Абдуллаев Абдурахмон: Вундеркинд узбекского конкура

Известные люди: Абдуллаев Абдурахмон: Вундеркинд узбекского конкура

Автор: Александра ЛИЧМАН
Номер журнала: GM №5(207)2021
Фото: Елена ЗОБОВА

Еще несколько лет назад конный спорт в бывших советских республиках находился если не в упадке, то в состоянии, близком к скромному. Два года назад, когда над боевыми полями центральной России взметнулись бело-зелено-голубые флаги Узбекистана, это казалось случайностью. Однако сегодня гимн этой азиатской страны звучит уже над европейскими полями, на награждении участников пятизвездочных соревнований. Новую конноспортивную историю Узбекистана сегодня пишет молодой, амбициозный спортсмен Абдурахмон Абдуллаев.

Приехав в Москву два года назад в составе юношеской сборной своей страны, сегодня под руководством латвийского всадника олимпийского уровня Кристапса Неретникса он покоряет самые известные конкурные площадки Европы. Польский Сопот, голландская «Топс-Арена», поля испанской Оливы Нова и немецкого Херзлайка… Везде, где появляется этот молодой спортсмен, шансы соперников на победу существенно уменьшаются. А интерес растет, ведь Узбекистан все еще остается для европейских конников загадочной экзотической страной, однако при этом уже обладающей путевкой в финал Кубка наций по конкуру 2021 года. О том, какое место занимает конный спорт в жизни Абдурахмона и его соотечественников, о рецепте успеха и секретах европейских всадников мы поговорили с самим юным героем узбекского конкура.
 
Награда нашла героя
 
Конники постсоветского пространства услышали о сборной команде Узбекистана только два года назад, когда летом перед олимпийской квалификацией ваши конкуристы приехали в Москву и успешно приняли участие в основных турнирах сезона. Какое значение имела для тебя та поездка?
 
Можно сказать, что мой серь­езный спортивный путь и начался именно тогда, потому что до Москвы у меня не было таких результатов. Только два года назад, когда мы приехали на серию турниров в Россию, я начал прыгать маршруты уровня 140 и выше, и только после этого, на основе неплохих результатов в Москве, мы уже решили ехать дальше, в Европу. 
 
Это случилось тогда совершенно спонтанно. Вначале были планы приехать в Москву, где наша взрослая сборная выступала в Токийском туре. Затем мы планировали еще пару месяцев оставаться в России, а потом ехать домой. Но у меня все так хорошо складывалось, что мы решили двигаться дальше, в большой спорт. Еще ни один спорт­смен-конник из Средней Азии не выступал на олимпийской арене. Сегодня мы идем именно к этой цели. Конечно, я благодарю своего отца за то, что он поверил в меня, поддерживает и дает возможность строить карьеру в этом спорте, да и вообще, за то, что познакомил меня с конкуром.
 
Абдурахмон со своим отцом Ферузом АБДУЛЛАЕВЫМ (фото: Herve Bonnaud)
 
Благодаря твоим усилиям гимн Узбекистана впервые прозвучал над боевым полем турнира уровня «5*». Это произошло в июне в польском Сопоте. Как ты попал на эти соревнования?
 
Это был первый для меня турнир большого уровня. Меня пока не приглашают на такие турниры, из-за того, что я не имею достаточного рейтинга. Но у меня все же появился шанс выступить на этой арене, и я очень хорошо показал себя. Это совершенно непередаваемые ощущения – стоять на таком поле и слушать свой гимн. После этого президент нашей страны наградил меня орденом за спортивные заслуги – первый раз спортсмен из Узбекистана не просто выступил на таком турнире, но и выиграл. 
 
30 июня 2021 года Абдурахмон получил из рук президента Узбекистана Шавката МИРЗИЁЕВА (слева) орден за спортивные заслуги (фото: из личного архива)
 
Откровения профес­сионального конкура
 
Какой опыт дали тебе старты в Европе? 
 
Сначала я выступал в Центральной Европе, потом мы решили поехать в Испанию, принимали участие в турнирах уровня 2-3 звезды. Там я выступал на одном поле с топ-всадниками. Конечно, они были не с первым составом лошадей, но все равно я увидел, как они работают, прыгают, разминаются. Посмотреть на то, что они делают, как они готовятся к стартам – это огромный важный опыт.
 
Я отметил, что самое главное для профессиональных спорт­сменов – физическое состояние лошади. Она должна чувствовать себя хорошо, и только тогда она будет правильно прыгать на высшем уровне. Я сам был свидетелем, что каждую неделю к ним приезжает врач, берет анализы, ставит необходимые уколы, витамины – такой подход приносит ощутимый эффект, я и на своих лошадях это пробовал.
 
Абдурахмон в паре с КВИНТАРОМ на Tops-Arena в Валькенсваарде (фото: TOPS INTERNATIONAL ARENA)
 
В Европе тебя тренирует латвийский спортсмен, участник Олимпийских игр Кристапс Неретникс. Как складывается ваше общение с тренером?
 
Кристапс дал мне очень многое, это один из тех, кто способствовал моим достижениям. С каждой лошадью мы с ним работаем отдельно, потому что все лошади не похожи друг на друга, и с каждой мы ищем индивидуальный подход. В основном мы с тренером общаемся на русском языке, так проще и мне, и ему – Кристапс, конечно же, хорошо разговаривает по-русски. Иногда можем перейти на английский. Хотя я уже научил его нескольким фразам по-узбекски. 
 
Какую часть твоей жизни занимают лошади? Как строятся тренировки, и остается ли время на другие занятия?
 
Когда я нахожусь в Европе, то практически целый день провожу с лошадьми, стараюсь как можно больше сил тратить на работу с ними. Работать – это же не просто так – сесть, погалопировать и попрыгать… Работать – это означает уже сразу правильно шагать, правильно подвести коня к тренировке, анализировать каждое свое действие. Мы работаем над каждой мелочью. Я работаю четыре-пять лошадей, на каждую в среднем уходит 40-45 минут. 
 
Ну а если говорить о том, на что еще остается время, то у меня есть хобби – мы с Кристапсом играем в теннис. После тренировок с лошадьми немного отдыхаем и можем поехать на корт поиграть. 
 
На турнирах я, конечно, довольно сильно устаю, но я все равно считаю это отдыхом для себя – прыгать в разных местах, каждый раз на новых площадках. Благодаря конному спорту я увидел очень много стран. Я ездил на турниры в Польшу, Латвию, Бельгию и Испанию. В этих местах, наверное, я бы никогда не побывал, если бы не мои лошади. Мы же все-таки проводим время не только на конюшне – после тренировок вечером мы можем сходить в город, отдохнуть. 
 
Ну а что касается графика, я не нахожусь в Европе постоянно. Обычно две недели я здесь: тренируюсь, прыгаю на турнирах, а потом две недели я провожу дома. 
 
Твой тренер Кристапс Неретникс выступал на Олимпийских играх в Токио на лошади, которая принадлежит вашей семье. За кого ты больше переживал – за всадника или коня?
 
Конечно, мы внимательно следили за Олимпиадой, потому что там выступал Кристапс на нашем коне Валуре. Валур – очень сильный. Да, может быть, он не самый быстрый конь, который у нас есть, но я могу смело назвать его лошадью олимпийского уровня, потому что он достойно отпрыгал Олимпиаду, и я очень доволен его результатом. 
 
При этом нужно отметить, что на высшем уровне эта лошадь еще не успела себя показать. Он даже не прыгал еще Гран-при уровня «5 звезд». У нас на этого коня большие планы и надежды. Я сам стартовал на нем в Португалии, знаю его характер и в будущем, конечно, хочу выступать на нем в турнирах «5 звезд». Ведь всадник, который не выступает на таком уровне, никогда не сможет зайти в топ. 
 
Тренер Абдурахмона Кристапс НЕРЕТНИКС и ВАЛУР на Олимпиаде в Токио (фото: из личного архива)
 
В чем, на твой взгляд, секрет успеха в современном большом конкуре?
 
У меня есть достаточно хорошие лошади, и в них мой ключ к успеху. Насколько бы ты ни был талантливым спортсменом, пусть даже лучшим в мире, без классных лошадей ты ничего не сможешь сделать. Лично мое мнение: 75 % успеха пары зависит от лошади, остальное от спортсмена. Еще я думаю, что в конном спорте нужна удача. Нет такого, что ты самый подготовленный супервсадник и всегда выигрываешь. Это не так, потому что в нашем спорте всегда все по-разному, все зависит от спортивной формы твоих лошадей, от твоей формы, от десятков различных факторов. 
 
Для страны и для себя
 
Насколько популярен конный спорт в Узбекистане? Этот вид – все еще экзотика, или, скорее, уже модное направление?
 
Конный спорт у нас активно развивается, особенно в последние годы. Все больше и больше людей, которые раньше ничего не знали об этом виде, интересуются им. Возможно, благодаря просветительской работе – у нас развешена реклама на улицах, много турниров проходит внутри Узбекистана, куда приезжают всадники из других стран. У меня часто спрашивают, как и где можно заниматься конным спортом в Узбекистане. Я думаю, через пару лет нас ждет еще более серьезный подъем, потому что конным спортом не только интересуется очень много людей – они еще и покупают классных лошадей. И это самое главное – для развития  нужны лошади высокого уровня. 
 
Что именно изменилось за последнее время?
 
За последние годы команда Узбекистана серьезно повысила свой спортивный уровень, мы приобрели новых лошадей, все спортсмены работали над собой. Кроме того, появилось очень много новых турниров. В последний год у нас даже зимой проходили соревнования, даже во время всеобщего карантина не случилось большого перерыва. 
 
Какие цели стоят сейчас перед сборной твоей страны? 
 
Конечно, главная стратегическая цель сборной Узбекистана – это Олимпиада, но если брать более короткую перспективу, то это Азиатские игры. Они пройдут в Китае в следующем году. Четыре года назад на Играх в Джакарте впервые выступала конкурная команда Узбекистана. Тогда еще мы не были на таком уровне, как сейчас. Надеюсь, что в следующем году мы поедем на Игры не просто выступать, а бороться за призовые места. Для этого есть все шансы: у нас хорошие лошади и сильные спортсмены. 
 
Какие задачи ты видишь основными для себя?
 
Ближайшие планы для меня – прыгать в Европе, поднять свой рейтинг, зимой мы планируем поехать в ОАЭ, потому что там поменьше конкуренция. Я хочу попрыгать на пятизвездочных турнирах – в Эмиратах это легче. Там начнем, а затем будем усложнять задачи.
 
Чего бы ты сам себе пожелал на будущее?
 
Конечно же, удачи. У меня большие цели и планы – наде­юсь попасть на Олимпиаду в Париж в 2024 году. Дай Бог, у меня это получится. Время покажет, а мы будем стараться и идти к своей цели.