Петрова Мария: Со спортивным задором

Известные люди: Петрова Мария: Со спортивным задором

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №6(200)2020
Фото: Артем МАКЕЕВ

Любовь к лошадям. Первый тренер. Собственная лошадь. Победы, спортивные разряды, мечты и амбиции. Что дальше? А дальше заканчивается школа и начинается взрослая жизнь. Привычный график рушится, времени и сил на тренировки и старты становится все меньше. Каждый юный конник знаком с этой проблемой, но далеко не всем удается ее решить так, чтобы спортивная карьера на этом не завершилась. Мария Петрова сейчас на пороге своего 18-летия. С одной стороны – первые успехи в зачете среди юниоров, с другой – напряженная учеба на первом курсе. Как правильно расставить приоритеты?

Мария Петрова занимается выездкой на базе КСК «Отрада» под руководством тренерского тандема Марии Шуваловой и Алексея Колемасова. В 2018 году ее четвероногим партнером стал Эрос Истер Эй голландской полукровной породы. На счету пары за полтора года выступлений десяток побед в юношеских тестах, в том числе и в рамках международных турниров. В начале октября на первенстве Москвы Мария и Эрос впервые попробовали свои силы в зачете для юниоров и сходу одержали победу в Командном призе с результатом 70,343 %. 
 
Девочка, влюбленная в лошадок
 
Как лошади появились в твоей жизни?
 
Мне кажется, я с самого своего рождения была в них влюблена. Все мои игрушки были с лошадками, весь дом был в них, ничего другого не было. Мечтала, что когда-нибудь у меня появится своя настоящая лошадь. Когда мы с родителями ходили гулять в парки, я всегда просилась на пони. Однажды во время такой прогулки пони не оказалось, и тогда я впервые уговорила маму с папой посадить меня на большую лошадь. Это было что-то нереальное! Приятный адреналин, одновременно и страх, и ощущение энергии, которая идет от лошади!
 
Когда ты начала регулярно заниматься верховой ездой?
 
В третьем или четвертом классе, мне было лет десять. Когда мы ездили на дачу, то всегда проезжали мимо небольшой конюшни. Мне удалось уговорить папу разрешить ходить туда. Поначалу мама была категорически против, она боялась лошадей, считала верховую езду травмоопасной. Но потом, когда она все-таки стала водить меня на занятия и смотреть, как я езжу, то и сама начала понемногу общаться с лошадьми. Мама, как и я, человек увлекающийся, она тоже стала чувствовать эту энергию, и в какой-то момент захотела попробовать сесть верхом. Сейчас она уже коневладелец с многолетним стажем.
 
По дороге разочарований
 
Как появилось решение заниматься конным спортом уже серьезно?
 
Это пришло как-то само собой. Тренер уже просила делать какие-то простые элементы, вольты. У меня начало потихонечку получаться, и мы подумали, что можно выступать по детским схемам. Хотя, если честно, соревнования меня не интересовали. Даже наоборот – мне было жалко лошадей, которых везут в другое место, они нервничают, переживают. Позже, когда  мне было лет двенадцать, я вдобавок сильно упала с лошади.  
 
Мария Петрова и Эрос Истер Эй на стартах в родной «Отраде» (фото: из личного архива Марии ПЕТРОВОЙ)
 
Как это произошло?
 
Внутри большого плаца было выставлено выездковое поле. Ездила внутри на арендованной лошади. Она совершенно неожиданно чего-то испугалась и понесла. Я сидела в седле довольно крепко, но лошадь прыгнула через бортик, я свалилась ей на шею, а потом угодила ей прямо под ноги. Травм тогда, к счастью, не было, но испугалась я очень сильно.  После того случая я год или полтора ездила только на корде, а когда меня пытались отпускать, боялась – до слез. 
 
А зачем тогда вообще надо было садиться на лошадь?
 
Было желание перебороть этот страх, потому что я понимала, что без лошадей прожить уже не смогу. Был период – я заставляла себя ездить, хотя бы на корде. Тогда мы задумались о покупке второй, спокойной, лошади, на которой можно с чис­той душой ездить самой. Когда у меня, наконец, появилась своя собственная лошадь, я начала делать на ней элементы и почувствовала, что хочу выступать. Но тут возникла новая проблема – не выступалось! Нам тогда сильно не повезло с тренером. 
 
Наставник
 
После этого ты стала работать с Марией Шуваловой?
 
Да. Нам ее посоветовала бывшая владелица нашей кобылы. Тогда Маша смогла вернуть меня в спорт. Сначала я получала проценты 61-62, была почти последней, и, конечно, опускались руки. После каждого старта я выходила и рыдала, было очень обидно. Тренер мне сильно помогла, она мне объясняла, что нужно подождать. Нужно работать. Хорошо помню один старт, который стал знаковым для меня. Нужно было проехать на норматив КМС. Требовалось получить 67 %. В первый день соревнований – схема «Предварительный приз. Юноши» – 66,800 %. Во второй день – «Командный приз», который я ни разу не ездила. Но схему знала, и мы решили попробовать. Получилось на 67,5 %. Так я выполнила КМС, и тогда у меня опять появился спортивный задор. А родители поняли, что мне нужна спортивная лошадь, так как моя кобыла была все-таки не того уровня. Вскоре у нас появился Эрос.
 
Мария ШУВАЛОВА (слева) не только буквально с нуля научила Машу работать с лошадью, но и стала для нее полноценным наставником по жизни (фото: из личного архива Марии ПЕТРОВОЙ)
 
Твой основной тренер – Мария. Но также вам помогает и Алексей Колемасов. Расскажи поподробнее про своих тренеров. 
 
Дома мы тренируемся с Машей. Леша может помогать перед соревнованиями, на разминках, на всех турнирах он с нами. Маша контролирует мою посадку, четкость и правильность выполнения элементов. А Леша, скорее, больше следит за лошадью, за качеством аллюров. 
 
За пределами тренировок вы общаетесь?
 
Да, конечно! Особенно с Машей. Летом я целый день проводила на конюшне, смотрела, как она тренирует других. Мы можем поехать куда-то вместе. Пожалуй, нет таких тем, которые мы с Машей не могли бы обсудить. А перед стартами она понимает меня и может поддержать даже лучше, чем мама и папа. У нас есть своеобразный ритуал: перед тем, как я сажусь на Эроса перед разминкой, она меня берет за руки – как бы передает свою силу рук. А перед тем, как я выхожу на боевое поле, она меня два раза хлопает по ноге и говорит, чтобы я показала красивую езду. Эту фразу она неизменно произносит каждый раз. Это мой настоящий наставник.
 
Как изменились твои амбиции с того момента, когда ты уже серьезно стала заниматься спортом? 
 
Раньше мне было важно просто показывать хорошие результаты. После покупки Эроса планка возможностей поднялась, и цели возросли: попасть в сборную России, отобраться на первенство Европы, ехать четко, стабильно, быть лучшей из лучших.  
 
Мария Петрова и Эрос Истер Эй на стартах в родной «Отраде» (фото: из личного архива Марии ПЕТРОВОЙ)
 
Тебе важно быть лучше других на соревнованиях?
 
Не то, чтобы лучше других. Скорее, я так сама себе доказываю, что способна добиваться высоких результатов и двигаться вперед. Могу быть первой с 69-70 процентами, но быть недовольной из-за своего перфекционизма. Когда мне кажется, что у меня начинает все здорово получаться, я смотрю на всадников из Европы, на юношей и юниоров, и понимаю, что мне до них еще далеко. 
 
Между прошлым и будущим
 
В этом году ты окончила школу. Где учишься теперь?
 
В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Я хотела получить базовое юридическое или финансовое образование, с которым дальше смогла бы развиваться. 
 
 Какой ты видишь свою профессиональную карьеру?
 
Я учусь на Факультете международных экономических отношений с частичной реализацией на английском языке. Надеюсь, что, отучившись четыре года, пойду в магистратуру. Думаю, получится пройти стажировку заграницей – моя профессия это подразумевает.
 
В какой сфере?
 
Тут большой выбор. Моя специальность – экономика и бизнес в топливно-энергетическом комплексе. Довольно перспективная. В какую-нибудь топливно-энергетическую компанию на стажировку, надеюсь, а потом – на работу в этой области. 
 
А как же лошади?
 
Пока просто продолжать, как есть. Сейчас цели все те же – попасть в сборную, отобраться на первенство Европы и быть там в топе. Но загадывать не буду.  
 
 У тебя есть такая идеальная модель жизни, где ты и с лошадьми, и в своей профессии?
 
Да, я хотела бы найти работу, которая будет мне нравиться с более-менее свободным графиком. А лошади останутся для души, чтобы я могла приезжать тренироваться по вечерам или утром. 
 
Как ты думаешь, если бы не сложилось с лошадьми, твоя жизнь была бы принципиально другой?
 
Да. У меня бы определенно не было такого характера, какой есть сейчас. Спорт меня вытягивал в определенные периоды, особенно в подростковом возрасте. Наверное, он меня спас от плохих ситуаций. Я еще ходила в художественную школу, занималась танцами. Входила в младший состав рабочей группы TODES, даже один раз съездила на гастроли в Нижний Новгород. Но из-за проблем с коленом пришлось с танцами закончить и выбрать конный спорт.
 
Какая у  тебя сейчас главная мечта?
 
Наверное, прозвучит  банально, но оставаться счастливой, и чтобы этому ничего не мешало. Сейчас я счастлива! 
 
(фото: Артем Макеев)
 
Мария Петрова: персональный ТОП-3…
 
…всадников: Катрин Дюфор, Эдвард Гал/Шарлотта Дюжардин, Семмиеке Ротенбергер;
…лошадей: Джовиан (Андреас Хельгстранд), Глокс Тото Джуниор (Эдвард Гал), Революшн (Андреас Хельгстранд);
 …фильмов: «Дневник памяти», «Хатико», «Три метра над уровнем неба»; 
…предметов в школе: физкультура, математика, английский и французский;
…мест на планете: дом, КСК «Отрада», Тоскана (Италия);
…блюд: роллы Калифорния, торт Наполеон, манго; 
…книг: «Мой лучший враг», «Гордость и предупреждение», «Война и мир»;
…человеческих качеств: честность, чувство юмора, умение поддержать.