Автор: Азиза ДАМИРБЕКОВА
Номер журнала: GM №6(200)2020
Андреа Леман живет в Дюссельдорфе (Германия). Здесь в 1995-2002 она училась в художественной академии, ее мастером был профессор Маркус Люперц (скульптор и художник, представитель неоэкспрессионизма). С 2000 года активно участвует в европейских и американских выставках. Стала автором обложки автобиографической книги «Детские тетради» аргентинской писательницы Норы Ланге, переизданной в 2010 году.
О чем ваши картины?
Я пытаюсь исследовать природу реальности через живопись. Если предположить, что мир существует только в сознании, это означает, что нет ничего, кроме сознания. Реальность становится очевидной, когда человек отделяет убеждения, идеалы и социальные ценности от всего фундаментального. В вашем сознании есть много убеждений о том, что важно, красиво и хорошо, потому что принято различать добро и зло. В живописи и многих других действиях необходимо постоянно принимать существенные и формальные решения, благодаря которым становятся очевидными собственные убеждения. Живопись служит мне инструментом для исследования реальности, и, с точки зрения содержания, картины отражают идеи, которые я получаю от этих исследований.
В своих работах вы рассказываете какую-то определенную историю?
В их основе нет сюжета, но в некоторых картинах вы можете увидеть такую, едва уловимую, как бы мерцающую, историю. Она не состоит из слов, это то, что вы можете понять, только увидев. Эту историю я, скорее, открываю, нежели придумываю.
Ваше творчество производит довольно депрессивное впечатление. Это действительно отражает ваш внутренний мир?
Не совсем. Меня интересуют незнакомые и сложные моменты в психике и сознании. В случае депрессии, скажем, возможности для принятия решений кажутся сильно ограниченными. В действительности, однако, существует бесчисленное множество вариантов, которые мы зачастую не осознаем. Это во многом связано с нашим взглядом на реальность и тем, как мы определяем наши цели в мире.
Я думаю, что нам не обязательно принимать буквально то, с чем мы сталкиваемся в жизни. Всегда есть визуальный уровень, похожий на сон: разные ситуации могут иметь свое символическое значение и часто говорят с вами в юмористической манере. Этот юмор ждет вас как раз тогда, когда пугающее чудовище оказывается «бумажным тигром».
Как развивалось ваше искусство со временем?
Я всегда старалась нарисовать то, что хотела бы увидеть больше всего. То, как я вижу мир, конечно же, изменилось с годами. Вначале я была очарована возможностью реалистичного изображения и пыталась создать максимально возможную иллюзию. Теперь я больше заинтересована в растворении границ и в том, чтобы сделать видимой другую реальность.
Какое место образ лошади занимает в вашем творчестве?
Лошадь прочно укоренилась в человеческой культуре, пока изобретение машин не сделало ее труд заменимым. После промышленной революции она превратилась в некую мифологическую фигуру для большинства людей, живущих в городах. Сама по себе смена ролей очень интересна и беспрецедентна, как и новая ее роль. Сегодня в массовом сознании лошадь олицетворяет то, что раньше всегда было с человеком, но сейчас он этого лишился. Она становится символом разделения между человеком и природой.
В моей инсталляции 2010 года Pferde des Konjunktivs лошадь в гибридной форме служит посредником между желанием и исполнением. Делая что-то для определенной цели, вы чувствуете потерю. Являясь частью природы, при этом не привязанная к мыслям, как люди, лошадь исполняет их желания.