Витагес Мариетт: «Я не люблю судить!»

Известные люди: Витагес Мариетт: «Я не люблю судить!»

Автор: Вероника Уткина
Номер журнала: №10(66)/2007
Фото: Артем Макеев

Судья Олимпийских Игр, член Международного Клуба судей по выездке, организатор турниров  CDI Schoten и The Castles Classic Cup, президент судейской коллегии на Всемирных конных играх 1998 г., наконец, человек, благодаря которому КЮР обрел ту значимость, которой обладает сейчас…  Речь идет не о делегации FEI, направленной в Россию. Речь идет об одном единственном человеке – Мариетт Витагес, и она действительно недавно посетила Москву. Она проводила семинар по выездке, а в перерыве согласилась побеседовать с нами и немного рассказать о себе…

С САМОГО НАЧАЛА
Один из принципов Мариетт: «Нельзя оценивать элемент, если сам ни разу не пытался его выполнить». Она может говорить это со всей ответственностью, ведь у нее за плечами – богатое спортивное прошлое. 
Она начала ездить в 10 лет, а несколько лет спустя, стала участвовать в юношеских соревнованиях. Примечательно, что Мариетт предпочитала конкур, а элементы выездки начала выполнять в качестве «развивающих упражнений» для одной из своих лошадей. Но уже через год после начала занятий выездкой, она стала побеждать в простых ездах. Первые победы вдохновили Мариетт. Она продолжала выступать, побеждать и, в конце концов, вышла на международный уровень.
 
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
Однажды при транспортировке в Париж на международные соревнования основная лошадь Мариетт серьезно поранила ногу. Почти в это же время ее молодая лошадь умерла от колик. В одно мгновение у нее ничего не осталось… Вместо того, чтобы погрузиться в депрессию, Витагес все-таки отправилась в Париж. Она решила, что если сама не может участвовать в соревнованиях, то должна хотя бы понаблюдать за чужими выступлениями. Там ей и предложили поработать скриптом. Ее заинтриговала возможность оказаться по другую сторону турнира, и она согласилась. Она работала скриптом несколько месяцев, когда в игру вновь вступила судьба. Однажды, придя на очередные соревнования к 7 утра, Мариетт с удивлением узнала, что судья не прибыл. В 7 утра публики было немного, и организаторы решили рискнуть, доверив новичку занять судейскую ложу. Но когда они предложили Мариетт судить соревнования, ответ был довольно неожиданным: «Нет, что вы! Я не люблю судить!»  Уговорить ее стоило немалых усилий. Разумеется, Мариетт прекрасно справилась со своими новыми обязанностями.  После этого ее стали приглашать в качестве судьи на другие соревнования, но Мариетт все равно была не в восторге от своей новой роли и соглашалась только потому, что ее лошадь еще не оправилась от травмы.
 
 
ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ
Итак, любовь к новому призванию не была любовью с первого взгляда. Мариетт признавалась, что в начале своей судейской карьеры она очень переживала во время каждого выступления на каждом соревновании. На самом деле, она по-прежнему получает на турнирах такой же выброс адреналина, как и спортсмен. Но она научилась чувствовать себя спокойнее, используя собственный мозг, как сложнейший компьютер. Картинка, воспринимаемая глазом, почти автоматически перерабатывается в цифры. Существует 10 тысяч причин, по которым следует поставить, например, «7» за тот или иной элемент. И чтобы достигнуть такого уровня автоматизма, нужна постоянная работа над собой. Вот эти  безграничные возможности самосовершенствования и заставили ее полюбить новую профессию. 
Профессия ответила ей взаимностью. В 1973 году Королевская Федерация конного спорта Бельгии вручила ей лицензию на судейство Приза St Georges, а три года спустя она сдала экзамен на судью международного класса. В 1994 г. она уже работала на Международных соревнованиях CDI в Брюсселе, а 15 лет спустя заняла свое место в судейской ложе на Олимпийских Играх. 
 
О СВОИХ ЦЕЛЯХ
Сейчас Мариетт успешно совмещает работу судьи и обязанности руководителя комитета по выездке (FEI).  Она считает, что основные усилия – ее лично и FEI в целом –  должны быть направлены достижение еще большей объективности и прозрачности судейства и на заботу о благе лошади. В этом – суть конного спорта, и забывать об этом – непозволительно.  Мариетт большое внимание уделяет повышению уровня судейства в разных странах мира. Примечательно, что не связанное с лошадьми высшее образование, которое Мариетт получила после школы,  как ни странно, очень ей помогает.  Ведь она  изучала маркетинг и иностранные языки. 
 
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ КЮРА
КЮР, каким мы его знаем теперь,  появился благодаря именно Мариетт. 
За два года до проведения первого Кубка Мира группа апологетов КЮРа, среди которых были Мариетт Витагес, Райнер Климке и Херман Дукек, подала заявку в FEI с предложением включить КЮР в качестве самостоятельной дисциплины в программу турнира. Но предложение было отвергнуто. Мариетт и ее единомышленникам потребовалось два года упорной работы, чтобы их идея все-таки нашла воплощение. Им удалось найти спонсора, они подготовили бизнес-план и осуществили задуманное.  
 
О САМОМ ДОРОГОМ
На вопрос «Кого Вы можете назвать своим учителем?» Мариетт без колебаний отвечает: «Прежде всего – моего мужа».  История их отношений многое говорит о характере Мариетт. Когда Мариетт занималась конным спортом, он тренировал ее в течение 15 лет. Витагес показала себя серьезной, упорной ученицей. Успех в спорте был для нее важнее отношений. И только 15 лет спустя, когда Мариетт тоже достигла определенного статуса, они поженились. «Весь багаж знаний, которым я сейчас владею, я накопила благодаря ему», – говорит Мариетт. 
Мариетт постоянно в разъездах.  И она признается, что самое большое счастье для нее – это просто находиться в семье. Тогда она занимается обстановкой дома, с удовольствием работает в своем большом саду. Кроме того, она обожает готовить, и собирается издавать кулинарную книгу.  Мариетт содержит собственных лошадей: три – в конюшне возле дома и еще четыре – в клубе. Но, по ее словам, сейчас она «больше летает, чем ездит верхом». 
 
КОГДА ВЫЕЗДКА ЗВУЧИТ СЕРДЦЕ
Мариетт обожает музыку во всех ее видах, но все же есть два музыкальных стиля, которые занимают в ее душе особое место – это классическая музыка и латинские ритмы. Нетрудно догадаться, почему сердце Мариетт стучит в ними в унисон. Ведь оба стиля прекрасно подходят для КЮРа!