Батурина Елена: Ностальгия по Батуриной

Известные люди: Батурина Елена: Ностальгия по Батуриной

Автор: Анна БЕКЛЕМИШЕВА
Номер журнала: GM №2(196)2020
Фото: пресс-служба Е. Н. Батуриной

 Любая руководящая должность – миссия не из простых. Стоять во главе Федерации конного спорта России – значит жить взлетами и падениями далеко не самой популярной в нашей стране спортивной дисциплины. А делать это на исходе 1990-х и в начале «нулевых» сложно вдвойне. Елена Батурина, вдова экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, находилась у руля ФКСР шесть непростых, но плодотворных лет – с 1999 по 2005 год.

«Совершенно обычная биография»
 
Елена Николаевна Батурина родилась 8 марта 1963 года в обыкновенной московской семье – родители трудились на заводе «Фрезер», старший брат ходил в общеобразовательную школу в районе Рязанского проспекта, куда позже пошла и Елена. По стопам Виктора она последовала и тогда, когда настала пора выбирать высшее образование – и поступила на вечернее отделение Института управления им. Серго Орджоникидзе, параллельно работая на заводе – там же, где и родители.
 
С будущим супругом и будущим мэром Москвы Юрием Лужковым девушка познакомилась в исполкоме Моссовета, куда пришла работать после получения диплома. Сердца обоих на тот момент были заняты, и поначалу их связывали исключительно деловые отношения. Со временем судьба перетасовала карты, и в 1991 году Батурина и Лужков поженились. В 1992 году у них родилась дочь Елена, а еще спустя пару лет – Ольга.  
 
Первая (а вплоть до 2019 года – единственная) российская женщина-миллиардер начала свой путь в бизнесе еще до того, как в нашей стране появилось само понятие «бизнес». В 1989 году – с братом она основала кооператив. Затем появилась компания «Интеко», в область деятельности которой в итоге вошла коммерческая недвижимость, строительство и инвестиции. После продажи «Интеко» Елена Николаевна занялась гостиничным бизнесом – причем в этой сфере она не стала ограничиваться Россией. 
 
Батурина всегда интересовалась самыми разными сторонами жизни, и распространяла свою деятельность во многие сферы, помимо бизнеса – это и коллекционирование произведений искусства и классических автомобилей, и теннис, и горные лыжи… Отдельной частью ее жизни, без сомнения, стали лошади и конный спорт. 
 
Коня на скаку остановит
 
С конным миром Елену и Юрия познакомил друг семьи – известный советский и российский офтальмолог и глазной хирург Святослав Федоров, еще в начале 1990-х годов. (Этому человеку, к слову, обязан своим появлением и наш журнал – первые выпуски «Золотого Мустанга» не увидели бы свет без поддерж­ки Федорова). Потом супруги получили в подарок одну лошадь, затем вторую… Так занятия верховой ездой стали регулярными. Сначала верхом села сама Елена Николаевна, потом она посадила в седло дочек, затем присоединился и супруг.
 
«Как человек садится на лошадь, как он с ней договаривается, так он строит отношения и с людьми, – говорила в одном из интервью Батурина. – Стоит посадить человека на лошадь, чтобы увидеть, как он будет вести себя в коллективе: станет лидером или нет, будет диктатором или пойдет на компромисс. Кто уверен в себе, тот слушает лошадь, определяет, чего она хочет, потому что знает – в нужный момент он ее остановит. Некоторые боятся лошадей, начинают осторожничать, другим нужно непременно с ними бороться, показывать свою власть. Как веду себя я? Спокойно. Вообще с лошадьми легче мужчинам. У них крепкая рука, и остановить животное труда не составляет. Вот Лужков может справиться с любой лошадью».
 
ЛУЖКОВ и БАТУРИНА на открытых российских соревнованиях по пробегам, которые в 1999 году прошли на аэродроме в Тушино (фото: Борис Кавашкин (ИТАР-ТАСС))
 
Возрождение
 
С 1996 по 1999 год пост президента ФКСР занимала легендарная Елена Петушкова. Ее авторитет в конноспортивном сообществе как внутри страны, так и во всем мире, сиял невидимым ореолом. Кроме выдающихся спортивных достижений, Петушкова имела огромный опыт общественной деятельности, естественно, досконально разбиралась в нюансах конного спорта. Ее можно было бы назвать идеальным руководителем национальной федерации, если бы ее президентство выпало не на то суровое время, которое было в стране (массовая продажа лучших лошадей из России на Запад происходила именно тогда). У Петушковой было все, кроме денег. А в конце 1990-х только стабильное финансирование из негосударственного источника могло поддерживать конный спорт. В течение последующих двух десятилетий этот принцип, кстати, так и не поменялся. Нужен был кто-нибудь по-настоящему богатый.
 
Так на смену Петушковой (и даже можно сказать, по ее просьбе) пришла Елена Батурина – и в этом действии многие видели положительные моменты. Появление на конноспортивной сцене одной из богатейших женщин мира, любящей лошадей и открыто заявляющей о своем желании возродить в России традиции верховой езды, развивать спорт и привлекать к нему молодое поколение, период взросления которого приходился на непростые 1990-е, было как нельзя кстати. 
 
Батурина приступила к исполнению новых обязанностей решительно. И конечно, ключевым событием ее президентства стал знаменитый Кубок мэра. 
 
«Это один из самых прогрессивно развивающихся турниров в Европе, и если так пойдет и дальше, то через пару лет он может стать едва ли не самым популярным, – говорил победитель турнира в 2002 году норвежец Гейр Гулликсен. – Ваш призовой фонд один из самых больших в Европе (200 тыс. долларов – прим ред.), и растет с каждым годом. Не надо думать, что западные спортсмены приезжают в Москву, надеясь на легкий выигрыш. Я, как и на любом другом международном шоу, должен ехать быстро и чисто, и так же, как и на других турнирах, я соревнуюсь и с Лудо Филиппаэртсом, и с Хеленой Вайнберг, и с Вилли Меллигером. Конкуренция очень сильная. В Москву нужно привозить хороших лошадей». В старт-листах Кубка мэра в разные годы можно было найти и Родриго Пессоа, и Йеро Дуббельдама, и Рольфа-Горана Бенгтссона. Благодаря участию конкурных звезд первой величины этот турнир быстро окрестили «окном в мир» для отечественных конников. Турнир привлекал спонсоров, прессу, тысячи зрителей, которые платили за вход (!), чтобы попасть в Лужники. Кубок транслировался на федеральных телеканалах. 
 
Церемония награждения во время Кубка мэра 2000 года: с Юрием ЛУЖКОВЫМ и Еленой БАТУРИНОЙ швейцарец Вилли МЕЛЛИГЕР, победа в Гран-при принесла ему 20 тыс. долларов (фото: Виталий Белоусов (ИТАР-ТАСС))
 
Уникальность его состоит еще и в том, что он, в оличие от других турниров, проводился не на специализированной конноспортивной арене, а на крупнейшем стадионе страны. Кстати, на травяном покрытии. В один из Кубков мэра – в 2001 году – имело место и вовсе невероятное шоу: вечером, под светом прожекторов, на зеленом поле проходили соревнования по... выездке.
 
Обратной стороной такого явного вектора Кубка мэра в сторону мировых звезд стал нарастающий с каждым годом ропот со стороны российских конкуристов. Выходить на одно боевое поле с олимпийским чемпионом Дуббельдамом – это, конечно, почетно, и опыт бесценный (который большинство наших соотечественников больше нигде не могло получить). Но возвращаться с этого поля нашим конкуристам хотелось, конечно, с трофеями. Понимание того, что большая часть призового фонда почти беспрепятственно уезжает заграницу, стало переходить в раздражение, а за спиной президента Федерации звучали упреки. 
 
Йеро ДУББЕЛЬДАМ (Нидерланды) победил на этапе Кубка мира (фото: Виталий Белоусов (ИТАР-ТАСС))
 
 Какое бы не было отношение к Кубку мэра, этим примером Батурина задала высокий стандарт того, каким должен быть правильный турнир. Тренд быстро подхватили и другие организаторы соревнований, между которыми даже в какой-то степени завязалось соперничество. Благо, экономическая ситуация в стране в то время благоприятствовала большим финансовым вложениям в конный спорт со стороны крупного бизнеса.
 
Так о том периоде российского конного спорта и своем общении с Еленой Николаевной вспоминает Вита Козлова – президент БМКК «PRADAR»: «Безусловно, Елену Батурину можно назвать сильным управленцем. Вместе с ней в Федерации работала маленькая, но эффективная команда профессионалов, при этом спортивные вопросы держались на плечах Елены Владимировны Петушковой, а общие вопросы менеджмента успешно курировал Александр Дмитриенко. За период президентства Елены Батуриной я стала лучше понимать мотивы ее решений. Ее бесспорным достижением стала поддержка инициативы FEI в вопросе проведения в Москве чемпионата Европы по выездке. Благодаря усилиям Батуриной Россия выиграла тогда конкурс у серьезных конкурентов. Но, к нашему огромному сожалению, за полгода до начала турнира Батурина проиграла выборы Селезневу, который благополучно "убил" чемпионат Европы». 
 
Чем еще запомнились те неполные шесть лет в истории нашего конного спорта, когда им руководила первая леди Москвы? Впервые с начала 1990-х годов российские конкуристы смогли принять участие в Олимпиаде, наши спортсмены командой стартовали на чемпионате Европы. Тогда же было положено начало международным соревнованиям по выездке и троеборью для юношей и юниоров. Да и в целом был достигнут огромный прогресс в развитии детского и юношеского конного спорта России. 
 
При активном содействии ФКСР спортсмены с ограниченными возможностями приняли участие в Паралимпийских играх. Совместно с Международной федерацией конного спорта ФКСР были сформированы четкие программы развития различных видов конного спорта в России и Восточной Европе. Внешней политике федерации Батурина уделяла большое внимание. «При Батуриной активно происходила интеграция России в международный конный спорт на правах равной среди равных», – вспоминает Вита Козлова. 
 
Не стоит забывать, что в первый год пребывания Батуриной в должности президента ФКСР был проведен и первый «Эквирос» – событие, ознаменовавшее в буквальном смысле прорыв в сфере конной индустрии. К организации выставки Елена Николаевна имела самое прямое отношение. 
 
_______________________
 
Главные гастроли наших в батуринскую эпоху
 
Олимпийские игры – 2000 (Сидней, Австралия)
Выездка: 
• Елена Сиднева/Подход – 23 место, 
• Светлана Князева/Рашн-Дэнс – 39 место.
 
Чемпионат Европы – 2001
Выездка (Ферден, Германия): 
• Елена Сиднева/Артакс Кондор – 27 место, 
• Инесса Потураева* /Таргим – 38 место, 
• Татьяна Слепцова/Буклет – 39 место, 
• сборная по выездке – 10 место из 10 команд.
 
Всемирные конные игры – 2002 (Херес де ла Фронтера, Испания)
Конкур: 
• Владимир Туганов/Лу Лу – 67 место.
Выездка: 
• Елена Сиднева/Артакс Кондор – 12 место, 
• Александра Корелова/Балагур – 27 место, 
• Елена Калинина/Манхэттен – 46 место, 
• Инесса Потураева*/Таргим – 61 место, 
• сборная по выездке – 8 место из 13 команд.
 
Чемпионат Европы – 2003
Выездка (Хикстед, Великобритания): 
• Александра Корелова/Балагур – 28 место, 
• Елена Калинина/Манхэттен – 35 место, 
• Елена Сиднева/Артакс Кондор – 52 место, 
• Татьяна Слепцова/Буклет – 57 место, 
• сборная по выездке – 10 место из 14 команд.
Конкур (Донауэшинген, Германия):
• Михаил Шемшелев/Массимо – 55 место,
• Наталья Симония/Аль-Пассал – 55 место, 
• Владимир Туганов/Касио – 55 место, 
• Михаил Сафронов/Робин Гуд – 55 место, 
• сборная по конкуру – 16 место из 18 команд.
 
Олимпийские игры – 2004 (Афины, Греция)
Конкур: 
• Владимир Туганов/Лерой Браун – 33 место.
Выездка: 
• Александра Корелова/Балагур – 23 место.
 
*с 2013 года – Меркулова
__________________________
 
С лошадьми по жизни
 
При всех многочисленных дос­тижениях Елена Батурина так и не смогла стать по-настоящему «народным» президентом ФКСР. Конников отталкивало некоторое высокомерие и закрытость жены московского градоначальника. Несмотря на действительно страстное и искреннее увлечение лошадьми, в общении с конниками она всегда держала внушительную дистанцию. Исходя из того факта, что Батурина систематически и принципиально игнорировала своим посещением крупные конноспортивные события, в частности такие статусные турниры как Кубок конного завода Георгенбург или «Хрустальное седло», можно констатировать: со многими крупными игроками конноспортивной индустрии она не смогла выстроить конструктивный диалог. К ее репутации можно вполне применить известные слова: «Страшно далеки они от народа». В январе 2005 года после голосования на отчетно-выборной конференции Елену Батурину сменил Геннадий Селезнев. После той переломной конференции Елена Николаевна сдержанно отметила, что «будет искренне рада, если новому президенту удастся сделать работу Федерации еще лучше».
 
Прощание с Ю. М. ЛУЖКОВЫМ 12 декабря 2019 г. (слева направо): дочь Елена ЛУЖКОВА, президент Владимир ПУТИН, Елена БАТУРИНА, дочь Ольга ЛУЖКОВА  (фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС)
 
Елена Батурина стала экс-президентом ФКСР, но не «экс-конником». Лошади так и остаются важной частью ее жизни. Еще в 2000 году она приобрела конный завод «Веедерн» в Калининградской области, территория которого до войны относилась к Восточной Пруссии, а завод специализировался на разведении тракенов. Усадьба и конный завод с почти двухвековой историей с приходом новых владельцев получили новую жизнь и были тщательно восстановлены. Здесь вновь стали заниматься разведением лошадей – ганноверской, голштинской и тракененской пород. В 2017 году конный завод получил статус племенного репродуктора по разведению лошадей ганноверской породы.
 
Конный завод «Веедерн» (фото: пресс-служба Е. Н. Батуриной)
 
«Ее высокомерие и даже некоторое самодурство вызывали неприятие и мешали рас­смотреть положительные стороны, которые проявились лишь спустя время и в сравнении, – вспоминает Вита Козлова. – Много позже, оглянувшись назад, я поняла, что авторитарное правление Батуриной было светлой, очень светлой полосой в жизни российского конного спорта. Это однозначно был лучший период в постсоветской истории».