Продолжение династии
Паулина Луиза Андре Бусто, отпрыск клоуна Чарли Ривеля (Хосе Андре) и дочери клоуна Кармен Бусто, родилась в Барселоне (Испания) 17 февраля 1921 года, где ее родители работали в семейном цирке Андре Circo Reina Victoria. Таким образом, с того самого момента как девочка впервые открыла глаза, она оказалась целиком и полностью во власти искусства. Во время выступления семьи в Париже в ноябре 1926 года пятилетняя Паулина исполнила пародию на Жозефину Бейкер в сопровождении своего младшего брата Хуанито на ударных.
По волнам Дуная
Тем временем семья Ривель постепенно росла – у Паулины появилось двое братьев – Чарли младший и Валентино. В 1930 году династия отправилась в длительное турне по Аргентине, где Паулина научилась танцевать танго и другие танцы и вскоре, после возвращения в Европу, поразила австрийскую публику исполнением вальса Голубой Дунай с братом Хуанито в Вене в 1932 году. В 1930-х годах семья активно гастролировала по Европе, выступая практически во всех цирках континента. Затем Чарли Ривель, создавший вместе с братьями успешное трио клоунов, решил пойти своим путем и занялся строительством сольной карьеры. Паулина поддерживала своего отца и в это непростое для него время начала выступать с номером на канате, который станет для нее основным в течение многих последующих лет.
Судьбоносная встреча
До Второй мировой войны семья Ривель блистала и на подмостках немецких театров, которые часто посещала элита того времени. Так, во время одного вечернего шоу Паулине пришлось даже подарить цветы одному из нацистских лидеров Герману Герингу, который сидел в ложе. Когда Центральная Европа погрузилась в горнило боевых действий, семья Ривель, сокрушенная с циркового пьедестала войной, нуждой и смертельной опасностью, бежала в чуждую, холодную, но относительно безопасную Скандинавию. Там Чарли Ривель начал работать с семьей Шумана, владельцами знаменитого цирка. Шуманы уже были известны своими номерами конного жанра, но именно Паулина благодаря своему природному упорству, наглости, беспремерному трудолюбию и таланту помогла довести их до совершенства и прославить на весь мир. Здесь девушка встретила и своего будущего мужа, Альберта Максимилиана Шумана – сына директора цирка Оскара Шумана. В ноябре первого послевоенного года Альберт Мак-
симилиан и Паулина поженились, хотя этот брак, как и для многих цирковых семей, не стал образцом семейного счастья...
Впрочем, в далеком 1946 году молодая пара Шуманов была погружена в эйфорию творчества.
Новый поворот
Рождение двух сыновей, Бенни в 1945 году и Жака в 1947-м, не помешало Паулине продолжить свою цирковую карьеру. Однажды тесть попросил ее поставить номер на свободе с участием шести лошадей, хотя до этого момента девушка вообще никогда с животными не работала. Такое неожиданное предложение не испугало Паулину, а скорее наоборот, воодушевило, и она ответила: «Я сделаю это, но сделаю по-своему». Бывшая акробатка и танцовщица решила привнести в консервативный мир классической дрессуры шарм и эстетику варьете. Паулина начала с необычной постановки света, новых костюмов, музыкальных аранжировок и тематических презентаций, что в те годы требовало немалых финансовых вложений.
На короткой ноге с ее Величеством
Паулина не боялась экспериментировать и не боялась трудностей – чего только стоило ее решение выйти на арену сразу же после рождения второго сына, к тому же всего через два года после окончания Второй мировой войны! В 1947 году, на который пришелся конный дебют Паулины, британский продюсер Том Арнольд и режиссер Климент Батсон запустили масштабное цирковое шоу на арене Хэррингей в Лондоне. На тот момент Лондон, по сути, лежал в руинах: к концу войны во время бомбежек погибло 30 000 лондонцев, десятки тысяч зданий были разрушены, тысячи людей осталось без крова, и тем не менее люди пошли… в цирк! Шуманы начали сотрудничать с Арнольдом, который помог им прославится именно в конном жанре. Супруги привезли в Лондон более шестидесяти лошадей и пони – чистокровных арабов, английских чистокровных и липицианов из Испанской школы верховой езды в Вене. Новые продюсеры были впечатлены идеями Паулины и ее чувством прекрасного, поэтому согласились вложить средства в дорогие костюмы и постановку – так новые конные номера появились в цирках Лондона, Стокгольма, Гетеборга, Копенгагена и других городов. Популярность цирка Шумана была столь велика, что его посещали даже королевские семьи: так, Паулина и вся ее семья невероятно гордились визитами Елизаветы II. Королевская особа никогда не пропускала лондонских выступлений Шуманов и любила лично потрепать лошадей за гривы в цирковой конюшне.
Хорошо забытое старое
Артистка придумала множество номеров с элементами высшей школы верховой езды и на свободе с участием десятков (!) лошадей разных пород и мастей. Супруги создали такие номера, как «Конное попурри» (сорок лошадей на арене одновременно), «Тройка», «Карнавал в Венеции», «Мадам Бовари в Булонском лесу» и «Фиеста в Севилье». Зимой 1958 года Шуманы снова переехали в Лондон, и Паулина стала директором-постановщиком всех конных номеров семейного цирка, черпая вдохновение в музыке, костюмах и известных фильмах той эпохи. На этот период приходятся номера «Доктор Живаго», «Моя прекрасная леди», «Робин Гуд» и т.д. В 1965 году самым большим достижением Паулины стал номер на свободе на основе «Голубой рапсодии» Гершвина: зрители были поражены грацией лошадей, дымовыми эффектами и поэзией, которая никогда до этого не звучала на арене в конных номерах.
Во всей красе
В период расцвета в конюшне Шумана насчитывалось около семидесяти лошадей. Конечно, собственно дрессурой занималась не только Паулина, но и ее муж Альберт, его брат Макс и дрессировщик Дуглас Космайер. Все номера были доведены до совершенства: выступления шли всегда в быстром темпе, только на галопе, и со всеми лошадьми управлялся один человек без помощи берейторов в проходах. За этой внешней легкостью, безусловно, стояли бесчисленные тренировки – семья репетировала по семь-восемь часов в день, однако методы работы с лошадьми оставались очень гуманными. Номера отличались не только элементами высшей школы, отточенными до совершенства, но и внешней красотой и эстетикой: у лошадей были свои костюмы – изящная сбруя, «инкрустированная» электрическими лампочками, и страусовые перья. Кроме того, все это сочеталось еще и с костюмом дрессировщика. Без «одежды» лошади тоже производили яркое впечатление, поскольку постановщики номеров умело комбинировали масти лошадей (например, с четырьмя серыми выходили восемь вороных) для большего зрительного эффекта.
Искрометный рок-н-ролл
Лошади Шуманов танцевали танго, фокстрот, канкан и рок-н-ролл, одновременно вставали на «свечку» и ходили на задних ногах, как собачки. Макс Шуман выступал с номером «римская почта», в котором выезжал на арену в костюме гладиатора и, стоя на двух лошадях, скакал по кругу, а между этими лошадьми пробегали еще двенадцать, которые делали пируэты. Помимо серьезных номеров, дрессировщики были не прочь повеселить зрителей. Так, в одном из номеров дрессировщик выезжал на маленьком смешном пони, пересаживался на лошадь, которая везла его в кресле и вдруг переворачивала, а он выходил из падения великолепным клоунским каскадом. В другом номере, когда восемь лошадей шли по барьеру передними ногами, одна шла задними ногами, а передними по манежу в очень смешной позе.
Возвращение к истокам
Цирк Шумана закрылся в 1969 году. К тому времени Паулина и Альберт разошлись, артистка оставила конный жанр и вновь начала выступать с отцом, Чарли Ривелем, хотя, конечно, такого небывалого триумфа, как в номерах с лошадьми, артистка больше так и не снискала, оставшись в памяти публики как «Equestrian Diva». После смерти отца в 1983 году она окончательно завершила свою цирковую карьеру и поселилась в Кубельесе, каталонской деревне в Испании, где родился ее отец.
Обаяние Паулины, ее художественный вкус и изысканные конные номера превратили ее в предмет всенародного обожания: она снималась в кино, блистала на первых страницах журналов, о ней писали книги и проводили выставки, посвященные ее жизни и карьере. В 2008 году она была удостоена Золотой медали за заслуги в области изящных искусств, которую ей лично вручил король Испании Хуан Карлос, отметив таким образом ее непревзойденный талант и неиссякаемое трудолюбие. Сегодня, когда возраст цирковой дивы, блиставшей на арене во второй половине ХХ столетия, перевалил за 90 лет, она продолжает оставаться живой легендой мирового цирка. Конные номера с ее участием опередили время на несколько десятилетий, стали настоящим прорывом в дрессуре и фактически положили начало такому понятию, как «конное шоу».