Климке: Легендарная чета Климке

Известные люди: Климке: Легендарная чета Климке

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №7(143)2014

В истории немецкий выездки есть несколько имен, которые вызывают трепет в сердцах любителей и профессионалов конного спорта: Ганс Гюнтер Винклер, Фритц Тедеманн, доктор Йозеф Некерманн и, конечно же, доктор Райнер Климке. Семья Климке – одна из самых «результативных», ведь на их счету в сумме 8 золотых олимпийских медалей, но мало кто знает, что за успехом этой династии стоит вовсе не глава семьи, а его хрупкая спутница жизни, всегда остававшаяся в тени своих чемпионов.

Среди четырех легенд выезд­ки Германии Климке выглядел настоящим любителем в ходе своей карьеры. Почему? Да потому, что ездил верхом он рано утром, перед работой, затем торопился в юридическую контору в Мюнстере и во время обеденного перерыва вновь мчался на конюшню, чтобы успеть отработать еще одну лошадь. То же самое он проделывал и вечером.
 
Удивительная энергия и самодисциплина позволяли Райнеру Климке превращать заурядных лошадей в настоящих звезд мирового уровня. Однако весь этот режим и потрясающие достижения никогда не воплотились бы в жизнь без ежедневной поддержки со стороны жены спортсмена – Рут Климке. Рут возглавляла отдел по работе с членами Федерации конного спорта Германии и дважды избиралась на пост ее президента. Рут всегда была «надежным тылом» Райнера и до сих пор выполняет ту же роль для своих взрослых детей, продолжателей семейной конноспортивной традиции, Ингрид и Михаэля. 
 
Встреча Райнера и Рут была неизбежна, ведь они оба любили лошадей с детства, но мало кто знает, что именно этой встрече Райнер обязан не только своими достижениями, но и успехами всей династии!
 
Формула уникальности
 
Рут родилась в 1940-м году в Дюссельдорфе, но после смерти отца на Североафриканском фронте Второй мировой войны с двумя своими братьями переехала в Лобберих. Бабушка и дедушка Рут владели фирмой по производству смесителей и жили в великолепном особняке с парком-садом и маленькой частной конюшней. 
 
В гараже особняка стояла карета, служившая личным транспортом, так что лошади запали в сердце Рут с самых ранних лет. Дедушка отдал ее в школу верховой езды, где азам ее учили Август Тоброк и кобыла по кличке Уши. В паре с Уши Рут вскоре начала выступать в выездке A и L класса. Несмотря на то, что лошади занимали важное место в сердце девочки, она мечтала стать стюардессой. Однако, получив в подарок на выпускной свою любимую Уши, Рут забросила идею о карьере в небесах и поступила в Высшую школу экономики. Учеба давалась ей легко, но вскоре девушка поняла, что не хочет посвящать свою жизнь финансовым вопросам, – к тому времени ею завладела идея стать учителем младших классов. Тогда Рут переехала в Мюнстер в погоне за педагогическим образованием, тем более что ей разрешили взять с собой Уши, и она могла продолжить тренироваться и выступать в одном из главных конноспортивных городов Германии. Все выглядело просто идеально, но никто и не мог на тот момент предполагать, что Рут останется там навсегда.
 
Место встречи
 
В Мюнстере, в Вестфальской школе верховой и упряжной езды, Рут познакомилась с Грете Климке, – сестрой Райнера, студента юридического факультета, уже тогда проявившего свой талант к конному спорту. Райнер начал свою карьеру в спорте с выездки и показывал такие результаты, что в 1950-х годах под свое крыло юношу взял сам доктор Густав Рау. Карьера Райнера взмывала вверх вместе с амбициями, и когда в 1956 году его не включили в состав олимпийской сборной в дуэте с кобылой Дублетт, Райнер демонстративно перешел в троеборье и вскоре стал лучшим троеборцем Германии, заработав место в команде на Олимпийских играх в Риме. Однако немецкая сборная по троеборью выступила не  убедительно, в личном зачете Райнер остался лишь 18-м, и после возвращения из Рима уже навсегда вернулся в выездку.
 
Незадолго до знакомства с Грете Климке и своим будущим мужем Райнером Рут смотрела его выступление на Олимпиаде 1960 года: после выпускного бала мать подарила Рут поездку в Рим, и втроем с отчимом они отправились на главное спортивное событие мира. Сидя на трибунах во время выступления Райнера, отчим пошутил над падчерицей: «Этот парень действительно талантлив и, похоже, очень умен. Вот такой муж тебе бы подошел!». Буквально через четыре года эти шутливые слова воплотились в реальность.
 
Love story
 
Во время учебы в Мюнстере Рут выступала в конкуре вплоть до класса M, и в мае 1964 года через свою подругу Грете она познакомилась с Райнером в манеже Вестфальской школы. Высокий, стройный, с элегантными чертами лица и уверенностью в себе, идеально сидящий в седле – Райнер показался юной Рут настоящим принцем. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда, и уже осенью 1964, прямо перед Олимпиадой в Токио, состоялась помолвка. 
 
Рут сдала свой первый государ­ственный экзамен, но не полетела в Токио смотреть с трибуны на дебют своего любимого в выездке на Олимпиаде в паре с ганноверским Дуксом, Рут отправилась с Райнером в качестве грума. Пара поженилась в 1965 году, и вскоре родился их первый ребенок – Рольф, а затем в течение 4 лет семья пополнилась малышкой Ингрид и Михаэлем. 
 
Новая жизнь, полная забот
 
Женитьба на Райнере Климке, который защитил докторскую степень и получил пост юриста и нотариуса в Мюнстере, стала началом очень насыщенной жизни и похоронила навечно мечту о педагогической карьере. С самого начала Рут поняла, что ей придется заботиться не только о детях, но и о лошадях, ведь в браке со всадником порой сложно разобраться, кто из них для него важнее. 
 
Вскоре после их свадьбы рядом с Мюнстерским зоопарком появился Конный клуб St. Georg, где стояли лошади Климке, а также базировалась олимпийская сборная Германии. Среди лошадей Райнера были Дукс, голштинец Рональд, Мехмед (ганноверский мерин от конкурного Фердинанда), в то время готовившийся к S-классу. Позже к этой компании присоединился 4-летний Алерих, тракененский Фабиан, рожденная в Канаде Амантиадо, голландский полукровный Паскаль, – и это лишь малая часть лошадей, проделавших свой путь под седлом Климке на мировую арену.
 
Олимпийская мания
 
К 1975 году Райнер Климке выиграл все, что только было можно выиграть в выездке: верхом на Дуксе и Мехмеде он получил все командные и личные титулы за исключением личного золота Олимпиады, ускользнувшего от него в 1968 и 1976 годах. Именно тогда новую струю в жизнь Климке внес директор Вестфальского студбука, доктор Домен, решивший, что вестфальская лошадь под седлом Климке – лучшая реклама породы. Так в 1975 году в конюшне Райнера и Рут появилось несколько лошадей для «пробы» перед аукционом, в том числе длинноногий 4-летний Алерих. С первой же тренировки Райнер понял: либо сейчас, либо никогда! Но лошадь должна была быть продана с аукциона, и цена ползла вверх со скоростью мысли, – таких денег в семье не было. Тогда Вестфальский студбук, Клеменс Фриерр фон Хеереманн-Зюдвик и Климке вскладчину купили Алериха за сенсационную по тем временам цену – 42 тыс. марок! В 1977 году Алерих (или Али, как его звали в семье Климке) выиграл первый тест S-класса, а год спустя не только поехал Малый приз, но и получил свой первый титул чемпиона Германии. При этом Алерих не был простой лошадью, он обладал горячим темпераментом, чувствительностью и не прощал ошибок, однако работа с ним настолько заворожила спортсмена, что Райнер Климке написал о нем целую книгу.
 
В 1980 году Райнер и Али вошли в сборную ФРГ, однако не смогли побороться за олимпийские медали из-за бойкота Игр в Москве. Пара выиграла командное золото и личную бронзу на альтернативном турнире в британском Гудвуде,  (неофициальная «олимпиада» для спортсменов, не поехавших в СССР), а затем повторил успех на чемпионате Европы 1981 года в Австрии. Али взрослел и приносил Райнеру все более уверенные победы: два чемпионата мира, серебро чемпионата Европы в Аахене, и, наконец, Алерих увенчал 48-летнего Райнера титулом, к которому спортсмен шел 30 лет, – Олимпийским золотом и в личном, и в командном зачете (1984, Лос-Анджелес). Здесь, кстати, тоже не обошлось без вклада Рут, ведь именно она тренировала Алериха, пока Райнер уезжал на работу или на турниры с другими лошадьми. Алерих завершил карьеру после очередного командного золота Олимпиады в Сеуле.
 
В тени сияния звезды
 
Никогда не акцентируя свои успехи в тени блеска побед Райнера, сама Рут не переставала тренироваться и выступала в выездке, у нее были свои лошади, на которых всадница ехала по программе Большого приза. Рут становилась чемпионом земли Северный Рейн – Вестфалия по выезд­ке и занимала высокие места на чемпионатах Германии среди женщин на Прифатире и Секуре. Рут завершила спортивную карьеру лишь в 2000 году, получив золотой значок за 10 побед в S-классе. 
 
Представляя, сколько энергии и заботы наполняют душу этой хрупкой женщины, становится понятно, как Райнеру удалось сочетать столько ролей, за которые его долгое время считали «любителем» в конном спорте. Райнер не только поднимался на верхнюю ступень пьедестала на Олимпийских играх, но и заседал в Парламенте Северного Рейна – Вестфалии, работал в юридической и нотариальной конторе и был активным членом Между­народного олим­пийского комитета. В своей книге «Алерих» Райнер писал: «В одиночку никому не удастся добиться успеха в спорте высших достижений. Важно работать в команде, где каждый делает свое дело, посвящает всего себя, свою жизнь и сердце благополучию подопечной лошади». Помимо жены Рут, в блистательную команду Климке входила грум Клаудия Рознер, которая практически являлась членом семьи. Каждый день семьи Климке начинался с общего завтрака, где непременно присутствовала Клаудия, затем дети шли в школу, а взрослые ехали на конюшню, где Райнер работал одну лошадь перед открытием конторы. Рут продолжала работать лошадей и заботилась о молодняке, готовила еще одну лошадь для мужа, приезжавшего на обед. Рут всегда была «палочкой-выручалочкой» в проблемах с тренировками, выбором стратегии разминки, тактики на выступлениях, вопросах с документами. 
 
Общественная нагрузка
 
Несмотря на огромный объем работы по конюшне, уже в 1981 году Рут стала помогать в работе отдела членов Федерации конного спорта Германии в качестве волонтера, а затем вплоть до 2001 года являлась вице-президентом департамента. В 2001 году Рут Климке была избрана президентом Федерации, а также выступала в качестве организатора нескольких мероприятий для членов Федерации и являлась членом жюри конкурса «Сделаем нашу конюшню лучше».  По ее инициативе был учрежден благотворительный курс, по прохождению которого инвалиды могут получить диплом грума. 
 
Трагедия мирового масштаба
 
Обладатель титулов чемпиона Германии, Европы, мира и един­ственный в мире всадник, завоевавший шесть золотых олимпийских медалей, Райнер Климке скончался в больнице родного Мюнстера после сердечного приступа 17 августа 1999 года. Этот выдающийся человек просто не мог сидеть на месте, – даже приступ настиг его на ходу – по дороге в суд в Бонне. Райнера немедленно госпитализировали, и когда он пошел на поправку, перевели в больницу Мюнстера, однако судьба была неумолима, и сердце одного из самых выдающихся конников всех времен остановилось навсегда.
 
Жизнь продолжается… ее усилиями
 
С тех пор как Рут ездила на Олимпиады и чемпионаты с мужем в 1960-е годы, мало что изменилось, и в 1970-80-е – она все также ездила и помогала во всем, но уже не мужу, а детям, а сегодня ситуация повторяется с внучками: Гретой и Филиппой. Но ни тогда, ни сейчас Рут не считала лошадей своей профессией, хотя вся ее жизнь была связана с ними.
 
Первой из рода Климке, кто решил профессионально заняться конным спортом, стала Ингрид. Она получила свое первое Олимпийское золото в 2008 году в Пекине в составе сборной Германии. В то время, когда мама покоряла спортивный Олимп, маленькая Грета под ручку ходила в школу с бабушкой Рут.  
 
Рут ездит с Ингрид на соревнования так часто, насколько это возможно, поддерживая спортсменку морально и помогая с организацией всевозможных дел. И хотя в детстве Ингрид ссорилась с родителями из-за выбора в пользу опасного троеборья, сегодня бабушка с удовольствием смотрит на Грету, начинающую путь по стопам своей мамы в этой дисциплине. Девочка ездит на пони и с гордостью отшагивает лошадей Ингрид во время школьных каникул. 
 
К сожалению, формат одной статьи не может охватить всю безграничную конноспортивную судьбу этой знаменитой династии, поэтому подробную историю Ингрид мы оставили для следующего номера «ЗМ».