Куприн Александр: В мире животных Куприна Александра

Известные люди: Куприн Александр: В мире животных Куприна Александра

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №9 (133) 2013

Для многих Куприн – это классик мировой литературы, однако перед любителями лошадей он предстает не только как замечательный автор, но как историк, знаток и ценитель конного дела. Его рассказы отличаются не только увлекательным сюжетом и живым художественным слогом, но содержат бесценную информацию о целой эпохе отечественного коннозаводства.
Огонь, вода и медные трубы
Александр Куприн любил русскую природу, много писал не только о «временах и нравах», но и о братьях наших меньших – собаках, кошках, птицах и, конечно же, лошадях, которые фигурируют во многих повестях автора и как главные, и как второстепенные герои. Произведения Куприна были основаны на рассказах друзей, газетных заметках и собственном опыте. 
По своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а кем-то другим: отчаянным авиатором, цирковым артистом или вообще конокрадом. На все эти буйства его толкала горячая татарская кровь. Например, в сорок три года писатель вдруг начал учиться плаванию у чемпиона мира Л. Романенко, поднимался на воздушном шаре, опускался в водолазном костюме на морское дно, а со знаменитым спортсменом и авиатором И. Заикиным летал на самолете «Фарман». Тем не менее судьба распорядилась иначе, и Россия узнала о Куприне как о замечательном, талантливом авторе.
 
От первого лица
Первый рассказ Куприна «Последний дебют» был опубликован 3 декабря 1889 года в журнале «Русский сатирический листок». Получив гонорар – десять рублей (по тем временам огромная для молодого автора сумма) – Куприн купил матери ботинки за девять рублей, а сам на радостях на оставшийся рубль помчался в манеж поездить верхом. Друг Куприна, поэт Константин Батюшков вспоминал: «Однажды в деревне, в Новгородской губернии, возвращались мы из какой-то поездки к соседям верхами. Подъезжая к усадьбе, я заметил потраву: чья-то лошадь забралась в овес. Я спешился, чтобы прогнать лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за челку и привел в дом. Сел на нее верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребенок, настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, — говорил он, — хочу с ней побыть». Интересно, что на другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Куприн за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни. Куприн обожал все, что связано с лошадьми, поэтому, проживая в Париже, постоянно посещал бега и скачки, что нашло отражение в его произведениях, например, «Париж домашний». Дочери писателя, Ксении, любовь к животным передалась по наследству: она вспоминает, что в доме у них жили куры, утки, гуси, кошки, козы, собаки и лошади. На одной из редких фотографий маленькая Ксюша сидит верхом вместе с отцом.
 
Судьба играет человеком     
Куприн обожал весь мир, связанный с лошадьми, поэтому, проживая в Париже, постоянно посещал бега и скачки, что нашло отражение во многих его произведениях, например, «Париж домашний». Автор поднимает тему скачек и описывая судьбу «маленького человека». Так, в рассказе «Удод» скромный служащий, случайно попав на бега, ставит деньги на самую слабую и жалкую лошадь, которая всегда приходит к финишу последней, однако на этот раз происходит невероятное, и она оказывается победительницей. Герой получает огромную сумму, но, как говорится, «судьба играет человеком» - в трамвайной давке у него крадут выигранные деньги, и он снова превращается в жалкого бедняка. Тема тотализатора, где наиболее ярко проявляется власть случая, звучит также в рассказах «Система», «Рассказ пегого человека», и т.п.
 
Между молотом и наковальней
Образ лошади встречается в тридцати (!) рассказах писателя. 
В основу произведения «Изумруд» (1907 год) положен эпизод из жизни рысака, ставшего победителем бегов, но оказавшегося жертвой человеческих интриг. Изумруд погибает вслед­ствие коварства, алчности, корыстолюбия людей, но до последнего продолжает им верить. Во время заезда он внимательно слушает команды наездника и принимает еду из рук своего убийцы, несмотря на то, что интуитивно подозревал неладное, «чувствовал к нему непонятный ужас». Он искренне тянется к людям, но не всегда встречает понимание. В своем рассказе Куприн противопоставляет жестоких людей и беззащитных животных, и животные оказываются неизмеримо чище, выше и порядочнее. Возможно, эта история, рассказанная человеком,  прозвучала бы банально, но повествование от лица Изумруда, не осознающего до конца человеческую логику и мотивы, толкающие людей на преступление против ни в чем не повинного рысака, трогает до слез.
 
История в мастях и лицах
Для многих Куприн – это классик мировой литературы, однако перед любителями лошадей он предстает не только как замечательный автор, но как историк, знаток  и ценитель конного дела. Его рассказы отличаются не только увлекательным сюжетом и живым художественным слогом, но содержат бесценную информацию о целой эпохе отечественного коннозаводства. Так, например, в серии рассказов Александра Куприна «Рыжие, гнедые, серые, вороные...» вскрывается целый пласт уникальной российской культуры коннозаводства на рубеже XIX и XX веков. «Это история русского коневодства и коннозаводства, это история русского рысака от старинных великих орловцев Сметанки и Барса до чистокровных и чистопородных хреновских, наконец, до нынешней метизации голубой орловской крови с сухой и терпкой кровью американского рысака; это история великих охотников рысистого бега». В этом произведении писатель размышляет о том, какой должна быть беговая лошадь, и каким должен быть наездник – фактически, это настоящее пособие для тех, кто хочет преуспеть в рысистом деле, и, конечно, здесь опять звучит неиссякаемая любовь автора к лошадям всех возрастов и мастей. 
 
Чистые душой
А.И.Куприну удалось создать такие произведения, в которых лошади стали олицетворением не только красоты и грации, но также «неиспорченности», чистоты и добра. Автор писал о животных с большой неж­ностью. Перед читателем они всегда предстают отзывчивыми, наивными, непосредственными, все понимающими, но не умеющими выразить свою мысль словом. Куприн задумывался даже о создании целой книги, посвященной исключительно животным, но успел претворить свои планы в жизнь. Тем не менее он оставил нам, читателям, богатое литературное наследство. Нам остается только с благодарностью и вниманием пользоваться этим сокровищем. 
Давайте не будем забывать своих классиков, ведь они могут нас очень многому научить!