Минуты общения с нашими любимцами, волшебство момента, их грация, красота, ощущение гармонии, которое исходит от них... Кому под силу передать все это? Ответ прост – человеку, который по-настоящему знает лошадей и в совершенстве владеет профессией фотографа.
Алексей Сергеевич Шторх родился в Москве в 1937 году, и детство его пришлось на тяжелые военные годы. Игрушек у ребенка было немного, зато в доме была большая деревянная лошадка-качалка, с которой Алексей и начал свою «конную карьеру».
Волшебные книги.
У каждого свой путь к лошади. Путь Алексея Сергеевича был не совсем обычен, и роль важнейших поворотных пунктов на этом пути играли… книги.
В возрасте 10 лет Алексей получил в подарок книгу, перевернувшую его жизнь. Это было известное произведение С.П.Урусова «Книга о лошади». Очень скоро она стала настольной книгой – зачитанной до дыр, изученной вдоль и поперек.
Знакомству с профессором В.О.Виттом, Алексей Сергеевич тоже обязан книгам. Точнее – одной единственной книге. На улице Горького, возле гостиницы «Националь», располагался комиссионный магазин, где часто появлялись редкие книги о лошадях. Однажды Владимир Оскарович увидел в картотеке книгу, которой у него еще не было, попросил принести ее и с удивлением узнал, что книга уже продана какому-то двенадцатилетнему мальчику. Он оставил свой адрес, и попросил передать мальчику, чтобы тот зашел. Разумеется, мальчиком оказался юный Алексей Шторх. Он пришел в гости к Витту с «книжкой под мышкой», так как прекрасно понимал, что профессора интересует книга, а не он сам. Впрочем, после первой же беседы Витта с юным гостем, ситуация в корне поменялась. Владимир Оскарович понял, что перед ним такой же преданный любитель лошадей, как и он сам. Так Алексей Шторх стал частым гостем в доме профессора.
Помимо увлекательных бесед с мэтром, Алексей извлек из этих посещений еще один важный урок. Витт, как член-корреспондент, получал зарубежные издания. Внимательно изучая фотографии лучших всадников мира, Алексей Шторх сумел скорректировать собственную посадку. Ведь к тому времени он уже был хоть и молодым, но уже серьезным всадником.
Пищевик - друг конника.
Алексей начал ездить верхом в 1949 году. А в 1950 году уже участвовал в своей первой барьерной скачке. Дело в том, что в 1950 году семья Алексея Шторха долго жила на Кубани, где мальчик сразу же нашел школу верховой езды и начал заниматься. Несколько месяцев спустя, прогресс был настолько очевиден, что Алексея отправили на местные соревнования. «Лошадь меня пронесла, как пташечка», – вспоминает Алексей Сергеевич. Вдохновленный первым успехом, сразу по возвращении в Москву, Алексей отправляется в манеж общества «Пищевик» на ЦМИ, где его берут сразу в группу второго года обучения. Упорные тренировки, терпение и требовательность к себе не проходят даром, очень скоро Алексей Сергеевич превращается из увлеченного лошадьми ребенка в настоящего спортсмена.
Выбрать свой вид спорта в конном многообразии Алексею не составило труда. Его сердце всегда принадлежало стипль-чезу. Еще бы – ведь здесь можно было испытать настоящий азарт погони, и, к тому же, не нужно было дожидаться результатов – ты и так знаешь, пересек ты финишную черту первым или нет. Вот здесь-то и пригодились открытия, которые Алексей Сергеевич сделал для себя, когда разглядывал фотографии скаковых звезд. Он сам разработал для себя посадку, которая сильно отличалась от общепринятой манеры езды. Алексей старался на прыжке полностью выпускать повод, а корпус отклонять назад (а не вперед, как в конкуре). И результаты не заставили себя ждать: в 1955 году Алексей проехал дистанцию за рекордное время, занял третье место и выполнил, таким образом, норматив мастера спорта. А в 1956 году подтвердил это звание, завоевав серебро.
В 60-е годы стипль-чезы перестали входить в командный зачет и перешли в ведение конных заводов. Алексей понимал, что вряд ли сможет реализоваться в каком бы то ни было виде конного спорта так же полно, как это удалось ему в стипль-чезе. С другой стороны, он, как коренной москвич, не был готов навсегда уехать в какой-нибудь далекий регион… Тогда Алексей Шторх принял волевое решение – навсегда уйти из скачек. Что ж, конник может уйти из спорта. Но не от лошадей!
Нарисуй мне лошадку.
Еще в детстве Алексей учился в художественной школе, не доучился всего один год – конечно, из-за того, что лошади отнимали все свободное время. Но вот, спустя много лет, Алексею Сергеевичу выпала редчайшая возможность соединить оба свои увлечения. Все, как водится, произошло почти случайно.
Одному знакомому нужно было нарисовать лошадей для диплома. Алексей взялся провести его на конюшню и объяснить азы обращения с животными. Они начали общаться, Алексей стал бывать у него в гостях. Там-то он и увидел воочию явление полиграфии. В этом была какая-то магия. Его увлекло то, как заполняется белый лист, как возникает пятно рисунка… И Алексей Шторх стал готовиться к поступлению в Полиграфический институт.
В первый год он, правда, не поступил. Впрочем, ректору его рисунки понравились, и Алексею разрешили посещать занятия на правах вольнослушателя. Это была отличная школа. На следующий год Алексей Шторх не только с блеском сдал вступительные экзамены, но уже имел предложения по работе от издательств.
В издательстве «Физкультура и спорт» забавным образом аукнулось его конное прошлое. В один прекрасный день Алексей узнал, что его записали в футбольную команду. В футбол он никогда особо не играл, потому сильно удивился. Оказалось, что в команде по правилам должен быть хотя бы один мастер спорта. Тот факт, что «мастера» Алексей Шторх выполнил в скачках с препятствиями, никого не волновал.
Выход на международный уровень.
Тем временем, Алексей Шторх зарекомендовал себя как талантливый художник-оформитель. В этом качестве он и пришел во «Внешторг», и сделал это как нельзя вовремя. Именно в тот момент им был необходим художник, разбирающийся в лошадях. Недавно основанное подразделение «Продинторг» как раз занималось поставками лошадей за границу. Лучшей кандидатуры, чем Алексей Сергеевич, было просто не найти!
Алексей Шторх в одном лице фактически выполнял обязанности целого рекламного агенства: он искал идею, оформлял ее графически, придумывал текст. Поскольку продукция шла на экспорт, требования были самыми высокими. Для каких-то работ Алексей Сергеевич приглашал фотографов. Очень скоро он и себя попробовал в фотографии. Отлично зная лошадей, чувствуя их настроение, их природу, он быстро научился безошибочно находить нужную точку съемки, выбирать нужный ракурс, ловить нужный момент…
Шторх быстро стал успешным фотографом, а в 1973 году Алексей Сергеевич выпустил книгу, которая сделала его имя известным не только во всем СССР, но и далеко за его пределами. Речь идет, конечно же, об известном фотоальбоме «Ветер в гриве», собравшем целую коллекцию международных призов.
С момента выхода книги Алексей Шторх стал конным фотографом номер один в СССР. Отныне западные заказчики, если им было необходимо снять лошадей на территории Советского Союза, обращались только к нему.
Сегодня Алексей Сергеевич – признанный мастер. Он выставляется как фотохудожник, выпускает собственные альбомы. Каждый альбом для Алексея Шторха – это своеобразный диалог со зрителем. «Я представляю, как взгляд человека идет по полосе: чем он может заинтересоваться, на чем остановиться». Фотоработы Алексея Шторха не только высокотехничны и эстетически безупречны. Магия его работ в том, что в каждой из них чувствуется личность автора, его стремление передать нам, зрителям, свое отношение к лошади, свое глубочайшее знание о ней, свое восхищение…
Шторх Алексей. Последний герой нашего времени