошадь будет выглядеть маленькой. Раньше братья придавали большое значение внешнему виду лошади, однако Эдгард сознается, что в последнее время этот показатель отошел для него на второй план. Например, у них в работе был очень красивый владимирский тяжеловоз, на хорошем ходу, но работать с ним было невероятно тяжело. Он был настоящим паникером, готовым метнуться в сторону при любой (как правило, мнимой) опасности. Эдгард предпочитает русских тяжеловозов, с «простонародной» внешностью, но более спокойным характером. Более того, потратив изрядное количество нервов с породистыми лошадьми, Эдгард решил попробовать взять в работу обычных «бэпешек».
Действительно, «голубая» кровь – отнюдь не залог успеха. В цирке куда больших успехов достигают полукровки. У Запашных был в работе метис орловца и першерона – очень крупная лошадь, на мощном ходу… К несчастью, лошадь недавно пала от заворота кишок. Эдгард с сожалением говорит, что этот конь подходил ему идеально, и заменить его будет очень непросто. 
Одной из сложностей является требование, предъявляемое к возрасту лошади – 4 года или немного старше. К этому времени лошадь уже полностью сформирована, и с ней можно начинать работать. А в российских конных заводах стоят, в большинстве своем или двухлетки, или лошади старше 8 лет.
Когда Эдгард рассказывает обо всех сложностях, становится понятно, какой это кропотливый труд – создание циркового номера. Получается, что работа над ним начинается еще на стадии покупки лошади. Опыт, интуиция, профессионализм необходимы здесь так же, как и на любом другом этапе.

С ЧЕГО НАЧНЕМ?
Итак, в коллективе появилась новая лошадь. Как ее будут готовить? 
Для начала, нужно научить лошадь бегать по кругу. Это не так-то просто, ведь диаметр манежа всего 13 м, а лошадь должна двигаться уверенно, устойчиво, равномерно. Чтобы лошадь правильно упиралась, она должна бежать против часовой стрелки, с левой ноги. Если лошадь бежит правой стороной –  появляется большая вероятность того, что она «уйдет» в зрительный зал. Ведь на самом деле вытолкнуть лошадь из манежа – ничего не стоит. Артист должен соотнести свои движения с движениями лошади, двигаться вместе с ней вверх-вниз. Т.е. нужно как бы «поймать» лошадь на движении сверху вниз, а не снизу вверх, так как когда лошадь поднимает свой вес над манежем, она становится неконтролируемой. И если в этот момент, не дай Бог, толкнуть ее вбок, веса артиста хватит, чтобы лошадь оказалась в зрительном зале. Поэтому подготовка каждой лошади – это долгий, тщательный процесс.

 

МИНЗРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
Эдгарду и его коллегам часто доводится слышать упрек, что нагрузка у цирковой лошади приходится на одну сторону. Но на самом деле лошадей гоняют и в одну, и в другую сторону. На движении по часовой стрелке их разминают. Это так называемая нерабочая сторона. А во время исполнения номера лошадь движется против часовой стрелки. Однажды Эдгард увидел в Интернете настоящую атаку на свой сайт, в которой утверждалось, что в цирке лошади «однобокие». Эдгард всерьез обеспокоился. Он приехал на конюшню, попросил вывести всех лошадей, и тщательнейшим образом – чуть не с измерительными приборами в руках – их осмотрел.  Неужели одно плечо действительно больше другого? Плечи оказались одинаковыми. У артиста от сердца отлегло. Ведь за здоровьем своих животных братья Запашные следят очень внимательно. 
Запашные делают все от них зависящее, чтобы лошади были в идеальном состоянии. Правила тут простые: вовремя расчистить лошадь, вовремя пройти ветеринарный осмотр... А самое главное – чтобы на конюшне работали профессионалы. У Запашных работают люди, на которых они не боятся оставить лошадей. Если братья должны уехать на неделю, они уверены, что лошадей погоняют, поводят, что их не травмируют и не опоят.  Братья – профессионалы высочайшего класса и ценят профессионализм в других.

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ.

Недавно братья Запашные на международном фестивале циркового искусства познакомились с группой конных джигитов (та самая группа конных каскадеров, которые снимались в фильме «Монгол» и обоих «Дозорах»), и решили совместно с ними подготовить серьезный конный номер с участием 15 лошадей. И мы не просто надеемся, что у них все получится. Мы в этом уверены! ЗМ

 

Дополнительные материалы по теме:

Запашные Аскольд и Эдгард // Лошадь опаснее тигра. 1/2000