Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №2 (138) 2014
«Чтобы испечь вкусный пирог, вам нужны лучшие ингредиенты. С конкуром то же самое – чтобы добиться успеха, нужны лошади, владельцы, менеджеры, спонсоры – и вы действительно должны быть готовы отдаться делу всеми своими силами», – поделилась Эдвина Топс-Александр в одном из интервью.
Этой женщине удалось то, о чем многие всадники могут только мечтать: девочка из неконной семьи сумела проделать трудный путь из непримечательного австралийского пони-клуба на вершину мирового конкура. Сегодня ее конюшни заполнены лучшими лошадьми, стоимость которых исчисляется миллионами евро, а ее менеджеры заключают контракты со спонсорами из ряда самых влиятельных брендов, например, такими законодателями мировой моды, как Gucci и Jaeger-LeCoultre. Казалось бы, о чем можно еще мечтать? Глядя на бриллиант в
5 карат, сверкающий на пальце Эдвины после свадьбы (2011) с олимпийским чемпионом, крупнейшим коневладельцем Европы Яном Топсом, возникает вопрос, помнит ли Эдвина Топс-Александр, с чего все начиналось?
Без имени и перспектив
Как девочка из среднего класса, выросшая в пригороде Сиднея под названием Туррамурра, превратилась в королеву европейского конкура?
Семья Эдвины не имела ничего общего с конным спортом, если не считать тот факт, что у их соседа была лошадь. Именно эта лошадь и запала в душу маленькой Эдвины. Девочка замучила соседа просьбами научить ее ездить верхом, и родителям пришлось затянуть пояса, включив в свой список расходов оплату пони-клуба. Так, Эдвина начала ездить верхом на пони в 8 лет. Затем настала пора пересесть на лошадей, но в обычном прокате ей попадались самые дурноезжие лошади. Девушке было тяжело справляться с ними – борьба, падения и сопротивление – вот что встречало ее на занятиях, но даже это не сломило желание Эдвины заниматься конным спортом. И лишь сегодня спортсменка понимает, что это не ее вина в том, что она не могла справиться с лошадьми, просто тренеры, заметившие сильную всадницу, сажали Эдвину на самых сложных лошадей, ведь только она, одна из многих, могла усидеть на них.
Со стороны это выглядело смешно. Эдвина слыла настоящим клоуном – ученики собирались посмотреть на это «родео» и спорили, сумеет ли она забраться в седло очередного «монстра», не будучи укушенной. Родители поняли, что тратят столь нелегко достающиеся деньги впустую, и приняли решение вложиться в хоть сколько-нибудь стоящих лошадей. Эта ставка сыграла, и Эдвина начала побеждать.
Пора определиться
Не переставая тренироваться и выступать, Эдвина приняла решение непременно получить университетское образование, и в 21 год окончила факультет физической подготовки и работала в качестве дипломированного фитнес-тренера. В тот же год (1995) она выиграла чемпионат Австралии по конкуру среди юниоров.
Эти послеуниверситетские годы, как и у многих, были довольно неопределенными. Если ранее учеба задавала общее направление движения, то после получения диплома Эдвина не могла определиться, – ее бросало от одного интереса к другому. В итоге девушка приняла решение, что настала пора выбрать что-то одно, глубоко в душе понимая, что ее мечтой всегда оставались лошади и конкур.
Для того чтобы посвятить себя конному спорту, нужно было перебираться в Европу, ведь именно там разворачивались все основные действия мировой конкурной сцены. Однако Эдвина не имела понятия, что из себя представляет европейский спорт, какова расстановка сил и куда податься ей – молодой амбициозной спортсменке, не имевшей под седлом перспективных лошадей. Единственное представление Эдвины о событиях Европы были почерпнуты из журнала Horse&Hound, который она прочитывала от корки до корки.
Но желание и амбиции порой заставляют совершать авантюрные поступки, достаточно лишь немного подтолкнуть человека к этому. Таким толчком для Эдвины стала встреча с голландским конкуристом Альбертом Вурном в 1998 году. Спортсменка поняла, что Европа вовсе не страна людоедов, хоть и находится далеко за океаном, так что в 24 года всадница упаковала чемоданы и, окрыленная мечтой, отправилась навстречу этой волнующей неизвестности. Именно это решение изменило всю ее жизнь.
Эдвина привезла с собой свою лошадь по кличке Мистер Данди, что вкупе с австралийскими корнями выглядело очень смешно, ведь все помнят фильм «Крокодил Данди»! На первые полгода Эдвину приютили ее новозеландские друзья, которые помогли девушке сориентироваться в новой обстановке. Но спортсменка и сама понимала, что она не может вечно пользоваться добротой друзей с родного южного полушария, ей надо было попробовать себя в свободном плавании, чтобы понять, действительно ли это тот путь, о котором она мечтала.
На пути к Топ(с)у
Эдвина переехала в Бельгию, а затем устроилась на работу к Людо Филиппартсу, на которого трудилась следующие 3 года. За это время Эдвина объехала с Людо и его лошадьми множество турниров, познакомилась с европейским конкуром, его правилами и основными игроками. Взгляд со стороны помогал ей анализировать плюсы и минусы этой системы, что дало возможность найти свою нишу и пойти на риск – основать собственное дело. Более того, работа на Филиппартса помогла всаднице скопить капитал, с которого начался новый этап европейской главы истории молодой спортсменки. Эдвина Александр переехала в Голландию, где стала покупать и продавать лошадей, ведь дилерство, как известно, самый распространенный бизнес конной индустрии, способный при наличии светлой головы и хорошего круга знакомств принести неплохой доход. Но сама Эдвина даже не могла себе представить, какой неожиданный «доход» принесет ей это начинание.
Дело в том, что бизнес шел из рук вон плохо, – Европа практически ломала Эдвину. Здесь все было раскроено и поделено между фамилиями, долгие годы занимающимися разведением спортивных лошадей. Тщетные попытки состояться в спорте, отсутствие контактов и разрыв с бойфрендом практически убедили Эдвину, что Европа ей не по зубам. Эдвина решила сделать последнюю попытку – выступить в составе сборной на ВКИ 2002 года в Хересе. Команда заняла 13-е место, а белокурая красавица, отважно сражавшаяся за результат, попала в поле зрения олимпийского чемпиона – голландца Яна Топса. Ян Топс – одна из наиболее влиятельных фигур мирового конкура, – спортсмен, тренер, коневладелец. Долгое время Ян встречался с канадской конкуристкой Тани Цайдлер, у пары даже родилась дочь, но после расставания Тани и дочь Джулия уехали в Канаду. И вот в 2002 году 41-летний Ян обращает внимание на 28-летнюю Эдвину, и хотя весь мир конкура доступен ему как на ладони, именно эта девушка не выходила у него из головы.
Танцы с миллионами
Однажды к Эдвине обратились ее австралийские клиенты, которым нужно было ее посредничество по приобретению одной из лошадей Яна Топса. Эта встреча оказалась судьбоносной. Ян давно старался привлечь внимание молодой стройной блондинки, и вот она сама пришла к нему, хоть и по делам бизнеса. Ян долго расспрашивал ее о том, как идут ее дела, и даже предложил помощь в решении проблем, возникших у Эдвины после приобретения нескольких лошадей. Девушка так рьяно старалась все делать сама, что предложения Яна ее насторожили, но, когда он предложил спортсменке возможность приобрести по заманчивой цене одну из его превосходных кобыл Пиалотту, Эдвина проглотила столь лакомую и завидную наживку вместе с крючком. Эдвина на Пиалотте ворвалась в топы европейских конкуров, как гром, на голову завсегдатаев призовых строчек местных турниров. Настоящим джек-потом стало участие Эдвины на Пиалотте в финале Всемирных конных игр-2006 в Аахене. Эдвина стала первой конкуристкой за историю Австралии, квалифицировавшейся в финал ВКИ, и заняла 4 место! Но не это захватило заголовки первых полос конной прессы, а тот факт, что Эдвина и Ян стали открыто появляться на публике вместе.
В том же 2006 году Ян Топс организует серию турниров под названием Global Champions Tour, которая сегодня является самой престижной коммерческой серией, проводимой вне эгиды FEI. Сегодня это самый успешный проект в мире конкура, – право участия в этапах GCT получают только 50 лучших спортсменов мирового рейтинга, остальные могут пробиться в их списки только за внушительные взносы. В VIP-зону на трибунах приглашены самые сливки конкурной элиты, и порой именно здесь принимаются судьбоносные для спорта решения. Более того, этот успешный проект с сильнейшей спонсорской поддержкой последние годы выигрывает в конкуренции с FEI, оттягивая с официальных стартов сильнейших всадников мира, выбирающих борьбу за миллионные призовые фонды вместо титулов на чемпионатах и кубках.
Новая жизнь
Теперь те дни, когда Эдвина работала на конюшне целыми днями до мозолей на руках, остались лишь в воспоминаниях. Сегодня ее лошади стоят на конюшне Яна Топса в Валькенсваарде (Голландия). У нее 35 лошадей, которых обслуживают 12 человек персонала, помимо трех спортсменов-берейторов. Сегодня Эдвину тренирует сам Ян, а также долгое время с ней работал Даниель Дойссер. Помимо базы в Голландии, у Яна и Эдвины есть дом в Монако, где они живут, когда в их графике значатся турниры в Ницце, Монте-Карло и пр. Те, кто знаком с жизнью типичного спортсмена, смотрят на такую возможность с нескрываемой завистью, ведь стартующий всадник становится настоящим пленником арены, где он проводит целые дни каждую неделю с четверга по воскресенье, не считая кратковременной смены обстановки на ночевку в предоставляемом организаторами отеле.
График Эдвины позволяет ей найти время не только для тренировок. Обычно она работает 6-8 лошадей в день, которых для нее чистят, собирают и разминают коноводы, так что после обеда она уже может покинуть конюшню. Далее следует решение текущих вопросов в офисе, тренажерный зал три раза в неделю, съемки для каталогов и рекламных роликов. До недавних пор много времени в графике Эдвины занимало написание книги о ее философии верховой езды, важных моментах ее карьеры и лучших лошадях, преподавших всаднице настоящий урок. Книга была опубликована летом 2012 года, а ее презентация прошла в рамках этапа Global Champions Tour в Монако.
Лошадиная коллекция
Маленький рыжий мерин от Ле Тот Семилли – Итот ду Шато покорил не только самые сложные Гран-при турниров высочайшего класса, но и собрал настоящие толпы фанатов по всему миру. Эдвина и Ян несколько раз обращали внимание на Итот, когда на нем еще выступал Майкл Хекарт. В 2007 году пара встречала Новый год в Австралии, и Ян сказал Эдвине, что в качестве подарка он купил ей Итот ду Шато. Эдвина так обрадовалась, что потребовала как можно скорее вернуться в Голландию, но это было невозможно: они только прилетели. Когда же случилась долгожданная встреча, Эдвина зашла в денник и охнула от удивления: мерин, стоявший рядом с ней, был таким маленьким! Рост Тоти всего 157 см, но этот рыжий «малыш» быстро доказал всаднице, что размер не имеет значения. И даже сегодня, когда Итот уже 18 лет, он ведет себя на все 10! Но как бы ни хотелось спортсменке выступать на нем всю жизнь, это невозможно,
и в ее конюшне каждый сезон появляются новые лошади. Одна из таких лошадей – Флойт, ранее выступавшая под Майклом ван дер Флютеном. Опытным бойцом этой команды также стал Титус, купленный у Гая Уильямса. Титус занял место Киске, проданного Топсами под Родриго Пессоа. Настоящая красавица в этом ряду – серая Эринайс Хорта (от Диамант де Семилли), – кобыла производит впечатление будущей топ-звезды мирового конкура! И это, конечно, не все, – еще есть Руиссэу Зет, Гуччио, Эго ван Орти, Ризотто… На конюшне Яна и Эдвины Топс можно найти много потенциальных суперзвезд, ведь чета занимается и разведением спортивных лошадей – от Куидам де Ревеля, Верди, Флойта, Аир Джордан Зет, Диамант де Семилли, Индоктро, – список кличек просто поражает!
Модные контракты
Одним из главных спонсоров Эдвины является модный дом Gucci, полностью одевающий саму спортсменку как на арене, так и в повседневной жизни, а также предоставляющий лучшую амуницию ее лошадям! Шарлотта Казираги, дочь принцессы ганноверской, внучка Грейс Келли, – хорошая подруга Эдвины, являющаяся лицом дома Gucci, и ранее привлекала изящную амазонку Эдвину к нескольким рекламным проектам. Так Эдвина познакомилась с Фридой Джианнини – креативным директором бренда, и в 2010 году было принято решение заключить спонсорский контракт со знаменитой конкуристкой, чтобы та представляла бренд на мировой конкурной арене.
Возможно, у истоков успеха Эдвины, действительно, стоят ее талант, мастерство, умение справляться с трудностями и заставлять себя идти дальше. Однако одним из ее главных преимуществ, как у любой амбициозной женщины, является умение прочувствовать ситуацию, быстро сориентироваться и правильно сделать ставку. Приехав из Австралии, Эдвина долго наблюдала за конным спортом взглядом «со стороны» и не могла не заметить, что в Европе конкуром правят мужчины, будь то действующие спортсмены или «серые кардиналы» – владельцы, спонсоры, менеджеры. Так, может быть, главная удача Эдвины не в том, что она прорвалась своими силами на вершину спорта, а то, что в этом конкурном покере она сделала ставку на сильного игрока?