Когда Голштинский союз приобретал у Вильфрида Томанна из Дресдорфа гнедого жеребчика от Каретино, то ставка была сделана, прежде всего, на его блестящее происхождение. Ведь в юном возрасте Касал Аск, рожденный в 1999 году, ничем не выделялся среди своих сверстников. Мягко говоря, представители Голштинского союза были от него не в восторге. По словам доктора Томаса Ниссена, Касал Аск по внешним данным даже немного не дотягивал до идеала, о котором мечтали многие конезаводчики. Но богатое происхождение сыграло свою роль, ведь его отец Каретино уже славился прекрасными жеребятами, а материнская линия 890 была одной из ценнейших в голштинской породе.
Материнская линия 890
Мать Касал Аска – красивая статная Кира XVII была дочерью Лавалля I, которого по праву считали самым элегантным сыном Ландграфа, что и неудивительно, если мы прибавим 50% чистой крови его деда, легендарного Лэдикиллера хх, к его матери Мадам – дочери чистокровного Сакраменто Сонга хх и внучки по матери полукровного Ванфрида. В итоге Лавалль имел кровность по чистокровной породе 63,48%. О его жизни известно только, что он стоял на передержке в Дании, где выступал в конкуре. Киру XVII еще жеребенком приобрел Вильфрид Томанн, который заметил, каких отличных жеребят от Каретино давала ее полусестра по матери Таура (от Лорда). Таура подарила голштинской породе четырех полных братьев: жеребцов Сезано I и II, имевших лицензию Голштинского союза, и меринов Коналли и Крокодила Дэнди. Последний в 1995 году выиграл чемпионат мира для молодых конкурных лошадей и впоследствии успешно выступал под седлом американской всадницы Алисон Файерстоун. Помимо Касал Аска, Кира XVII является матерью резервного чемпиона керунга в Ноймюнстере в 2005 году, темно-гнедого Кларанса I (от Карано), проданного в Испанию за 250 тыс. евро. Три ее дочери были удостоены региональных премий, и в 2016 году родились их первые жеребята. К сожалению, Кира XVII пала летом этого года, через два дня после рождения ее двенадцатого жеребенка.
Лучший сын Калетто II
Отец Каретино – Калетто II являлся идеальным образцом селекции, к которому стремились конезаводчики из Голштинии при переходе от типа рабочей лошади к спортивному типу. Это был жеребец великолепной гнедой масти, с благородным экстерьером, выразительным глазом, уверенный в себе, с безупречным телосложением и прекрасными движениями на всех трех аллюрах. Калетто родился в 1978 году и в двухлетнем возрасте стал победителем Голштинского керунга в Хольстенхаллене. Отец Калетто II, привезенный из Франции Кор де ля Бриер, также отвечал стремлениям голштинских конезаводчиков, а мать Дека принадлежала к знаменитому голштинскому роду кобыл 730b, имевшему проверенные гены. В родословной Деки свое влияние по отцовской линии через Консула оказал чистокровный Коттедж Сон хх, что в сочетании с кровью англо-нормандского Кор де ля Бриера дало желаемый селекционный эффект. Блестящие способности Калетто II проявились во время испытаний конкурных лошадей, и, судя по всему, его ждало блестящее будущее, но во время проведения земельной выставки в 1984 году он трагически погиб в результате несчастного случая. Выдающийся Калетто II использовался в качестве производителя лишь четыре года и дал всего двенадцать лицензированных сыновей. Его линия продолжилась через жеребцов Каскадера, Корлеона и Каретино. Однако первые два не принесли перспективных сыновей, поэтому все надежды возлагались на имевшего успех во время Голштинского керунга в 1985 году – через год после гибели Калетто – жеребца Каретино. Интерес к Каретино, принадлежавшего Голштинскому союзу, конезаводчики проявили после испытаний жеребцов в Медингене, которые Каретино закончил на третьем месте с высокой оценкой за прыжковые качества в 9,5 балла. Он работал в качестве производителя и с большим успехом прыгал на турнирах для молодых лошадей. В 1991 году талантливый жеребец начал выступать под седлом датчанина Бо Кристофферсона. Вместе они завоевали более 40 призовых мест в национальных и международных соревнованиях. Через три года новым всадником Каретино стал Людгер Бербаум, с которым они успешно выступали в Брюсселе, Болонье, Париже и Бальве, но из-за травмы спортивные выступления Каретино прекратились, и он до своей смерти в возрасте 28 лет использовался в племенной работе.
Первые успехи
В 2001 году Касал Аск получил лицензию для использования в голштинской породе. Через год он был отправлен на 70-дневные испытания жеребцов в Адельхайдсдорф, где получил высокие баллы за прыжковые качества. Это оказалось убедительным аргументом для конезаводчиков, что подтверждает такой статистический факт: 63% жеребчиков и 70% кобылок, рожденных от Касал Аска в 2004 году, были премированы на керунгах. В 2009 году его сын Кэтч Ит стал резервным чемпионом Голштинского керунга и был продан за 450 тыс. евро в Данию. Дочери Фонтесса, Акимба и Каскада I были признаны лучшими на шоу элитных кобыл в Эльмсхорне в 2008, 2011 и 2013 годах соответственно. Казалито стал чемпионом в Ноймюнстере в 2013 году, а Каскаделло завоевал титул резервного чемпиона Голштинского керунга в 2011 году и был продан за рекордную сумму в 600 тыс. евро. На данный момент лицензировано 46 сыновей Касал Аска, 53 его дочери премированы.
Долгосрочное сотрудничество
Сам Касал Аск в соревнованиях для молодых лошадей выступал нестабильно, был неуравновешенной лошадью до такой степени, что мог испугаться собственной тени. Тогда Бо Кристофферсон, который на протяжении 12 лет был основным всадником Голштинского союза, предложил отдать жеребца шведскому спортсмену Рольфу-Горану Бенгтссону. У Бо Кристофферсона было особенное отношение к Касал Аску, так как именно с его отцом всадник начинал свою международную спортивную карьеру. «Каретино был для меня лошадью, обладавшей яркой индивидуальностью, на маршруте он всегда демонстрировал лучшее, на что был способен», – вспоминает Бо Кристофферсон. В конном мире Рольф-Горан Бенгтссон известен как очень спокойный человек, но под этим обманчивым спокойствием скрывается непреодолимое желание побеждать. Прежде чем стать профессиональным спортсменом, Рольф долгое время проработал автомехаником, а верховая езда была лишь увлечением в свободное от работы время. Огромный опыт работы с лошадьми он получил на конюшне Яна Топса, несколько лет проработав там вместе с Эдвиной Топс-Александер.
В 2005 году Касал Аск переезжает на конюшню к Рольфу, и начинается их долгосрочное сотрудничество, которое мы наблюдаем и по сей день. Через несколько месяцев они выигрывают чемпионат земли Шлезвиг-Голштейн среди 6-летних конкурных лошадей с убедительной оценкой в 9,5 балла, а позже занимают 3-е место на Бундесчемпионате. Рольф старался не форсировать жеребца – Касал только в 9 лет начал пробовать свои силы в Гран-при, выиграв двухзвездный турнир в Орхусе.
«Касал Аск очень аккуратный жеребец, и с самого начала у меня было чувство, что не следует заставлять его делать то, к чему он еще не готов, – делится своими воспоминаниями Рольф. – То, что Касал Аск самодостаточная личность, было понятно сразу, и потому я не торопился». Откровенно говоря, Касал Аску очень повезло, ведь он попал к Рольфу именно в то время, когда основными лошадьми у него были МакКинли и Нинья, и жеребец мог спокойно набираться опыта. Он выступал по небольшим высотам до тех пор, пока у него не появилась уверенность в собственных силах, а Рольф не почувствовал, что Касал Аск готов выйти на новый уровень. И вот в 2009 году Рольф и Касал Аск добились отличных результатов, выиграв Гран-при Осло, Оденсе и Стокгольма, в 2010 году стали победителями Гран-при Роттердама, Фальстербо и Хертогенбоша, в 2011 году доказали свой высокий класс на этапах LGCT в Гамбурге и Монте Карло, а также на Кубке мира в Лионе. На Олимпиаде в Лондоне Касал Аск отпрыгал три маршрута без штрафных очков, отобравшись в Финал, но травма помешала ему побороться за олимпийское золото. В 2013 году на чемпионе Европы в датском Хернинге Касал Аск завоевал бронзу в составе сборной Швеции, его выступление на этом чемпионате было самым стабильным, что принесло ему титул Лучшей лошади турнира и 4-е место в индивидуальном зачете. Продолжая выступления на этапах LGCT, Касал Аск стал первым в Шантильи, Базеле и Дохе в 2014 году, в Риме и Лондоне в 2015 году, в Париже и Валькенсваальде в 2016 году. И сегодня, благодаря своей феноменальной лошади, Рольф стал победителем в серии LGCT этого года, на 16 очков опередив Эдвину Топс-Александер.
Рекомендации конезаводчиков
Для голштинской породы Касал Аск – жеребец особенный, он не только топовая конкурная лошадь, подчеркивающая правильность селекционной программы Голштинского союза, но и прекрасный жеребец-производитель, дающий все новых и новых лошадей для спорта и разведения. Хотя необходимо отметить, что результаты скрещиваний с Касал Аском не всегда являются однозначными, так как жеребята получаются очень разные: рождаются и крупные, неуклюжие, есть и маленькие, коротконогие. Поэтому необходимо уделить тщательное внимание подбору: Касал Аску, впрочем, как и раньше его отцу Каретино, идеально подходят кобылы на длинной ноге, не слишком массивные. В голштинской породе это – кобылы с преобладанием в родословной крови Кор де ля Бриера или Лэдикиллера хх.
Потомки в спорте
В настоящее время порядка 40 детей Касал Аска успешно выступают в конкурах различной степени сложности. В турнирном сезоне 2015/2016 года Касал Аск в десятке лучших производителей мира занимает 4-е место. Дети Касал Аска, как правило, имеют великолепный галоп с хорошим захватом пространства, аккуратны при выполнении прыжков, имеют быстрые рефлексы и всегда готовы показать высокий результат. Всадников, выступающих вместе с его детьми, можно увидеть на соревнованиях по конкуру различного уровня. На проходившем в сентябре этого года чемпионате мира для молодых конкурных лошадей в бельгийском конном заводе Цангерсхайде, в маршруте для жеребцов-производителей, блестящую победу под седлом бельгийца Жерома Гери одержал сын Касал Аска серый Аликанте (бывший Касарес М, мать от Индоктро). «Для меня и для владельцев Аликанте это очень важная победа, – поделился своими впечатлениями Жером. – Аликанте не только спортивная лошадь, он жеребец-производитель. Многие конезаводчики видели его выступления по телевизору, но увидеть его вживую и то, как он побеждает, – это прекрасная реклама! Я думаю, у Аликанте есть все качества великолепной спортивной лошади: он сильный, аккуратный и очень легкий в работе. А еще он красавец!»
Касалло Зет (мать от Кальваро Зет), лицензированный для селекции в конном заводе Цангерсхайде, с большим успехом выступает на международных соревнованиях под седлом итальянского всадника Пьерджиорджио Буччи: в этом году они победили на этапе GCT в Эшториле, завоевали 2-е место на этапе GCT в Монте Карло, а также финишировали первыми в Гран-при Дублина.
Шведский спортсмен Дуглас Линделоу, взяв в работу Каселло (Касал Аск х Каролус I) в возрасте трех лет, добился с ним отличных результатов: 8-е место в финале Кубка мира 2015 по конкуру в Лас Вегасе, участие в чемпионате Европы в составе сборной Швеции, 2-е место на этапе Кубка мира в Штутгарте. Но в декабре 2015 года, после ссоры с совладельцами Каселло, было принято решение его продать небезызвестной Маделайн Винтер-Шульце. По слухам, сумма сделки составила 3 млн евро. Казелло переехал на конюшню к Людгеру Бербауму и с января 2016 года начал выступать под немецким флагом. Со своим новым всадником Каселло принял участие в Олимпийский играх в Рио, а в сентябре принес победу немецкой команде в финале Кубка наций в Барселоне.
Также на протяжении последних шести месяцев еще один сын Касал Аска – 11-летний мерин Чезалл Зимквест (мать от Кончерто II), благодаря успешным выступлениям под седлом Симона Делестра занимал первую строчку в рейтинге WBFSH ROLEX. И вот с результатом в 2270 очков он признан лучшей конкурной лошадью 2016 года. Награждение его заводчика Гюнтера Шюдера состоится в декабре в Женеве. Благодаря Касал Аску и его детям Чезалл Зимквесту, Казелло, а также кобыле Чита (бывшая Вундершен, мать от Пика Рамиро), выступающей под ирландским всадником Конором Свэйлом, голштинская порода возглавляет конкурный рейтинг студбуков. Казелло Зет, в свою очередь, внес вклад во второе место, которое занимает студбук Цангерсхайде.
«Без четкого плана»
«Это универсальная лошадь, одинаково хорошо выступающая и в маленьких манежах, и на больших открытых полях, – говорит о своем четвероногом партнере Рольф-Горан Бенгтссон. – Он никогда не показывает свой жеребцовый характер на соревнованиях. Я уважаю возраст Касал Аска, и у меня нет четкого плана на его дальнейшие выступления. С нашими спонсорами Stutteri ASK и владельцем – Голштинским союзом мы посмотрим, как он будет себя чувствовать. Если однажды мы поймем, что он уже больше не получает удовольствия от того, что делает, то отправим его на заслуженный отдых. Хотелось бы, чтобы Касал Аск ушел из спорта счастливым и здоровым».