Яблоко от яблони…
Нет ничего удивительного в том, что Кензи посвятила свою жизнь лошадям, – с такими родителями, как у нее, ездить верхом она начала, что называется, с пеленок. Отец Кензи – Жан-Клод Дисли – прославился как пионер вестерн-культуры в Европе. Родился он в Швейцарии, прошел серьезную подготовку в кавалерийской школе. Жажда приключений, авантюризм и поиски новых стилей общения с лошадьми в 1960 году привели его в США, где он познакомился с ковбойской культурой и проникся ею. В 1973 году на всемирно известной конной выставке «Эквитана» он впервые представил европейской публике показательную программу рейнинга и, конечно, произвел фурор. В Европу Жан-Клод привез и первых кватерхорсов, что послужило началом разведения этой породы в Старом свете. Благодаря лошадям Жан-Клод познакомился и со своей будущей женой Магдой.
В конце 1980-х годов супруги Дисли купили участок земли на юге Испании, вблизи города Вильямар-
тин, где основали уникальный центр Hacienda Buena Suerte (досл.: Ферма «Всего наилучшего»), в котором проводится обучение сразу в двух стилях: рейнинг и «Дома бакера» («Doma Vaquera» – направление Испанской школы верховой езды). Сегодня Магда – мать Кензи – возглавляет этот комплекс, сама является мастером испанской школы верховой езды и проводит обучающие семинары и курсы.
Был ли у Кензи шанс не стать конником в такой семье? Вряд ли…
Первая любовь
Однажды, когда Кензи было девять лет, она совершенно случайно на улице увидела Джеймса – вороного жеребца, покупку которого она через некоторое время выпросила у мамы. Лошадей с таким происхождением, как у него, в Испании называют «трехкровными» («tres sangres»), то есть это помесь англо-арабской крови и андалузской. «Сразу стало понятно, – рассказывает Магда, – что Джеймс принадлежит только Кензи и больше никому. Она даже готовила ему каждый год на день рождения специальный морковный торт!»
Кензи на тот момент уже прекрасно владела искусством верховой езды и в ковбойском, и в испанском стилях. Но при работе, а лучше сказать – при общении с любимой лошадью девочке стало слишком тесно в рамках существующих правил. С юношеским максимализмом и упрямством Кензи, никого не слушая, попробовала предложить коню свои правила, основанные на игре, а не на муштре. В результате кропотливого труда и многомесячной череды проб и ошибок ей удалось добиться того, что Джеймс начал выполнять сложные элементы испанской школы без седла и уздечки.
А разные ли стили?
На первый взгляд, динамичная ковбойская езда и грациозная испанская школа не имеют ничего общего. Зародившись в южных регионах Испании, прежде всего в Андалусии, стиль «Дома бакера» значительно отличался от классической высшей испанской школы («Alta Escuela»). Конкистадоры, покорявшие американский континент, являлись в основном адептами именно этого стиля верховой езды. Спустя столетия колонизаторы Нового света превратились в ковбоев, а «Дома бакера» – в рейнинг. Традиционная школа была лишь адаптирована под новые условия. Родство этих направлений объясняется схожими целями их практического использования: и первое,
и второе придумали пастухи, которым приходилось виртуозно управлять большими стадами коров. И все же длительная автономность привела к тому, что сегодня эти два стиля ни у кого не ассоциируются друг с другом.
Дубль два
Вскоре у Кензи появился второй вороной красавец породы лузитано – Атила. По характеру он был совсем не похож на спокойного и «плюшевого» Джеймса: взрывной и своенравный, под стать своему историческому «тезке», Атила во всех отношениях был «проблемной» лошадью. Однако ключ и к его сердцу был найден – и сегодня он является основной лошадью Кензи. Атила уже стал настоящей звездой: шоу Кензи Дисли с этой лошадью на прошедшей в марте 2013 года выставке «Эквитана» (впрочем, Джеймс тоже принимал в них участие), которые проходили по несколько раз в день, всегда неизменно собирали по несколько сотен зрителей и вокруг манежа не оставалось свободного места.
Не случайный успех
На «Эквитане» у Hacienda Buena Suerte был свой небольшой стенд, где и Магда – мама Кензи, и другие члены ее семьи, представляли свою школу, а кроме того, всеми силами помогали Кензи во время ее выступлений. Чувствовалось, с каким трепетом близкие люди поддерживают свое чадо, словно оберегая только-только распустившийся цветочек.
В одном из павильонов «Эквитаны» главный редактор «ЗМ» Елена Ершова пообщалась с Кензи Дисли, и юная звезда с удовольствием дала небольшое интервью для российских читателей.
ЗМ: Расскажите, что сейчас является вашей основной деятельностью?
К.Д.: Большую часть своего времени я провожу на нашей ферме в Вильямартине, работаю лошадей, веду собственный интенсивный курс по работе с лошадью «в руках». Конечно, сама занимаюсь со своими лошадьми. Сейчас в основном я работаю с Атилой, мы оттачиваем новую программу, выступаем на различных шоу.
ЗМ: Из каких стран больше всего желающих приезжает к вам на обучение?
К.Д.: Вообще, наши клиенты – это конники со всей Европы, и это, конечно, очень приятно. Больше всего учеников из Германии. Есть даже из Америки, и их довольно много. Я думаю, это связано с большим разнообразием наших программ и смешением разных стилей. Кстати, среди испанцев мы почему-то не так уж и популярны.
ЗМ: Как вы думаете, с чем это связано?
К.Д.: Трудно сказать. Наверное, менталитет наших конников слишком консервативен. Национальная высшая школа Испании всегда считалась эталонной, а остальные течения не приветствовались.
Выступление Кензи на «Экви-
тане» заключалось в том, что всадница выполняла сложный набор элементов испанской школы (прибавленная рысь, принимания, испанский шаг, менки ног, пируэты, остановка на галопе, осаживание) с использованием традиционного снаряжения. Далее девушка снимала оголовье и седло и на «голой» лошади проезжала ту же самую программу без единого сбоя.
ЗМ: Кензи, вы так виртуозно управляете лошадью! Почему бы вам не выступить на соревнованиях по выездке? Ведь для вас, наверное, не составит труда проехать по программе Большого приза даже без уздечки и седла?
К.Д.: Я думала об этом. Да, мои лошади способны выполнять все элементы классической выездки, но профессиональный спорт подразумевает жесткие рамки выездковой схемы. Приходится принуждать лошадь к выполнению программы, а я знаю, что моему четвероногому партнеру это не доставит довольствия и в нашем общении потеряется гармония, которая и заключается в том, что лошадь чувствует себя свободной. К тому же мне наверняка будут ставить низкие оценки за импульс, поскольку езда «на свободе» не предполагает форсирования аллюров.
Сказка о восточном ветре
21 марта в кинотеатрах Германии состоялась премьера фильма «Оствинд» (Ostwind, досл.: «Восточный ветер»). Картина с великолепным вороным конем в главной роли была обречена на успех в стране, где, по статистике, двое из трех детей не мыслят своей жизни без лошадей.
Трудный подросток, школьница по имени Мика, в качестве наказания за безобразную учебу отправляется на лето к бабушке, владелице небольшой конной фермы. Там она случайно находит общий язык с самым свирепым жеребцом в хозяйстве, к которому никто не решался даже войти в денник. Между девочкой и лошадью завязывается крепкая дружба, которая в результате приводит к...
Впрочем, не будем раскрывать все секреты – вдруг когда-нибудь это кино появится и в российском прокате.
Самое же интересное, что «актерами», сыгравшими Оствинда – одну главную роль на двоих, стали лошади Кензи Дисли, а сама девушка выступила не только в качестве постановщика конных сцен и трюков, но и дублером актрисы Ханны Хёппнер. Удивительно, что лошади в этой картине не оказываются в традиционной роли исторического реквизита, а действительно играют, передавая и эмоции, и грацию, и особое взаимопонимание с человеком. Пожалуй, любого зрителя, независимо от возраста и наличия пристрастия к лошадям, этот фильм погрузит в ту непередаваемую стихию, которая и называется «любовь к лошади».
Кензи Дисли сейчас 21 год, и в ее жизни все сложилось для того, чтобы стать настоящим кудесником конной дрессуры, а успеху могут уже позавидовать многие признанные мастера. Чем Кензи будет удивлять зрителей в будущем – покажет время. Главное, что теперь мы знаем про эту удивительную девушку, разгадавшую тайны лошадиной души.