Пять за 25

Знаменитые лошади: Пять за 25

Автор: Анна БЕКЛЕМИШЕВА
Номер журнала: GM №4(206)2021
Фото: Imago/TASS

Часто жизнь знаменитых лошадей после большого спорта продолжается не так долго, как того хотелось бы. Но есть и те, кто переваливают за двадцатипятилетний рубеж и продолжают и дальше радовать своих хозяев, всадников и многочисленных поклонников по всему миру. Мы собрали пять примеров четвероногих звезд мирового конного спорта, ветеранов, которых можно смело считать живыми памятниками самим себе.

Салинеро (27 лет)
 
Анки ВАН ГРЮНСВЕН и САЛИНЕРО в родной конюшне
 
В конюшнях трехкратной олимпийской чемпионки Анки ван Грюнсвен за ее яркую выездковую карьеру было много знаковых лошадей, однако некоторые все же занимают совершенно особое место в ее жизни. Ганноверский мерин Салинеро – один из таких. Именно с ним голландская всадница дважды становилась победительницей в личном зачете Олимпиады. На Играх в Лондоне 2012 года пара помогла команде Нидерландов завоевать бронзовые медали, а в личном зачете 18-летний мерин стал шестым. 
 
Салинеро родился в 1994 году и попал на конюшню Анки и ее супруга, Шефа Янссена, в шестилетнем возрасте. Как это часто бывает в таких историях, изначально предполагалось, что конь отправится совсем в другие края – к клиенту из Америки. 
 
Однако Янссен настоял, чтобы его жена села на Салинеро хотя бы раз. «С этого момента я поняла, что это особенная лошадь. Он всегда был готов работать и обладает целым рядом замечательных качеств», – вспоминает Анки. 
 
После Олимпиады в Лондоне мерина уже не беспокоили по спортивным поводам, так что скоро будет уже десять лет, как он живет на конюшне Анки и Шефа в Нидерландах без соревнований, на заслуженном отдыхе. Пасется в огромных левадах, несет легкие верховые нагрузки, общается с многочис­ленными друзьями – этой весной Анки в своем аккаунте в Инстаграме выложила видео, как Салинеро носится по манежу вместе с пони и еще одним конем ван Грюнсвен, успешно выступающей теперь, как известно, в рейнинге – квотерхорсом Уиззом. 
Как и полагается настоящим звездам, Салинеро даже является амбассадором одной из голландских благотворительных организаций, помогающих лошадям на пенсии.
 
 
Голдфивер (30 лет)
 
ГОЛДФИВЕР под седлом Людгера БЕРБАУМА на Олимпиаде в Афинах 2004 года (фото: imago)
 
На конюшнях легенды немецкого и мирового конкура – Людгера Бербаума, живет еще одна пожилая звезда конного спорта – ганноверский жеребец Голд­фивер 1991 года рождения. Он не просто гуляет в просторных левадах, но и продолжает зарабатывать деньги: замороженное семя этого жеребца стоит 800 евро. Четыре его сына уже стали лицензированными жеребцами, и в целом потомки успешно выступают в конкуре – чего стоит одна только кобыла Гота, на счету которой золото и бронза чемпионатов Европы. 
 
Голдфивер - почетный пенсионер и производитель 
 
Голдфивер попал на конюшни Бербаума в возрасте пяти лет и полностью оправдал свое имя, которое переводится как «золотая лихорадка». Золотых медалей Людгер Бербаум в паре с этим гнедым жеребцом заработали немало: это и победа немецкой команды на Олимпиаде 2000 года в Сиднее, и командное золото чемпионата Европы 2003 года, и многочис­ленные победы в Гран-при по всему миру. Во время Всемирного конного фестиваля в Аахене в 2009 году его проводили на пенсию, однако этот день лишь перелистнул очередную страницу его жизни, которая и дальше развивается весьма интересно. Уже следующий год принес ему звание «Ганноверский жеребец года», а в 2015 году Голдфивер был увековечен на Аллее славы в Аахене. Кто знает, быть может, однажды здесь к нему присоединятся и его потомки.
 
 
Овер Ту Ю (33 года)
 
ОВЕР ТУ Ю – почтенный ветеран спорта
 
Настоящим долгожителем среди спортивных пенсионеров является Овер Ту Ю, несмотря на то, что его спортивная карьера сложилась в такой жесткой дисциплине, как троеборье. 5 июня 2018 года мерин вместе с несколькими своими самыми преданными поклонниками, а также хозяйкой и всадницей Джанетт Брэйквелл отметил свое тридцатилетие (!) на ферме в Стаффордшире (Англия) – с тортом и разноцветными воздушными шарами. 
 
Джек, как ласково зовут мерина близкие, завершил свой спортивный путь как самая успешная и титулованная троеборная лошадь в истории. Любопытно, что начинал он свою карьеру в скачках, впрочем, без особого успеха, после чего его попробовали в другой дисциплине. Так мир узнал об Овер Ту Ю. Разменяв четвертый десяток, он не оставляет своего «юношеского протеста» – все также козлит и ненавидит, когда коновод производит какие-то манипуляции с его ногами. «Он все такой же сварливый, пока не угостишь его чем-то. Искренне считает, что я ему всегда обязана!» – смеется Брэйквелл. 
 
 

Сатчмо (27 лет)

Изабель ВЕРТ и САТЧМО на Олимпиаде – 2008 в Гонконге
 
Еще один счастливый пенсионер мировой выездки, ровесник и, кстати, главный соперник Салинеро, – мерин Сатчмо, принесший немало побед немецкой всаднице Изабель Верт. На счету этой пары медали чемпионатов Европы, Всемирных конных игр, финалов Кубка мира и, конечно же, Олимпийских игр: в Пекине в 2008 пара завоевала серебро в личном зачете и золото в командном. За свой спортивный путь Сатчмо выиграл 75 стартов уровня Большого приза. Успехи этого мерина не смогли оставить без внимания даже известную фирму коллекционных игрушек – так что желающие могут купить мини-версию легендарного коня и ежедневно любоваться им, стоящим где-нибудь на полочке. 
 
Сейчас Изабель выкладывает видео, на которых пожилой Сатчмо, без седла и уздечки, на одном недоуздке делает под своей всадницей один за другим элементы Большого приза, однако во времена его молодости картина была иной. «Сатчмо – чрезвычайно чувствительная, разумная, милая лошадь, но при этом весьма дерзкая. Он очень требовательный к всаднику. Столько, сколько я летала с него, я не падала ни с одного другого коня, – рассказывает "королева выездки". – Однако в конце дня он становился самой надежной лошадью. С ним я чувствовала себя в полной безопасности, и даже ездила на нем во время беременности, до поздних сроков».  
 
После пышной церемонии проводов на пенсию и заключительного Кюра перед многотысячными трибунами принадлежащий Маделин Винтер-Шульц мерин отправился на конюшни к Изабель Верт. Владелица говорила журналистам, что у нее не было вопросов, где он будет находиться после большого спорта – слишком особые отношения сложились у них с Сатчмо. Спортсменка, в свою очередь, отметила тогда, что будет продолжать время от времени ездить на нем верхом: «Он просто не поймет меня, если я вдруг перестану это делать».
 
 
Шаттерфлай (28 лет)
 
Мередит МАЙКЛС-БЕРБАУМ и ШАТТЕРФЛАЙ
 
В свое время ганноверский мерин Шатерфлай стал самой «высокооплачиваемой» конкурной лошадью в мире – за свою спортивную карьеру он заработал более 3,5 миллионов евро призовых. На его счету три выигранных финала Кубка мира, первое место в Rolex Гран-при в Аахене в 2005 году, золото личного зачета чемпионата Европы 2007 года, четвертое место на Олимпиаде в Пекине в 2008-м и еще десятки побед на крупнейших турнирах планеты. 
 
А ведь начиналась его жизнь совсем иначе, и даже имя было другим. Будущий чемпион родился с такой взъерошенной гривой, что заводчик назвал его Штрувельпетером. Так звали героя одной из самых популярных немецких детских книжек, на русский язык его имя переводят как «Стёпка-растрёпка». Однако в прекрасного лебедя этот гадкий утенок превратился очень быстро. В шестилетнем возрасте он прыгал на небольшом турнире в Германии, и, хотя под неизвестным всадником-любителем не показывал ничего особо впечатляющего, все равно привлек внимание немецкой конкуристки Мередит Майклс-Бербаум. «Мне понравился типаж этого длинноногого конечка и выражение его морды. Все его движения были очень легкими», – вспоминает спортсменка. 
 
Мередит МАЙКЛС-БЕРБАУМ и ШАТТЕРФЛАЙ
 
Новые американские хозяева дали ему новое имя – справляться каждый раз с зубодробительным немецким Штрувельпетером не представлялось возможным. И хотя Шатерфлай никогда не был простой в работе и на турнирах лошадью, им с Мередит суждено было добиться головокружительных высот.
 
На пенсию мерина проводили с таким же размахом, с каким развивалась его карьера. В возрасте 18 лет в Аахене он выиграл Приз Европы – 2011, и в тот же уикенд прошла красивая церемония, где 55-тысячная толпа стоя приветствовала своего любимца и провожала его на заслуженный отдых. Размеренным образом жизни без постоянных переездов и турниров Шаттерфлай теперь сполна наслаждается в немецком Тедингхаузене под Ферденом (Нижняя Саксония) – в огромных зеленых левадах на конюшнях Мередит и ее супруга Маркуса Бербаума.  
 
 
По человеческим меркам
 
Лошадиный век в среднем длится около 25 лет, и те представители, которые переваливают за тридцатилетний рубеж, считаются уже экстремальными старожилами. Как и в случае с собаками и кошками, людям не дает покоя вопрос: какие аналогии можно провести между возрастом лошади и человека? Очередное исследование, проведенное ветеринарными врачами в 2003 году, было опубликовано на ресурсе Equine Resources International. Согласно ему, годовалый жеребенок эквивалентен ребенку 6,5 лет, а двухлетка – 13-летнему подростку. Физически зрелая пятилетняя лошадь – это человек примерно 24,5 лет, а конь в 13 лет ассоциируется примерно с сорокалетним человеческим возрастом. Подобных таблиц и графиков много, однако все их объединяет лишь условная точность. Слишком разная продолжительность жизни человека и лошади, и кардинально разное развитие – невозможно полноценно сравнивать жеребенка, который встает на ноги через считанные минуты после рождения, а через несколько месяцев уже может обходиться без кобылы, и ребенка, чей процесс роста и становления затягивается на долгие годы. 
 
Но что точно объединяет и лошадей, и людей, так это неизбежные старение и смерть. И у тех, и у других время их наступления зависят от большого количества факторов. Это и генетика, и наличие травм и хронических болезней, и общее состояние здоровья, и то, как следят за ним на протяжении всей жизни и в старости. И нередко бывает, что Тотилас, окруженный целым штатом обслуживающего персонала и огромной финансовой поддержкой, умирает в 20 лет, а знаменитый британский долгожитель Олд Билли, чья жизнь была гораздо менее радужной (он был баржевой лошадью), покидает этот мир в 62 года.