Помешанный на лошадях
Рожденный в Кембридже (Новая Зеландия), Марк Тодд с детства не мог оторваться от лошадей.
М.Т.: Новая Зеландия – очень «конная» страна, и всюду, где я видел лошадей, я бесконечно мог глазеть на них, пытался подойти и погладить. Мои родители не имели отношения к этим животным, зато дед владел несколькими лошадьми на своей ферме – увидев мое стремление, он арендовал у своего соседа пони для меня. Родители отдали меня в пони-клуб, и уже вскоре после первых занятий я стал выступать на местных соревнованиях для детей.
ЗМ: Вы думали в детстве, каким видом конного спорта вам хотелось бы заниматься?
М.Т.: Я хотел быть жокеем и выступать в скачках. Однако, как это чаще всего бывает, мне помешал рост. Я очень быстро вырос, и мечта о стипль-чезах и барьерных скачках растаяла на глазах. Тогда я обратил внимание на конкур, а затем перешел в троеборье. У меня довольно хорошо получалось, даже Эндрю Николсон много позже сказал: «Тодд может заставить прыгать кого угодно, его без опасения можно выпускать на маршрут кросса даже на дойной корове!»
ЗМ: Троеборье очень травмоопасно, этот факт не пугал вас?
М.Т.: К 15 годам у меня уже были сломаны два ребра, челюсть и пробито легкое, но ни разу я не подумал об этих травмах, как о поводе свернуть с пути! Для меня это были лишь досадные и мучительные моменты, вынуждавшие делать перерывы в тренировках. Мысли о том, когда же я снова смогу прыгать, не покидали меня в такие минуты!
Осознанный выбор
После окончания школы с согласия родителей Тодд поступил в технический институт в Вайкато на отделение (факультет) сельского хозяйства, и после его успешного окончания стал работать по специальности.
М.Т.: Я работал на местных фермах, но лошади оставались моей страстью, – я не мог бросить занятия спортом и продолжал ездить, выступать и продавать лошадей.
Лошади из-под Марка расходились «на ура». Тодд не только восхищал судей элегантностью своей езды, но и имел особенный талант: под его седлом прыгали даже те лошади, на которых опытные спортсмены ставили крест. Талант и природное чутье Марка превращало любого середнячка в стабильного турнирного бойца, а успехи на соревнованиях не прошли мимо внимания национальной федерации.
М.Т.: Я много времени уделял конкуру и однажды купил лошадь по кличке Топхантер. Этот конь прыгал все, что видел, я попробовал его в паре кроссов – и пошло-поехало. Кто бы мог подумать, что все так закрутится? В итоге в 1978 году я уже выступал за национальную сборную, и это был знаковый год, ведь команда Новой Зеландии впервые приняла участие в чемпионате мира в Лексингтоне (США). Я был десятым в манежной езде и вторым в стипль-чезе, но затем Топхантер получил травму на кроссе. Досаде не было предела – первый раз оказаться на мировом уровне и не доехать до конца! Надо было что-то менять…
Большие перемены
Чемпионат открыл для Марка мировое троеборье. Он понял, что ради успеха на таком уровне надо тренироваться в Европе. Подсчитав свои финансы, Марк продал большую часть своих лошадей и принял решение переехать в Англию – мекку троеборного спорта. Здесь пришлось начать с самых низов – с уборки конюшен и работы у ведущих спортсменов-троеборцев.
М.Т.: В 1980 году я впервые вышел на трассу турнира Badminton Horse Trials на лошади по кличке Саутерн Комфорт. Бадминтон – одно из сложнейших событий мирового троеборья, и как бы неправдоподобно это ни звучало – я выиграл его с первой попытки! После манежной езды я был лишь 45-м, а на кроссе стал одним из трех всадников, уложившихся в норму времени. На конкуре основные ставки делались на Люсинду Приор-Палмер и Хелен Батлер, но я вырвал победу у этих опытнейших всадниц! Я приехал на соревнования вместе со своим приятелем Эндрю Николсоном, который был моим коноводом, нас никто знать не знал – ни публика, ни спортсмены, – и тут такой успех!
28-летний Тодд наметил для себя программу-максимум – квалифицироваться к Олимпиаде в Лос-Анджелесе. Он вновь продал лошадей, на которых выступал. И оно того стоило – на Играх Тодд впервые поднялся на высшую ступень пьедестала, стал Олимпийским чемпионом в личном зачете.
С приходом популярности Марк оказался под пристальным взглядом прессы. В 1986 году Марк и его друзья-спортсмены праздновали победу команды Великобритании в чемпионате мира, и наутро газеты сообщили о пьяных плясках на столах с участием Тодда, Марка Филлипса и других троеборцев. И хотя это никак не отразилось на карьере Марка, но уже тогда начали ходить толки о неподобающем поведении спортсмена.
О спорте и длинных ногах
В 1986 году Тодд женился на светловолосой модели из Веллингтона – Кэролин Берри, которая, к слову, имела отношение к конному спорту. У них родились трое детей – Лорен и Джеймс и Люк.
М.Т.: Я не думаю, что решающим моментом был факт, что Кэролин ездила верхом, но это, несомненно, обратило мое внимание на длинноногую красотку. Кэролин, однако, никогда не мечтала о карьере спортсменки. Многие женщины в троеборье добились успеха: Мэри Кинг, Беттина Хой, а сейчас – Сара Ольготссон-Осхольд, – и все же девушки слишком эмоциональны для такого жесткого вида спорта. В троеборье очень важна концентрация и смелость, и если голова забита смешанными чувствами и личными переживаниями, ничего не получится. Так что женщины здесь успешны лишь до тех пор, пока у них все стабильно на личном фронте. Помните историю с Беттиной Хой? Мы давно дружим, и я точно знаю: никакие скандалы не могли сбросить ее с топа рейтинга, однако развод с Эндрю отбросил Беттину так далеко, что ей практически пришлось начинать все заново.
Позитивный образ
В мировом троеборье существуют три сложнейших турнира: Бадминтон, Бергли и Кентукки. Бадминтон покорился Марку Тодду с первой же попытки, а в 1987 за год до Олимпиады в Сеуле Марк выигрывает свой первый Бергли. Казалось бы, вот он – высший успех, но Марка было уже не удержать. В 1988 он вновь становится олимпийским чемпионом в личном ачете, а команду Новой Зеландии приводит к бронзовому пьедесталу. Тодд стал популярным спортсменом в своей стране, и имена его лошадей также были на слуху. Самым известным был Харизма – невысокий (всего 152 см в холке!) мерин чистокровной верховой породы. Именно на нем Марк выиграл две золотые медали Олимпийских игр (1984 и 1988 года). После игр в Сеуле Харизма отправился на пенсию на ферму в Вокато, но неоднократно появлялся с Марком на страницах газет, экранах телевидения и даже на церемонии открытия Игр Содружества в Окланде (Новая Зеландия), где Марку выпала честь нести национальный флаг. Харизма дожил до 30 лет и пал, получив по неосторожности перелом плеча.
В 1985 году на новогодней церемонии вручения национальных премий Марк Тодд был награжден членством в Ордене британской Империи, а в 1995-м возглавил этот орден.
Скандал и крах
В 1990 и 1991 годах Марк выигрывает два Бергли подряд, на Олимпиаде в Барселоне Тодд в составе команды Новой Зеландии стал серебряным призером, после чего покоряет еще два Бадминтона (1994 и 1996), а затем не останавливаясь еще да Бергли (1997 и 1999). Не удивительно, что в ходе подготовки к Олимпиаде в Сиднее (2000) Тодд был одним из главных претендентов на медаль в личном зачете, но грандиозный скандал поджидал Марка в британской прессе.
Признанный лучшим троеборцем мира, Марк Тодд готовился выступить на пятых в своей жизни Олимпийских играх, в то время как в родной стране, где он приравнивался к национальному герою, всерьез обсуждался вопрос, может ли Марк впредь выступать под флагом Новой Зеландии. Наиболее радикально настроенные деятели предлагали лишить Марка всех наград и званий.
Все дело в том, что накануне Олимпиады британский таблоид Sunday Mirror выпустил скандальную статью, обвиняющую Марка в употреблении кокаина и «двойной жизни».
Марк отказался комментировать это обвинение, но его членство в команде было поставлено под угрозу до конца расследования, инициированного Олимпийским комитетом Новой Зеландии.
Сенсационные обвинения повлекли за собой серию возмущений в рядах спортсменов – ведь карьера любого из них могла бы оказаться под угрозой, если бездоказательные обвинения желтой прессы и впредь становились бы поводом для серьезных расследований. В итоге олимпийский комитет признал обвинения безосновательными, и Марк продолжил подготовку к Играм в Сиднее. Поговаривают, что издание Sunday Mirror готово было предоставить видео, подтверждающее прием Марком кокаина, но Комитет не стал его рассматривать, ведь потеря командой такого спортсмена стала бы национальной трагедией.
Со страниц «Sunday Mirror»
Автор статьи утверждает, что 44-летний Тодд вел «двойную жизнь», в качестве доказательства приводя сюжет, развернувшийся в английской гостинице.В отсутствие жены Кэролин, которая улетела в Новую Зеландию, чтобы уладить дела на только что купленной ферме, Марк решил принять кокаин в компании друга-гомосексуалиста.На видеозаписи, которая никогда не была обнародована, Тодд якобы открытым текстом склоняет своего приятеля (названного в статье именем Дэвид) к приему наркотика: «Не хочешь кокаина? Мне самому хотелось бы курнуть превосходной травки, но она выводится из организма три недели, а ведь Олимпиада на носу... Я ведь спортсмен, у нас все серьезно, хотя как по мне, так нет ничего лучше экстези». Затем мужчины открыли бутылку розового шампанского, Марк, одетый в джемпер и джинсы, плюхнулся на кровать и произнес: «Многие люди сума сойдут, если узнают, что я здесь делаю». Затем Марк якобы принял кокаин со словами «Я никогда этим не баловался – это первый раз», и продолжил рассказывать, как ему удастся обойти тесты на наркотики накануне Олимпиады. Верить этой статье или нет – каждый тогда решал сам. Мир троеборья разделился на два лагеря: тех, кто откровенно осуждал Марка, и друзей, готовых поклясться, что Тодд никогда бы себе такого не позволил. Сам Марк отказался предоставлять какие-либо доказательства своей невиновности, заявив, что такая гнусная ложь даже не стоит его оправданий. Проведенный тест на наркотики ничего
не обнаружил, однако если это был кокаин, то к моменту забора крови он бы уже был выведен из организма по прошествии долгого времени. Правда или ложь? Стал бы Тодд рисковать своей репутацией, семьей, контрактами с «Саабом» и «Тойотой»? Ясно было только одно – несмотря на бронзу в личном зачете, это были последние Олимпийские игры в карьере блистательного Марка Тодда.
Жизнь после «смерти»
После такого всемирного скандала Марк все-таки нашел в себе силы выступить на Олимпиаде и даже занял третье место в личном зачете, после чего принял решение уйти из спорта, вернуться на родину и заняться тренерством.
М.Т.: Мы с женой и детьми вернулись на ферму Ривермонт в моем родном Кембридже. Супруга даже не сомневалась в моей невиновности, и я ей за это безмерно благодарен, ведь без ее поддержки я бы вряд ли смог противостоять всем этим толкам и идти дальше. На родине мы занялись разведением чистокровных лошадей и производством и продажей амуниции. Рожденные у нас лошади пользовались у скаковых тренеров большим спросом и даже побеждали в Кубке Веллингтона (Вилли Смит в 2007 году) и Новозеландском ОКСе (Брамбл Роуз в 2003 году). Я же не мог бросить троеборье, продолжал выступать на местных турнирах и тесно сотрудничал с федерацией, пригласившей меня на роль тренера национальной сборной. На Олимпиаду в Афинах (2004) я отправился уже не как спортсмен, а как наставник сборной страны – тогда казалось, что мой спортивный азарт пошел на убыль и я уже никогда не вернусь на уровень мирового спорта в качестве участника.
Именно тогда Марк начал работать над своей автобиографией под названием So Far So Good, которая была издана в 1998 году. Книга так быстро разошлась с полок магазинов, что Марк позднее издал еще несколько: «Харизма» (1989), «Один день троеборья», «Карманный справочник Марка Тодда» (1995) и «Троеборье для новичков с Марком Тоддом» (1996). Помимо этого довольно популярными стали обучающие фильмы авторства Марка.
Звездное возвращение
25 января 2008 года самое известное в Великобритании конноспортивное издание Horse & Hound вывесило на своем сайте информацию о том, что Марк Тодд собирается вернуться в спорт после восьмилетнего отсутствия.
М.Т.: Я решил сделать попытку квалифицироваться к Олимпиаде в Пекине на Гендальфе. Я нашел эту лошадь совершенно случайно – увидел объявление о продаже, прыгнул в самолет до Окленда, попробовал лошадь под седлом, провел все необходимые вет-чеки и тут же сделал покупку. Я ничего не планировал – так получилось само собой.
Здесь Марк немного лукавит, списывая все на волю случая, ведь его звездный «камбэк» состоялся по инициативе нового спонсора – New Zealand Bloodstock.
Снова в топе
19 мая 2008 года Тодд занял третье место на международном турнире в Сомюре (Франция), получив квалификацию к Олимпиаде в Пекине с одним из лучших показателей среди всех членов команды Новой Зеландии. Это было его восьмое соревнование за последние восемь лет. На Играх сборная заняла пятое место, результат Тодда был вторым в команде и 17-м в личном зачете. Тодд снова вернулся в строй, вновь стал появляться на международных турнирах, а спустя год заявил о возвращении в Англию.
М.Т.: Я принял решение вновь выступать на самом высоком уровне. С восьмью лошадьми, включая Гендальфа, я отправился в Англию. Там базировался в Свиндоу, где консультировал бельгийского всадника Бруно Гоенса де Хоша. В Англии я оставался до конца сезона и возвращался домой к Рождеству.
Критики с нетерпением потирали руки: что может сделать в современном спорте 52-летний легионер после восьмилетнего перерыва? Не тут то было! Тодд сразу же заявил своими сильными выступлениями, что на роль статиста он не согласен, и настроен только на победу. В 2011 году Марк вновь поднимается на вершину пьедестала турнира в Бадминтоне, а по итогам Олимпиады в Лондоне кладет в свою копилку еще одну бронзовую медаль командного зачета.
Сейчас Марк базируется на конюшне «Хедли» в Беркшире, где тренируется вместе с олимпийской чемпионкой по выездке Шарлотт Дужардин и конкуристом Луисом Цевесом. Помимо этого, он запустил успешную линию амуниции и экипировки, получившую мировое признание.
В 2013 году Марк был посвящен в рыцари новозеландского Ордена чести за заслуги в конном спорте. Церемония проходила в Букенгемском дворце в мае 2013 года, и на всех фотографиях мировых таблоидов отчетливо видны слезы на глазах Тодда, ведь буквально за пару дней до события умер отец Марка – Норм Тодд. Марк преклонил колени перед принцем Чарльзом, и с этого момента титул предписывает исключительно почтительное обращение к этому человеку – сэр Марк Тодд
Так что же это за феноменальный спортсмен?
Как показывает практика, успех в конном спорте зависит от денежных потоков, изначально направленных на развитие карьеры всадника родителями, спонсорами или другими заинтересованными лицами. Но в каждом правиле есть исключения, и весь путь Марка Тодда в мировом троеборье иначе, как исключительным не назовешь. Он сделал себя сам, а после скандального краха сумел подняться и вновь доказать всем, что он заказывает музыку на этом балу! Всадник-легенда, спортсмен-феномен, как еще охарактеризовать человека, завоевавшего за свою жизнь больше медалей, чем кто-либо за историю троеборья? Верить скандальной прессе или нет – дело каждого, но вклад этого мастера в развитие мирового спорта заслуживает уважения без всяких оговорок.