Мой верный друг – велосипед…
Несмотря на то, что семья Дойссера на протяжении многих лет так или иначе была связана с лошадьми (отец ездил верхом, а дедушка и дядя превратили старую ферму в конюшню на 50 денников), верховая езда поначалу не была для юного Даниэля мечтой всей жизни. «Когда я учился в школе, то занимался совершенно разными видами спорта: велокроссом, теннисом, пинг-понгом, плаванием… Я пробовал все подряд и каждые выходные участвовал в соревнованиях, то здесь, то там, и однажды даже попал на региональный чемпионат по велокроссу, – вспоминает Дойссер. – Тогда я понял, что больше всего мне нравится соревноваться и решил, что в этом и состоит мое предназначение». В конце концов, Дойссер все-таки остановил свой выбор на лошадях и занялся конкуром, который для него был очень похож на любимый скоростной велокросс.
Слотак: базовые знания
Спустя всего десять лет спортсмен оказался в десятке лучших конкуристов мира! Конечно, никакого чуда не произошло, его успех – это результат долгого и кропотливого труда. Даниэль начал свой путь в мире большого спорта в 19 лет на конюшне немецкого спортсмена Зигфрида Херродера. Однажды Зигфрид отправился в хозяйство знаменитого Франке Слотака, чтобы присмотреть новых лошадей, и захватил юношу с собой. Оказалось, что Слотаку нужен был новый всадник, и Херродер без сомнения порекомендовал ему своего подопечного.
«Именно на конюшне Слотака я получил настоящую базу, – говорит Дойссер. – До этого я работал с разными тренерами, ездил на мастер-классы, но именно Франке показал мне, что такое настоящая верховая езда. Он научил меня не только хорошо прыгать, но работать с уклоном в выездку, грамотно планировать тренинг с учетом индивидуальных особенностей животных, заниматься с молодыми лошадьми». Сам конкурист до сих пор считает своего наставника непревзойденным учителем и невероятно благодарен ему за полученный опыт. «Франке и сам ездит просто потрясающе, – говорит Даниэль. – Он садился на лошадь, прижимал шенкель, и она расслаблялась! Он никогда не пытался перебороть коней, заставить их работать силой – независимо от их пола, экстерьера, характера – ему нужны были лишь седло и уздечка, и никаких дополнительных приспособлений!»
Самым важным уроком, который всадник извлек из работы со Слотаком, стало терпение. Конкурист вспоминает, что его учитель никогда не нервничал и не требовал сиюминутных результатов, например, в работе со сложными лошадьми он спокойно ждал три или четыре недели, чтобы конь мог спокойно понять, что от него требуется. Кстати, на конюшне у маэстро Даниэль Дойссер познакомился с еще одним учеником Слотака – Владимиром Белецким, с которым до сих пор поддерживает дружеские отношения.
Топс: спортивный конвейер
Дойссер провел на конюшне Слотака четыре года, и следующим этапом в его карьере стала работа с Яном Топсом, которая в корне отличалась от того, к чему он привык. До этого момента спортсмен стартовал лишь в Германии, а после переезда к Топсу, уже через пять дней его отправили на двухнедельный турнир в Сен-Тропе сразу с десятком незнакомых ему лошадей. «Это было непросто, – с улыбкой вспоминает он. – Не было вообще никакой подготовки – сел и поехал!» Однако именно тогда всадник познакомился с лошадьми настоящего топ-класса, которые заложили основу его феноменального успеха – Эйр Джордан Зет (который принес ему титул вице-чемпиона в финале Кубка мира в Лас-Вегасе в 2007 году), Апстилоном, Пристанной и Вонка. «Я отправился на турнир на Апстилоне, поездив на нем всего четыре дня, и мы заняли второе и первое место на этапах Кубка мира в Осло и Хельсинки, получили серебро в Штутгарте и остались пятыми на Гран-при в Париже!» – говорит Дойссер.
В этот период спортсмен уже не оттачивал свои навыки в конкуре, а, скорее, набирался соревновательного опыта, учился логистике и планированию, перевозке и тренингу лошадей в рамках турниров. «У Франке если лошадь не показывала результат в выходные, следующие она пропускала, – вспоминает Даниэль. – А у Топса, ты отправлял эту обратно домой, а сам садился на другую, а если и она выступала средне, прежнюю возвращали, и так далее. Сейчас для меня – это нормально, но тогда такой темп и график были в новинку». При этом Дойссер понимал, что стартовать настолько активно и показывать высокие результаты, получится только при наличии высококлассных лошадей, способных выдержать большую нагрузку и тренинг вдали от дома. В итоге он принял решение уйти от Топса и попробовать себя в другом месте. Как оказалось, Даниэль был прав, и следующее партнерство в очередной раз стало знаковым в его карьере.
Контер: на своих условиях
Стефан Контер, владелец известных бельгийских конюшен Стефекс Стейблз, узнал, что Дойссер ищет новое место и предложил ему стать частью своей команды, однако нарвался на холодный отказ. Конкурист подумал, что его ждет похожий график, и был категорически против, но Стефан продолжал упорно ему звонить и, наконец, убедил конкуриста поговорить тет-а-тет. На встрече Дойссер сразу заявил, что ему нужен спорт и пара-тройка хороших лошадей, а не бесконечный конвейер, и Контер дал свое согласие.
В мае 2012 года Даниэль начал работать в Стефекс Стейблз, где впервые познакомился со своим будущим легендарным напарником – Корнетом д’Амур, сыном Корнета Оболенского. «Корнета выставили на продажу, несколько спортсменов от него отказались, а я решил взять, – говорит Дойссер. – На тот момент он был у меня вторым номером, я прыгал на нем по небольшим высотам, чтобы он набрался уверенности. Корнет изначально стартовал очень резко и прыгал с большим запасом, не слишком доверяя всаднику, поэтому мы решили двигаться небольшими шагами».
Первым крупным турниром для пары стали старты в Калгари (Канада) осенью 2012 года: на первом этапе конь вновь растерялся, но затем отпрыгал чисто оба раунда в Кубке Наций. «Для меня нет лошади лучше Корнета, – говорит Даниэль. – По моему мнению, он настолько хорош, потому что обладает целым рядом прекрасных качеств: у него хорошая техника, он кровленый, но не чрезмерно, очень осторожен, но все же не боится жердей. Другими словами, он знает, что делать на боевом поле. Кроме того, мы почти одновременно попали в конюшни Стефекс, поэтому у нас была возможность вместе расти и становиться лучше. Я думаю, именно поэтому мы такая хорошая команда».
Корнет стартовал под седлом Даниэля семь лет подряд и успел за свою карьеру выиграть финал Кубка мира в Лионе в 2014 году, стать его бронзовым призером в 2016 году в Гетеборге, дважды в составе команды Германии завоевать серебро чемпионата Европы в 2013 году в Хернинге и в 2015 в Аахене и попасть в первую десятку личного зачета чемпионата мира на Всемирных конных играх 2014 года в Кане. Серый красавец ушел на заслуженную пенсию в возрасте 16 лет – церемония прощания четвероногого спортсмена с публикой прошла 31 августа в Брюсселе на турнире Stephex Masters – 2019.
Между Германией и Бельгией
В то время как мерин наслаждается отдыхом, немецкий спортсмен продолжает стартовать уже на других лошадях – Тобаго Зет, Киллер Квин, Калисто Блю, Киане ван хет Хердершоф, которые помогли ему в сезоне 2019 заработать почти полмиллиона евро и занять третье место в рейтинге Longines Global Champions Tour. Правда, в феврале 2019 года спортсмен всерьез задумался о смене спортивного гражданства: за последние два года он ни разу не выступал в составе национальной сборной, поскольку не согласился с условиями контракта, предложенного Федерацией конного спорта Германии, который обязаны подписать все члены команды.
Дойссер даже сначала решил перейти в сборную Бельгии, поскольку уже несколько лет постоянно живет в этой стране, как и его работодатель Стефан Контер. Однако шеф-экип немецкой сборной Отто Беккер вскоре заявил, что в контракт были внесены изменения, которые делают возможным возвращение Дойссера в команду в сезоне 2019 года. И действительно, в конце мая конкурист отправился на турнир CSIO Piazza di Sienna в столице Италии уже в составе национальной сборной.
Талисман
В 2015 году спортсмена ожидал новый крутой поворот: Даниэль со своей второй половиной Каролин Воутерс стали счастливыми родителями девочки. Малышку назвали Стеллой. С появлением семьи конкурист всегда стал возвращаться домой не позже воскресенья, а на турниры уезжать только в четверг вечером или даже в пятницу утром. «Мой распорядок дня изменился, – говорит Дойссер, улыбаясь. – Теперь я везде немного опаздываю, потому что использую каждую свободную минуту, чтобы побыть со своими девчонками. До рождения Стеллы лошади были самой важной вещью в моей жизни, но сейчас она на первом месте. И, честно говоря, с момента ее рождения моя карьера пошла в гору: впервые в своей жизни я приблизился к вершинам мировых рейтингов, так что, возможно, Стелла – это мой "талисман", который был мне так нужен». Одним из первых о пополнении в семье Дойссера узнал… Корнет де'Амур, которого счастливый отец познакомил с девочкой сразу после ее рождения.
Сейчас Дойссер активно продолжает спортивную карьеру, ведь новые победы не за горами, тем более к своим 38 годам он давно выработал собственную стратегию успеха: «Никогда не стремитесь подражать кому-то, не пытайтесь ездить как кто-то другой, пусть это даже Людгер или Маркус (Бербаум и Эйнинг соответственно – прим. ред.). Учитесь у других, но сосредоточьтесь на своих сильных сторонах, идите своим путем и непременно добьетесь успеха!».